рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие прогресса

Понятие прогресса - раздел Философия, Философия Многие Ученые-Обществоведы Исходят Из Того, Что В Истории Общества Господству...

Многие ученые-обществоведы исходят из того, что в истории общества господствует прогресс, под которым понимают такой вид развития общества, который означает переход от менее совершенного общественного состояния к более совершенному. Суть идеи прогресса состоит в признании того, что все человеческие общества движутся естественно и закономерно вперед по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму. Важно отметить, что идея прогресса не была исключительной принадлежностью ученых, а пронизывала все слои общества, являлась важным элементом общественного сознания.

Первые теории исторического прогресса возникают в период раннего капитализма. В XVII в. идеи общественного прогресса развивал итальянский философ Д. Вико (1668–1744). Он утверждал, что все народы проходят в своем развитии три больших этапа: божественный, героический и человеческий, пройдя которые общество начинает двигаться по нисходящей линии и возвращается к исходной точке развития. Затем начинается новый круг движения.

Наиболее четко и последовательно идею общественного прогресса сформулировал и обосновал в XVIII в. французский философ Ж. Кондорсэ (1743–1794). Он разделил историю на 10 этапов на основе совершенствования человеческого разума и был убежден, что именно от успехов разума, проявляющихся в росте наук и распространении образования, зависит прогресс человечества, содержание и формы общественной жизни. Общественный прогресс бесконечен, потому что в природе человека заложена способность безграничного совершенствования. Прогресс ведет к равенству между людьми и потому Кондорсэ отвергал сословное деление общества. Вместе с тем он отстаивал необходимость имущественного неравенства между людьми, потому что оно «полезно для общества». Неравенство в богатстве является естественным и необходимым для общества, оно может быть ослаблено, но никогда не может быть уничтожено.

По мнению Гегеля, всемирная история есть прогресс в сознании свободы. История движется с Востока на Запад, проходя четыре стадии: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В странах Востока знали, что свободным может быть только тиран. У греков и римлян появилось сознание свободы, но они знали, что свободными могут быть только некоторые, поэтому у них были рабы. И только германские народы дошли до понимания того, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, что человек может быть свободен как таковой. Гегель рассматривает историю как поступательное движение от низших форм к высшим, отстаивает идею прогресса человечества. Мировая история является воплощением разума. «Кто разумно смотрит на мир, — говорит Гегель, — на того и мир смотрит разумно». Гегель подчеркивает значение активного начала в историческом процессе, роль которого выполняет мировой дух. Деятельная природа духа проявляется через деятельность людей и прежде всего великих личностей. Великие личности, по мнению Гегеля, являются «доверенными лицами всемирного духа», поэтому они знают ближайшую ступень в развитии общества, превращают историческую необходимость в личную цель и активно добиваются ее воплощения.

К. Сен-Симон (1760–1825движущей силой исторического прогресса считал разум, человеческое знание, научное и нравственное просвещение людей. Он отстаивал закономерный характер общественного развития и считал объективно необходимым смену менее совершенных форм общественного устройства более совершенными. Он был убежден, что «золотой век» человечества не в прошлом, а в будущем. Будущий строй он представлял как промышленно-научную систему, где отсутствует безжалостная конкуренция, а на смену анархии придет организация производства и сознательный труд всех на благо всего общества. Цель такого общества — всемерное удовлетворение многообразных человеческих потребностей, всемерное развитие каждого индивида.

Ш. Фурье (1772–1837)исходил из идеи исторического прогресса и составил таблицу развития общества, выделив в нем 32 периода. Он считал, что нет чистых общественных форм, что каждый строй содержит в себе черты пройденных этапов и зачатки будущих общественных стадий. Он считал, что переход к новому обществу можно осуществить мирным путем, через создание ассоциаций при помощи отдельных благотворителей из среды капиталистов. Будущее общество будет состоять из ассоциаций, которые он называл фалангами. Каждая фаланга представляла собой земледельческо-промышленное объединение, включающее 160-800 человек. Внутри фаланги люди объединены в серии, число которых 40-45, а на высшей ступени нового строя их количество возрастает до 405. В серии входят лица, неравные по возрасту, имущественному положению, характеру, знаниям и т.д. Неравенство он рассматривал как стимул к активному труду. Распределение произведенной продукции осуществлялось на основании трех факторов: труда, таланта и капитала. По труду распределялось 5/12 всей продукции фаланги, по таланту — 3/12, по капиталу — 4/12. Такое распределение Фурье считал справедливым и отвечающим гармоничному сотрудничеству классов.

О. Конт (1798–1857) выделяет четыре стадии прогресса общества: 1) материальный прогресс (улучшение внешних условий жизни); 2) физический прогресс (совершенствование природы человека); 3) интеллектуальный прогресс (развитие интеллекта, переход от религиозного миросозерцания к положительному); 4) моральный прогресс (развитие коллективности и нравственных чувств). Двум последним стадиям Конт придает решающее значение в общественном развитии. Ключом к пониманию общества, по Конту, является «закон трех стадий» исторического развития. Первая стадия — теологическая. Здесь господствует религиозное мировоззрение. Исторически этой стадии соответствует авторитарно-военный режим родоплеменного общества. Вторая стадия — метафизическая. Она означает преобладание в умах людей абстракций, принимаемых за реальность. Исторически она охватывает период с 1300 по 1800 гг. Третья стадия — позитивная. Она начинается с распространения наук, роста их значения в обществе и создания теории позитивизма, который должен заменить традиционную философию. Этому новому обществу должно соответствовать появление новой элиты творческих личностей.

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали диалектико-материалистическую концепцию исторического прогресса, согласно которой основой существования и развития общества является материальное производство, существующее в форме конкретного способа производства. Способ производства — это конкретно-исторический способ добывания людьми средств для жизни. Он имеет две взаимосвязанные стороны — производительные силы и производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения находятся в единстве. В этом единстве ведущей стороной являются производительные силы. С изменением производительных сил рано или поздно происходит смена производственных отношений. Взаимоотношения производительных сил и производственных отношений определяется законом соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону производственные отношения должны соответствовать уровню развития производительных сил, способствовать их поступательному развитию. Если соответствие нарушается и производственные отношения отстают в своем развитии , то это обнаруживается в замедлении темпов роста производительных сил, нарастании кризисных моментов в экономике. Выход из кризиса требует приведения производственных отношений в соответствие с новыми производительными силами, а это выражается в переходе общества на новый уровень своего социально-экономического и политического развития. Ступенями этого движения являются общественно-экономические формации. Выделяют пять таких ступеней в истории общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие прогресса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философский смысл проблемы бытия
Понятие «бытие» вводится в философию Парменидом еще в VI в. до н.э. и с той поры становится одной из важнейших категорий философии, выражая проблему существования действительности в ее самом общем

Философское учение о материи.
Понятие материи формировалось на протяжении всей истории философии. Сначала философы рассматривали материю как первооснову вещей. И в качестве такой основы называли воду, огонь, землю, воздух и т.д

Движение, пространство и время, как формы бытия материи.
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субст

Лекция 11. Сознание как философская проблема
  Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности, наблюдая факты обмороков, смерти. Долгое время считалось невозможным раскрытие тайны сознания. Создан

Становление диалектики как учения. Принципы диалектики.
Слово «диалектика» ввел в философию древнегреческий Сократ еще в V в. до н.э. В истории философии выделяются три основные формы диалектики: 1) греческая философия, 2) немецкая классическая философи

Понятие «закон». Законы диалектики.
Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому. Качество

Категории диалектики
Категориями называют основные понятия, отражающие общие и существенные свойства, стороны, отношения и связи определенных классов явлений. Занимая важное место в структуре всякой науки, они концентр

Сущность познания. Объект и субъект познания.
Познание — это обусловленный общественно-исторической практикой процесс отражения объективной действительности сознанием человека с целью получения и расширения знания. Источником познания выступаю

Проблема истины
Истина есть адекватное отражение предметов действительности в сознании человека. Истина — это научная система, имеющая свою структуру, которая включает объективность и субъективность, абсолютность

Диалектика чувственного и рационального познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным в познании выступает чувственное отражение, постольку до последн

Методы и формы научного познания
  В условиях бурного развития науки и превращения ее в непосредственную производительную силу все большее значение приобретает разработка логико-методологических проблем. В последние

Проблема антропогенеза
Проблема человека — это старая и вечно новая проблема. Человек стал предметом научного исследования еще в V в. до н.э., в философии софистов и Сократа, и с тех пор внимание к нему не ослабевает. Чт

Деятельность как способ существования человека
Понятие деятельности.Все явления и процессы общества являются продуктом человеческой деятельности, которая обеспечивает и определяет их возникновение функционирование и развитие. И

Личность как субъект общественной жизни
Когда говорят о личности, чаще всего имеют в виду отдельного человека. Но кроме понятия «личность» есть близкие к нему по содержанию категории «индивид», «индивидуальность». Словом «индиви

Общество как саморазвивающаяся система
Итальянский философ XVIII в. Д. Вико утверждал, что история общества тем отличается от истории природы, что первая создана нами, а вторая существует сама по себе, без участия человека. История обще

Общество и природа
Общество выступает как высшее порождение природы. Оно неотделимо от природы, не может существовать вне природы, выйти за ее границы. К. Маркс и Ф. Энгельс в связи с этим писали: «Мы знаем только од

Способ производства как материальная основа жизни общества.
Современная экономика — это сообщество независимых и стремящихся к экономической самостоятельности людей, готовых собственными усилиями строить свое материальное благополучие. Главная проблема экон

Социальная структура общества
Социальная структура есть совокупность относительно устойчивых, стабильных социальных общностей людей, определенный порядок их связей и взаимодействий. Основой функционирования и развития социально

Политика и политическая система общества
Политика — это сознательная деятельность государств, социальных групп и индивидов, направленная на достижение, укрепление и использование власти, защиту интересов определенных социальных субъектов,

Государство как основной элемент политической системы
Государство как особая форма организации общества возникает только на определенной стадии человеческой истории, при сравнительно высоком уровне развития общественного производства и общественных от

Культура как предмет философского анализа.
Термин «культура» произошел от латинского слова и первоначально имел смысл возделывания, облагораживания земли. Культура стала пониматься как «возделывание», «совершенствование» человеческой души,

Культура как процесс
Культура не может существовать вне своего носителя – человека. Человек творит культуру, опредмечивая в продуктах материального и духовного производства, нормах и ценностях результаты своего собстве

Взаимодействие материальной и духовной культуры
Материальная культура включает в себя всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы быта, средства транспорта, связи и т.д.). Духовная культура охватывает сфер

Противоречивость прогресса
Итак, общество развивается поступательно от низших форм своей организации к более высоким и совершенным. Однако прогресс никогда не выступает в чистом виде. Напротив, он всегда связан с определенны

Критерии прогресса
Вследствие сложности и противоречивости общественного прогресса особую важность приобретает вопрос о его критерии, т.е. основном признаке, благодаря которому можно различить стадии развития обществ

Эволюция и революция
Прогрессивное развитие общества осуществляется в двух основных формах — эволюции и революции. Эволюция — это медленное, постепенное количественное изменение существующих о

Смысл и направленность исторического процесса
Исследование проблем общественного прогресса неизбежно порождает вопрос: имеет ли исторический процесс какой-либо смысл и какую-то направленность? В философии истории сложилось два подхода к решени

Ступени развития человеческой истории. Формация и цивилизация
Представление о ступенях развития общества вызревало на протяжении длительного периода существования философии и науки. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Декеарх М

Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества
Формационный анализ социальной действительности строится на сравнении и оценке этапов развития общества, выявлении объективных законов его движения. К. Маркс в предисловии к первому тому «Капитала»

Понятие современного общества и тенденции его развития.
В современной литературе выделяют несколько видов цивилизаций. Наиболее распространенным и признанным является выделение традиционную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации. Под

Происхождение и взаимосвязь глобальных проблем
Термин «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охва

Проблема войны и мира
Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других н

Угроза глобального экологического кризиса
Предотвращение угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека

Рост народонаселения и проблема продовольствия
Человечество увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Причем скорость движения, т.е. прирост населения, постоянно возрастает. В античную эпоху темп годового прироста составлял 0,1%, в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги