Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия

«Бытие» – одно из важнейших понятий философии, которое многими философами прошлого и современности положено в ее основание.

Раздел философии – учение о бытии называется онтологией.

В чём смысл проблемы бытия? Почему она постоянно – с античности и до наших дней – обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают её исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы – значит, прежде всего, выявить какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.

Вся деятельность и существование человека опирается на простые предпосылки, которые принимаются без сомнений и рассуждений.

Самая первая и самая универсальная среди них – естественное убеждение человека в том, что мир был, есть и будет существовать. Люди естественным образом рассчитывают, что, несмотря на все изменения, происходящие в природе и в обществе, мир сохраняется как стабильное целое.

Но проблема бытия предстаёт перед человеком с новой силой, когда эта универсальная предпосылка существования мира подвергается сомнению. У современного человечества множество причин для таких сомнений.

Глобальные проблемы современности ставят вопрос о существовании нашей цивилизации, в конце XX века возникли новые угрозы – терроризм, ослабление нравственных начал в человеческом поведении, немотивированная агрессивность, обострение противоречий между индустриальными странами и традиционными обществами.

Вопрос о бытии имеет не только «общественное звучание». Он является предметом размышления каждого человека, так как наше материальное бытие в этом мире ограничено.

Немецкий философ А. Шопенгауэр(1788-1860) в своём знаменитом труде «Мир как воля и представление»(1819-1844) заметил, что ни одно существо, кроме человека, не удивляется своему бытию. Это удивление связано с тщетой всех наших устремлений. Знание о смерти и видение страданий и горестей мира даёт наиболее сильный толчок к философскому размышлению. Если бы наша жизнь не была обречена на конец, никто не задавался бы вопросами о существовании мира.

Таким образом, философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.

Каждая категория философии требует своего оправдания: она нужна философии, так как выражает особое содержание, которое не охватывают другие категории.

Категория «бытие» сходна с понятием «существование», но она фиксирует более сложное содержание. Бытие – это не только существование вещей, идей, явлений, человека, а взаимосвязь всего существующего. При восприятии мира мы отвлекаемся от конкретных предметов, состояний с их конкретными признаками и свойствами, мы ищем общее между ними, предельно общую мировую связь. Это общее и выражает категория «бытие».