Тема 2. Предмет логики

Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т. е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии, могут быть познаны только опосредствованно.

Пример: по многочисленным остаткам военных сооружений и укреплений на Бородинском поле можно представить, какая здесь была грандиозная битва. Таким образом, опосредствованное знание доказывается, делается убедительным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Абстрактное мышление отражает мир глубже, чем чувственное познание. Но чтобы этого добиться, надо правильно мыслить. Поэтому логику называют наукой о правильном мышлении.Таким образом, абстрактное мышление выступает объектом логики как науки.

Следовательно, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли,необходимых для рационального познания в любой области.

Предмет логики составляют: 1. Законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира. 2. Формы мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения. 3. Методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и др. 4. Способы доказательства истинности полученных знаний: прямое и косвенное доказательства, опровержение и т. д. Тема 3. Основные понятия формальной логики(Логическая форма, умозаключение и логический закон) Фундаментальными понятиями в логике являются:

1. Логическая форма - способ связи частей мыслимого содержания. Данный способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым конкретным содержанием от всех других мыслей. Пример: 1.Сатурн есть планета. 2.Глагол есть часть речи. В каждом предложении выражается особая по содержанию мысль, отличающаяся от других. Но есть нечто общее - предмет, о котором что утверждается, - то, что утверждается, - и связка «есть». Структура этих предложений выглядит таким образом: S есть Р, где S - предмет обозначения, Р - утверждение о предмете. S и Р – переменные знаки, есть – постоянный знак. Способ связи может быть различным. В качестве постоянных знаков использоваться такие слова естественного языка как «все», «некоторые». Каждая из двух формул является логическим выражением особой формы мысли: «Все S есть Р»; «Некоторые S есть Р». Независимо от того, что мы подставим вместо S и Р, в результате будет общее логическое выражение смысл которого: во-первых, подставив в первую формулу слова вместо S и Р получим утверждение о том, что один класс предметов S целиком содержится в другом классе Р, а общие признаки второго класса Р присущи каждому из предметов первого класса S; во – вторых, подставив во вторую формулу слова вместо S и Р получим утверждение о том, что некоторая часть одного класса предметов S содержится в другом классе предметов Р, и что общие признаки предметов второго класса Р присущи части предметов первого S. 2. Умозаключение – это более сложная логическая форма, состоящая из простых логических форм, между которыми логическая связь. Пример: «Все цветы есть растения» «Все тюльпаны – цветы» «Следовательно, все тюльпаны растения» Выразим символически логическую структуру: «Все М есть Р» «Все S есть М» «Следовательно, все S есть Р», где М – символ обозначающий одинаковые по смыслу выражения Р – элемент, содержащийся после слова «есть», S – элемент перед словом «есть». В реальном процессе мышления логические формы не существуют отдельно от конкретного содержания мыслей, но это содержание не является предметом формальной логики. 3. Формально – логический закон – это отношение между логическими формами мысли. Законы не зависят от нашего сознания и не могут быть нарушены без ущерба для истины. По содержанию утверждения могут быть либо истинными, либо ложными. Необходимым условием всякой истинности мысли, является ее логическая правильность, т.е. соответствие логическим законам. Утверждение может состоять исключительно из ложных посылок, вполне согласующихся между собой. Пример: Все звезды есть спутники Земли Марс – звезда Следовательно: Марс – спутник Земли Рассуждение может иметь истинные посылки, но логически не связанные. Пример: Все коровы – позвоночные Все страусы – позвоночные Следовательно: все страусы – коровы. Получаем ложный результат при истинных посылках. Тема 4. Истинность и логическая правильность Логика изучает не вся­кое, а правильное мышление, ведущее к истине. В мышлении выделяются, содержание и форма мысли. С этими сторонами связано различение понятий «истинность» и «правильность». Истин­ность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме. Под истиной разумеется такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности (проверяется практикой). Если же мысль по своему со­держанию не соответствует действительности, то это ложь. Мысль: «Дождливый день» - и на улице действительно идет дождь, является истинной. И наобо­рот, ложна, если погода на самом деле солнечная. Таким образом, истинность мышления - это его коренное свойство, проявляющееся в отношении к действительности. Ложность - свойство мышления искажать это содержа­ние. Истинность обу­словлена тем, что мышление есть отражение действительности. Ложность - тем, что существование мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действи­тельности и вступать в противоречие с ней. Правильность мышления означает способность мышления воспроизводить в струк­туре мысли объективную структуру действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явле­ний. Неправильность мышления - способность искажать структурные связи и отношения вещей. Следовательно, категории «правильность» и «неправильность» применяются лишь к логическим операциям с понятиями, суждениями, к строению умозаключений и доказательств.Значение истинности и правильности в реальном мыслительном процессе в том, что они служат двумя фундаментальными ус­ловиями получения успешных результатов. Это особенно рель­ефно проявляется в умозаключениях. Истинность исходных сужде­ний - первое необходимое условие достижения истинного вывода. При ложности хотя бы одного из суждений определенного вывода получить нельзя: он может быть как истинным, так и ложным. Пример: ложно, что «Все свидетели дают верные показания». «Сидоров - свидетель». Значит ли это, что «Си­доров дает верные показания»? Вывод здесь неопределенный.Но истинность исходных суждений - недостаточное условие получения истинного вывода. Другим необходимым условием выс­тупает правильность их связи между собой в структуре умозаключе­ния. Пример: Все врачи - медики.Иванова - врач.Следовательно, Иванова - медик.Это умозаключение построено правильно, так как вывод следует из исходных суждений с логической необходимостью. Другой пример: Все врачи - медики. Иванова – медик.Следовательно, Иванова - врач.Такой вывод может оказаться ложным, так как умозаключение построено неправильно. Иванова может не быть врачом, а работать, например, медицинской сестрой. Логика, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, не исследует непосредственно путей и способов постижения истины, а значит, и обеспечения истинности мышления. Правильное мышление отличается следующими чертами:определенность - это свойство мышления воспро­изводить в структуре мысли качественную определенность предметов и явлений, их относительную устойчивость. Находит выражение в точности мысли, отсутствии пута­ницы в понятиях и т.д.;последовательность - свойство правильного мышления вос­производить структурой мысли те структурные связи и отноше­ния, которые присущи самой действительности, способность сле­довать «логике вещей». Обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе;доказательность - свойство правильного мышления отра­жать объективные основания предметов и явлений окружающего мира. Проявляется в обоснованности мысли, установлении ее истинности или ложности на основе других мыслей.Отмеченные черты не произвольны. Они представляют собой продукт взаимодействия человека с внешним миром в процессе труда. Тема 5. Логика и язык 5.1. Мышление и языкАнализ основных проблем логики общения начнем с общей характеристики ее центральных понятий - мышления и языка. Мышление - представляет собой высшую форму активного отражения, выражающуюся в целенаправленном познании человеком существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании новых идей, прогнозировании грядущих событий и действий. Возникая на основе чувственного опыта, реализующегося в трех основных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях - мышление не сводится к простой совокупности чувственных образов. Оно позволяет формулировать знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны чувственному познанию. Типичные черты мыш­ления, которые позволяют отличить его от чувственного познания: - в отличие от чувственного познания, отображающего, как правило, внешние признаки предметов, мышление отражает их существенные внутренние свойства; - мышление - обобщенное отражение, ибо фиксирует качества, присущие не одному предмету, а целому классу однородных предметов; - мышление представляет собой опос­редованное отражение объективной действительности;-мышление изначально связано с языком. По отношению к мышлению язык выполняет фун­кции: во-первых, язык выступает средством мыслеобразования; во-вторых, язык является средством обмена мыслями, выполняя тем самым коммуникативную функцию; в - третьих, язык выступает основой памяти в специфически человеческой (опосредованной) форме и потому служит средством передачи соци­ального опыта. Язык возникает одновременно с возникновением человеческого общества в процессе трудовой деятельности первобытных людей. Он в ходе своего развития и функционированиядетерминируется совокупностью процессов духовного и материального производства, общественных отношений людей. В то же время отличается и относительной самостоятельностью, проявляющейся в существовании внутренних закономерностей его за­рождения и развития. Если логический строй одинаков у людей различных наций, то грамматический строй - имеет свою конкретную специфику. В рамках одного и того же национального языка какая-либо конкретная мысль может быть выражена различными языковыми средствами, а с другой стороны, одно и то же языковое выражение может заключать в себе различные мысли. Многообразные аспекты языка выступают предметом изучения раз­личных наук: лингвистики, психологии, философии, теории массовой коммуникации, семиотики, логики. Каждая подходит к анализу со строго определенных позиций, используя свои специфические методы. В логике язык изучаетсякак знаковая система,адекватно выра­жающая разнообразные логические отношения, прежде всего отноше­ние логического следования.5.2. Язык как знаковая система Понятие знакаЯзык - знаковая система, опти­мальное средство выражения человеческого мышления и средство общения. Система - множество объектов с существующими между ними отношениями. Знаковая система - совокупность знаков, находящихся в различных отношениях друг к другу, к обозначаемым объектам, а также людям, использующим эти знаки. Знак -материальный чувственно воспринимаемый объ­ект, выступающий в процессе познания и общения в качестве заме­стителя другого объекта. Знак имеет двойственную природу. С одной стороны, он материальный объект, с другой, выступает как заместитель обозначаемого им предмета, имеющего существенно отличные от его природных особенностей. Исходя из двойственной природы, можно выделить две существенные стороны: материальную форму и значение. Под материальной формой знакапонимается совокупность его физических свойств, которые дают возможность распознать его, отличить от других знаков. Материальная форма должна удовлетворять требованиям: во-первых, знак чувственно воспри­нимаем; во-вторых, знак легко распознаваем; в-третьих, материальная форма знака должна быть относительно устойчива. Знак не просто замещает предмет. Особенность состоит в том, что он сообщает определенное знание о предмете. Различают четыре вида значения знака: предметное значение- сфера действительности, которую данный знак замещает; смысловое значение - мысль, которую выражает или воспринимает человек, вводящий или воспроизводящий знак; экспрессивное значение- чувства и желания человека; структурное значение-возможность выражения смысла этого знака другими знаками, способными заменить его.