Общество как система

Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная философия сталкивается со многими трудностями, первая из которых - многозначность самого термина «общество».

В реальной жизни мы постоянно слышим рассуждения об «интересах общества», «перспективах общества», «кризисе общества» и т.д. При этом никому из нас не приходит в голову заглядывать в справочную литературу, чтобы выяснить смысл этого понятия. Большинству людей оно представляется «самоочевидным», понятным интуитивно.

Между тем, в современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира («восточное общество», например), и добровольные объединения людей по профессиям и интересам («общество филателистов»). Об «обществе» говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека («попал в дурное общество»), круг его общения («это общество интеллектуалов»). Русские крестьяне, например, «опчеством» (по Далю) именовали сельскую общину, а аристократы – «бомонд» - высшие социальные слои.

Как же понимает общество социальная философия сегодня? Что именуют обществом ученые-философы, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы ее существования, развития?

Знакомство с философскими произведениями убеждает нас в том, что термин «общество» используется в нескольких взаимосвязанных смыслах, отличающихся друг от друга уровнем абстракции, теоретического обобщения. Совершим восхождение по этой лестнице абстракций. Начнем с реальных субъектов исторического процесса, существующих в виде самодостаточных социальных организмов, имеющих вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории. Именно их имеют в виду, когда говорят о российском, американском или японском обществах.

Иной уровень абстракций (или другая «ступенька» в нашей классификации) используется в том случае, если представление социальной философии переходит из сферы реалий в сферу универсалий и именует обществом исторически-конкретные типы социальной организации («феодальное общество», «капиталистическое общество» и т.п.).

Еще один шаг по лестнице абстракций ведет нас к созданию теоретической модели «общества вообще» - идеальной конструкции, включающей существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, способного существовать в истории независимо от ее временных и пространственных характеристик.

Во всех этих случаях, как мы видим, понятие «общество» используется для обозначения организационных форм совместной жизнедеятельности людей. Однако мы не поймем его сущностных характеристик, источников развития и системных качеств, если не определим статус общества (как сложнейшей системы) в мире, соотнесенность его с другими видами бытия.

Итак, общество – это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующая своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущностная характеристика общества.

Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом.

К видовым (специфическим) признакам можно отнести: наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями; особую организацию и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способы и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Обобщенно такой способ и содержание жизни сообществ людей на Земле получил название культуры. В таком значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи» и пр., с помощью которых разные философские и социологические школы передают субстанциональную специфику неприродных реалий нашего мира. Иными словами, речь идет об изучении социального, социальности вообще, социального мира (в отличие от природного).

В самом общем виде понятие «социальное» можно определить как область или сферу реальности, связанную с человеческими взаимодействиями. По мнению ряда исследователей, оно имеет три основных значения:

1. Социальное как надприродное, надорганическое существование человека, поднявшегося в своем развитии на уровень духовной жизни;

2. Социальное как синоним общественного (т.е. способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений);

3. Социальное как собирательное и нормативное понятие, обозначающее сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей а также регулирования отношений между ними по поводу удовлетворениях потребностей в защите их права на достойную жизнь (например, «социальная сфера общества», «социальное обеспечение» и т.д.).

Современная социальная философия представляет социокультурный мир по-разному:

- как реальное бытие людей или как идеальный феномен;

- как мир естественный или как искусственный;

- как объективный или как субъективный (и интерсубъективный);

- как взаимосвязь явлений, процессов или как субстанцию;

- как деятельность или как структуру.

Мы будем исходить из понятия общества как целостной, саморазвивающейся системы.

В общем плане система - это упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определенную целостность, свойства которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов. Общество обладает признаками системы: целостностью, структурностью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью, субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамизмом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая многоуровневая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в качестве подсистемы или самостоятельной системы.

При исследовании общества как совершенно уникальной по своему характеру системы необходимо учитывать, по меньшей мере, три его важные особенности.

Первая состоит в том, что человек, индивид выступает в качестве последнего, неделимого элемента социума. Но это ограничение на деле оказывается предпосылкой необычайного многообразия общественных связей, а тем самым структур, в которые включен данный индивид, поскольку таковой выполняет в каждой из общественных групп (в том числе малых), в которую он включен или с которой связан, различную социальную роль. Многообразие социальных структур и взаимосвязь между ними далее будут предметом специального рассмотрения.

Вторая важнейшая особенность общества как системы состоит в том, что человек, будучи материальным существом, обладает сознанием. Всеобщее движение приобретает в обществе характер деятельности, в которой практическое, материальное воздействие людей на предметы природы и других людей пронизано сознанием, которое ставит цель для действия, а так же волей, которая как бы «толкает», «принуждает» человека в соответствии с его интересами к выполнению этой цели.

Третья важнейшая особенность общества состоит в том, что оно выделяется из весьма широкого класса самоорганизующихся систем, которые обладают в той или иной степени способностью самоуправления, тем, что в нем управление находит наивысшее развитие. В обществе, как в системе, состоящей из сознательных существ, управление сосредотачивается в специально создаваемых для этих целей органах. Эти органы управления сами суть специальные группы людей и индивиды со своими интересами, функции которых состоят в управлении людьми, всевозможными их группами, начиная с семьи или производственной бригады, предприятий и учреждений, отраслей производства и межотраслевых корпораций, вплоть до управления функционированием и развитием национального государства – сбором налогов и распределением бюджетных средств, осуществлением социальной политики, охраной правопорядка, действиями вооруженных сил и т.д. В современных условиях все большее значение приобретают наднациональные организации, осуществляющие функции управления транснациональными производственными и информационными корпорациями, а также межгосударственными объединениями регионального и всемирного масштаба.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах: структурном, функциональном, динамическом.

Структурный аспект исследования общества связан с установлением состава наиболее важных его элементов, с выделением относительно самостоятельных автономных образований, каковыми в социальной системе являются, например, сферы жизни общества.

Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целостность социального организма, создаваемую взаимодействием подсистем общества.

Динамический аспект раскрывает источники и постоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной организации.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Оно понимается как процесс создания совокупности социальных ценностей, служащих для воспроизводства и развития общественной жизни во всей ее целостности.

Общественное производство включает: а) воспроизводство материальных условий жизни; б) производство идей и духовных ценностей, символов и знаков; в)производство социальных связей и отношений; г)производство самих людей как общественных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают, прежде всего, два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей.

Первым необходимым элементом функционирования социальной системы являются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементом выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или используемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные предметы делятся на два класса, различающиеся социальными функциями и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с помощью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный мир, в котором живут, физически изменяя его в своих интересах. С помощью орудий труда, например, люди оказывают непосредственное воздействие на природу.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых общественным производством, называют символами или знаками. Символы несут в себе определенным образом закодированную информацию, служат средством ее накопления, хранения и передачи.

Назначение символов - согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремления и желания людей. Идеи, образы, теории, воплощаясь в материальные предметы (печатный текст, дорожные знаки, картины и т.д.) становятся своего рода проводниками информации и культуры.

Общественное производство воспроизводит, кроме людей, вещей, явлений и процессов, совокупность связей, существующими между этими элементами. Социальные связи как признак и элемент системности общества существуют в форме соотношения, связей взаимообусловленности и взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия, связей субординации и координации между субъектами (субъект-субъектные, например, межличностное общение), между социальными объектами или предметами (объект-объектные, например, связь науки и техники), между субъектами и объектами общества (субъект-объектные, например, управление технологическим процессом). В этом случае можно говорить о сложной совокупности общественных связей и отношений; конкретизировать их мы будем при анализе различных сфер общественной жизни.