Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.

Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма.

Его относительность в том, что он не может давать окончательное знание о мире, потому что постоянно изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о неделимо­сти атома, то в XX в. истиной становится положение о его де­лимости.

Очевидно, практику нельзя рассматривать в качестве единст­венного критерия истины. Даже в сфере научного познания, где объектом исследования служат тексты (например, в историче­ских науках), практика не является непосредственным критери­ем истинности знания. Кроме того, опора на практику харак­терна, прежде всего, для корреспондентной концепции истины. Для других же концепций критерием истинности знания, как отмечалось выше, может быть его логическая непротиворечивость, согласованность с другим знанием, его полезность и т.д. Так, даже «бритва Оккама» («не умножай сущностей без надобности») может рассматриваться как своеобразный крите­рий истины, по крайней мере, на стадии формирования гипотез. Можно говорить и об эстетическом критерии, когда выбор ги­потез определяется на основе чувства красоты и гармонии. Оче­видно, свои критерии существуют для художественной правды (например, «на смуглые ладони площадей мы каждый день вы­плескиваем души») и для моральной правды. Их вычленение и анализ - предмет будущих исследований.