Понятие «закон». Законы диалектики.

Наука и исторический опыт человечества доказывают, что развитие природы, общества и мышления есть непрерывное движение от одного качественного состояния к другому.

Качество – это определенность объекта, совокупность признаков, выражающих его сущность и специфику, его отличие от других предметов и явлений, а также черты его сходства с другими объектами.

Качества не существуют сами по себе, самостоятельно, независимо от предметов и явлений объективного мира. В реальности существуют только вещи, обладающие качествами. Причем каждая вещь имеет множество качеств, которые обнаруживаются при наличии определенных условий. Имеется класс природных качеств, присущих материальным предметам, и класс социальных качеств, свойственных человеку и обществу, которые могут быть как материальными, так и духовными.

Существует объективная субординация качеств, поэтому важно выделить прежде всего высшее, определяющее качество, присущее объекту, которое выражает его сущность. Например, человека можно рассматривать и как биологическое, и как социальное существо. Но сущность человека определяет не его принадлежность к живым организмам, а его социальная природа, его социальное качество, потому что человек – это, прежде всего, общественное существо.

Необходимо различать качество и свойство. Качество – это целостная характеристика объекта.

Свойство – это сторона объекта, это своеобразное в каждом конкретном случае проявление данного объекта в его отношениях с другими объектами, выражающееся в способности производить то или иное действие.

Различие между качеством и свойством не является абсолютным. Они обладают способностью переходить друг друга: то, что выступает как качество в одном отношении, может оказаться свойством в другом отношении вследствие изменившихся условий бытия вещи. Например, для учителя в школе его качество будет определять преподавательская деятельность, а другие его определенности (мужчина, родитель, супруг, спортсмен и др.) будут являться свойствами данного человека. Дома учительская деятельность становится свойством человека, так как оказывается отдельной стороной, а качественной определенностью становится его деятельность в роли родителя.

Качество вещи раскрывается через свойства, поэтому чем больше свойств обнаруживается у вещи, тем богаче выражено его качество.

Предметы и явления действительности имеют не только качественную, но и количественную сторону.

Количество – это определенность предметов и явлений, выражающая степень, величину, интенсивность, границы развития данного качества.

Количество всегда едино, слитно, непрерывно, составляет нечто целое, характеризующее степень развития данного качества. В то же время количество состоит из множества однородных элементов, составляющих ту или иную величину, поэтому оно может быть выражено с помощью чисел.

Если качество всегда выступает как внутренняя определенность вещи, то количество в определенном отношении может выступать как бы внешним моментом для предмета. Так, вода остается водой и при температуре 10 , и 20 , и 70 , при объеме 1 литр, 100 литров, 1 миллион литров.

Качество и количество диалектически связаны между собой. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Единство качественной и количественной особенностей выражается категорией мера.

Мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не приводят к качественным.

Мера показывает взаимообусловленность качественной и количественной сторон предметов и явлений действительности. Она выражает границы, в которых предметы остаются самими собой, не теряют своего качества, несмотря на количественные изменения. Так для жидкого состояния воды при давлении в одну атмосферу мерой является температура от 0 до 100 Цельсия, в границах которой вода сохраняет свое качество.

Понятие меры применимо не только к объекту в целом, но и к отдельным его сторонам. Вследствие постоянного развития предметов действительности осуществляется переход от одной меры к другой. Моменты этих качественных превращений называется узлами, а процесс смены одних мер другими образует «узловую линию мер».

Диалектико-материалистическое понимание меры позволяет предвидеть будущую качественно-количественную определенность, т.е. будущую меру еще не возникшего процесса. Это делает понятие меры одним из основных в научном понимании будущего.

Закон перехода количественных изменений в качественные был сформулирован Гегелем на основе рассмотрения движения абсолютной идеи в сфере чистых сущностей. Движение выражается в непрерывном переходе от одного понятия в другое, более богатое по содержанию. Этот «переход» у него означает реальное превращение одного понятия в другое. В объективном мире такого превращения не совершается. Количество не может стать качеством. Весовая единица «килограмм» не может превратиться в муку, уголь, нефть, а температура воды – утолить жажду. На самом деле количественные изменения на определенной ступени развития приводят к нарушению границ меры, и совершается переход к новому качеству. В свою очередь качество не превращается в количество. Появление нового качества означает, что прежние количественные характеристики уже не соответствуют новым отношениям между предметами материального мира. Новое качество неизбежно порождает и новое количество, соответствующее новой качественной определенности вещи.

В действительности происходит переход от одного качества к другому при наличии соответствующих количественных накоплений. Зависимость качественных изменений от количественных дает нам возможность понять, как именно в процессе развития возникает новое качество. Не усвоив этого, нельзя понять и самого процесса развития. Если, например, постепенно уменьшать объем газа, увеличивать давление и изменять температуру, то при достижении критических значений количественные изменения переходят в качественные. Газ превращается в жидкость, у которой появляются свойства, не встречающиеся ни у одной из жидкостей в обычных условиях. Например, жидкий гелий обладает сверхтекучестью, т.е. мгновенно протекает через тончайшие отверстия, сверхпроводимостью тепла.

Переход от старого качества к новому называется диалектическим скачком. Существует множество различных видов скачков. Но при всем многообразии их можно подразделить на две группы: 1) новое качество появляется быстро, полностью, в его целостности путем уничтожения старого качества; 2) новое качество зарождается постепенно, элементы старого качества более или медленно заменяются элементами нового качества.

Вместе с тем эти моменты обнаруживаются в любом скачке. Постепенность выражается в том, что любой скачок продолжается до тех пор, пока из нового не исчезнут все элементы старого. Момент взрыва в скачке заключается в том, что в развитии всегда наступает момент смены одних элементов, связей, отношений другими, более соответствующими новым историческим условиям. Скачок – это единство постепенности и взрыва. В зависимости от условий решающая роль может принадлежать то одной, то другой стороне.

 

Этот закон раскрывает механизм развития процессов действительности. Чтобы понять его сущность, необходимо раскрыть содержание категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие» и их взаимосвязь.

Тождество – это такой вид отношения вещи к себе самой и другим вещам, который характеризуется совпадением сторон этого отношения.

Тождество указывает на неизменность вещи в течение некоторого времени, хотя она, конечно, претерпевает определенные изменения, но основа вещи при этом сохраняется. Например, листья березы тождественны между собой, похожи друг на друга несмотря на все происходящие с ними изменения.

И вместе с тем на березе нет совершенно одинаковых листьев. Они отличаются друг от друга определенными признаками. Этот момент выражается категорией различие.

Различие – это вид отношения к себе и другим вещам, который характеризуется несовпадением сторон отношения.

Следовательно, каждая вещь в каждый момент своего бытия и тождественна себе самой, и одновременно не тождественна. Развитие, усиление различия между сторонами объекта приводит к появлению отчетливо выраженных противоположностей.

Противоположность – это такой вид отношения между сторонами вещи или между вещами, который характеризуется исключением сторон этого отношения.

Так, например, атом образуют положительно заряженное ядро и отрицательно заряженные электроны.

Противоположности находятся в единстве, которое состоит в невозможности существования сторон друг без друга. Так при отсутствии одной из сторон (продавца или покупателя) становится невозможным процесс движения товара. Без единства противоположностей не может существовать ни одно явление действительности. Но единство тем не менее носит относительный характер, а борьба между противоположностями абсолютна, так как каждая противоположность несет в себе условия исключающие существование другой стороны. Противоположности в процессе взаимодействия друг с другом образуют противоречие.

Противоречие – это такой вид отношения между противоположностями, при котором они одновременно взаимоисключают и взаимообусловливают друг друга.

Диалектическое противоречие выражает отношение единства и борьбы противоположностей. Причем отношение борьбы противоположностей носит абсолютный характер, а их единство – относительный и определяется конкретными условиями бытия вещи. Противоречие зарождается в материальной системе, когда конкретно-исторические условия бытия системы начинают отличаться от тех условий, при которых она формировалась.

В своем развитии противоречие проходит несколько фаз или ступеней. Первая ступень характеризуется преобладанием тождества над различием. Здесь явление соответствует конкретным условиям своего бытия, поскольку именно благодаря им оно и зародилось.

Вторая ступень представляет углубление начавшегося различия, его определившийся перевес над тождеством. В этой фазе происходит нарастание различия и превращение его в существенное различие.

Третья ступень выражает превращение различий в противоположности. Одна из противоположностей связана со старыми, породившими его условиями, поэтому она стремится удержать явление в рамках прежнего качества. Это – положительная противоположность. Вторая сторона соответствует изменившимся объективным условиям, она отрицает старое качество и несет в себе элементы нового. Это – отрицательная противоположность.

Противоборство положительной и отрицательной противоположностей находит свое выражение в постоянном взаимном влиянии их друг на друга. При благоприятных условиях роль отрицательной стороны возрастает и наступает такой момент, когда их совместное пребывание в рамках данного явления оказывается невозможным. Развитие противоречия переходит в стадию конфликта. Это – четвертая ступень.

На пятой ступени происходит разрешение противоречия, которое может дать разные результаты. Если побеждает отрицательная противоположность, то явление поднимается на новый уровень своего развития. Если побеждает положительная противоположность, то в явлении усиливаются консервативные элементы, наиболее прочно связанные с устаревшей действительностью. Но в ходе борьбы обе противоположности могут истощится до такой степени, что погибают вместе с явлением.

В диалектике выделяются несколько видов противоречий: 1) внутренние, отражающие взаимоотношения между сторонами объекта (северный и южный полюс магнита); 2) внешние, раскрывающие отношениями между объектами (противоречия между государствами); 3) основные, существующее в явлении с момента его возникновения и до полного исчезновения и определяющее основные тенденции его развития (противоречие между трудом и капиталом при капитализме); 4) не основные, выражающие изменения отдельных сторон явления, имеют второстепенное значение для его развития (противоречия между отдельными капиталистами); 5) главные, имеющие исключительно важное значение для его существования и развития на отдельных стадиях его истории (противоречие между блоком фашистских государств и силами антигитлеровской коалиции); 6) неглавные, к которым относятся остальные противоречия данного этапа развития; 7) антагонистические, существующие между социальными субъектами, интересы которых противоположны (противоречия между рабами и рабовладельцами); 8) неантагонистические, сложившиеся между социальными субъектами, интересы которых во многом совпадают (противоречие между городом и деревней).

В процессе развития объективной действительности в явлении могут существовать разные противоречия, даже система противоречий, поэтому при ее исследовании важно выделить прежде всего противоречия, определяющие коренные изменения и выражающие основные тенденции его развития.

 

Закон отрицания отрицания определяет направление и формы развития явлений и процессов действительности. Как было отмечено, на определенной стадии развития противоречия возникает необходимость его разрешения, ликвидации старого качественного состояния и возникновение нового. Из этого следует, что отрицание является необходимым моментом развития. Как метко заметил В.Г. Белинский, без отрицания общество превратилось бы в стоячее болото.

В обыденном сознании отрицать значит сказать «нет», объявить вещь несуществующей, не имеющей значения. В диалектике отрицание представляет собой такое закономерное явление, которое предполагает возможность дальнейшего развития. Диалектическое отрицание выражает переход от низшего к высшему, характеризует развитие как возврат к старому, но на более высокой основе.

Не диалектические виды отрицания характеризуют движение от высшего к низшему, круговорот в движение, при котором никогда не происходит возвращение к старому качеству. Если размолоть зерно в муку, то мы получим отрицание старого новым, но такое отрицание исключает возможность дальнейшего развития растения, потому что мука не имеет способности к произрастанию.

Диалектическое отрицание характеризуется двумя существенными чертами: 1) оно есть условие и момент развития, 2) оно есть момент связи нового со старым.

Первая черта означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения более совершенных форм есть диалектическое отрицание. Такое отрицание не уничтожает условия для дальнейшего совершенствования системы, а напротив подготавливает дальнейшее восхождение. Диалектическое отрицание является вместе с тем ступенькой, без которой невозможно появление последующих состояний.

Вторая черта диалектического отрицания показывает, что оно выполняет роль связующего звена между низшим и высшим. Оно является следствием развития и разрешения противоречий. Оно не уничтожает полностью ту или иную определенность, не оставляет после себя пустыню. В ходе диалектического отрицания удерживается и переносится в новое качестве все положительное, содержащееся в старом качестве. Диалектическое отрицание выражает преемственность в развитии, невозможность возникновения нового изолированно от старого. Поэтому при исследовании любого процесса развития надо обращать внимание на то, что переходит в новое из старого, строго учитывать конкретный характер каждого вида отрицания. В противном случае могут быть неправильно определены перспективы дальнейшего движения и развития процесса.

Мы уже знаем, что каждая вещь представляет собой единство каких-то взаимополагающих и в то же время взаимоисключающих друг друга противоположностей. Из двух полярных противоположностей одна стремится сохранить старое качество объекта, другая противоположность, напротив, стремится разрушить его. Отрицательная противоположность всегда направлена против старого, отжившего. При соответствующих условиях она все время нарастает и в конце концов становится преобладающей над другой противоположностью, что вызывает переход объекта в иное качественное состояние. Сам момент этого перехода представляет собой отрицание старого качества новым, возникающим, прежде всего благодаря накоплению соответствующих количественных изменений в процессе борьбы внутри противоречия.

Итак, действие отрицательной стороны противоречия приводит, в конечном счете, к возникновению нового качества, в котором эта противоположность становится положительной, потому что она направлена на сохранение образовавшегося качества. Это – есть первое отрицание.

Но и в новой вещи вызревает отрицательная сторона, которая тоже нарастает и в конце концов в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные приводит к появлению новой вещи. Это – второе отрицание, или отрицание отрицания, которое выступает как синтез всего положительного, находящегося и в исходном пункте и в его отрицании, т.е. первом отрицании.

Между первым и вторым отрицаниями могут быть некоторые промежуточные ступени, неполные процессы диалектического отрицания, как бы этапы подготовки ко второму диалектическому отрицанию. Когда заканчивается второе отрицание, то образовавшееся новое качество непременно содержит в себе такие черты и свойства, которые сходны с чертами и свойствами исходной ступени развития. Это происходит потому, что в процессе отрицания одних качественных состояний другими совершается переход не только в новое качество, но и в свою противоположность. В ходе дальнейшего развития явление снова превращается в свою противоположность и, таким образом, как бы возвращается в свое первоначальное состояние. В силу этого происходит повторение пройденного, но на более высокой основе, поскольку в новом явлении присутствует в снятом виде положительное содержание, приобретенное в ходе последующего развития. Повторение пройденного на новой, более высокой основе в ходе диалектического отрицания одних материальных образований другими составляет суть закона отрицания отрицания.

Развитие объективного мира осуществляется не по прямой линии, а по спирали, каждый виток которой повторяет пройденный этап, но на более высоком уровне. Спираль выражает единство двух противоположных тенденций в развитии. Одна из них – это движение вперед, т.е. как бы перемещение по прямой линии, а другая – движение как бы по кругу, выражающее преемственность в развитии. Сложение этих двух тенденций дает спираль. Причем спираль не цилиндрическую, а конусообразную, т.к. развитие начинается как бы с точки, а затем на основе борьбы сменяющих друг друга противоположностей и, соответственно, одних качеств другими вычерчиваются все более расширяющиеся витки спирали. Виток спирали, расположенный над другим, ему предшествующим витком, и обладающий, по сравнению с ним, большим радиусом, свидетельствует об определенной эволюции в состоянии объекта.

Признание восходящей тенденции в развитии материального мира вовсе не означает, что все изменения в мире идут в этом направлении. Наряду с прогрессивными тенденциями развития в мире происходят и противоположные процессы, ведущие к разрушению сложившихся связей и отношений. Но закономерность развития такова, что, несмотря на временные отступления, поступательное движение, в конечном счете, пробивает себе дорогу.