рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общественный прогресс и его критерии

Общественный прогресс и его критерии - раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ Анализируя Обыденные, «Расхожие» Представления Об Общественном Прогрессе, Нел...

Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения человечества «вперед» или «вверх». Соответственно, регресс понимается, как «негативное» движение общества «вспять», «назад» или «вниз».

Но что значит движение «вверх» или «вниз», «вперед» или «назад», ведь у истории нет ни «верха», ни «низа», она никуда не «идет» и не «возвращается»?

Нет в обыденном мышлении и особых сомнений в том, что этапы исторического процесса представляют собой этапы именно прогрессивного развития. Подтверждением этому обычно служат сравнения какого-нибудь «раннего общества» (чаще всего первобытного или рабовладельческого) и общества «современного», которое рассматривается как более «совершенное» и «цивилизованное» в отличие от «неразвитого», «варварского» прошлого.

Несть числа и предлагаемым в этом случае многообразным критериям сравнения и оценки. Чаще всего их объектом выступают технико-экономические показатели - уровень развития техники, производительность труда, уровень «общего благосостояния», характер и организация труда и т. д. Не менее часто люди сравнивают и оценивают такие «социальные феномены», как образ жизни и ее продолжительность, тип жилища, организацию медицинского обслуживание, положение пенсионеров и детей. Объектом сравнения и оценки могут стать и культура, моральные нормы и ценности, форма религии, обычаи и традиции. Оценивается и сравнивается тип политического устройства (политический режим) того или иного государства, уровень политических свобод и соблюдения прав человека, способ взаимодействия отдельного гражданина и государства т. д.

Результатом применения таких многообразных критериев является практически необъятная «мозаика», складывающаяся из самых разных по объекту и основаниям субъективных мнений и предпочтений в понимании направленности (прогрессивной или регрессивной), как исторического процесса в целом, так и развития отдельного государства, народа, культуры.

Как решалась и решается проблема общественного прогресса и его критериев в философии истории?

Для начала сделаем несколько предварительных замечаний.

Проблема общественного прогресса всегда находилась в поле пристального интереса ученых на протяжении всей философии истории. Здесь всегда существовало множество противоположных подходов, высказывались разнообразные точки зрения на сам общественный прогресс и его критерии.

Это разнообразие отражало те различия, которые существовали в философии истории по поводу проблемы основных детерминант исторического процесса, о чем мы уже говорили выше,

Поэтому, на первый взгляд, нет никаких особых затруднений в решении проблемы общественного прогресса и его критериев.

Казалось бы, что проще – взять те или иные детерминанты исторического процесса и представить их в качестве критериев общественного прогресса.

Действительно, разве более благоприятные географические условия не играют существенной роли для развития конкретной страны или государства?

Конечно, ответит любой «непредвзятый» наблюдатель, влияют.

Но разве отсюда следует, что более высокий или более низкий уровень экономического развития определяется исключительно такими условиями как климат, рельеф местности, наличие или отсутствие полезных ископаемых?

Мы можем привести много примеров опровергающих это положение. Так, например, Япония обладает не самыми лучшими географическими условиями. Здесь часты землетрясения, мало плодородной земли, практически отсутствуют полезные ископаемые. Если исходить только из географических условий как главной детерминанты развития общества, то Япония должна оказаться в самом конце списка слаборазвитых стран.

То же самое можно сказать о демографическом факторе.

Какое общество (государство) с этой, «демографической» точки зрения, будет более прогрессивным? Вряд ли то, которое имеет большее число населения, тем более что сегодня мы имеем дело с ситуацией «демографического взрыва», связанного с неконтролируемыми процессами рождаемости и миграции в целом ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки, что, в свою очередь, ставит серьезные проблемы для их экономического роста.

Существенные сложности встают в случае принятия в качестве критерия общественного прогресса уровня научно-технического или более широко - «экономического» развития. Хотя в этом случае все основные научно-технические экономические показатели могут выглядеть достаточно убедительными. В качестве критериев прогрессивности могут выступить: а) уровень децентрализации производства и степень его стандартизации; б) удельный вес работников, занятых в сфере непосредственного материального производства и в сфере услуг; в) образовательный уровень населения; г) соотношение рабочего и свободного времени и т. д.

Но, как показывает история, здесь тоже не все «гладко».

Как можно, с этой точки зрения, оценить применение наиболее развитыми в «научно-техническом» и «экономическом» аспекте странами таких варварских методов, как геноцид отдельных слоев населения и целых народов, создание и использование газовых камер и лагерей уничтожения? А это «не давнее прошлое» а «недавнее настоящее».

Не менее «текучими» предстают нравственные критерии общественного прогресса.

Помимо того, что сами нормы нравственности носят конкретно-исторический характер, они, имея общечеловеческое (или, если хотите, «божественное») происхождение и содержание (ценности добра, любви, справедливости, свободы, гуманизма и т. д.), оказываются зависимыми от той или иной классовой позиции, заключающей их в определенные идеологические формы противостояния «их» и «нашей» справедливости, «их» и «нашей подлинной свободы», «их» и «нашего» гуманизма.

Все это служит основанием для многочисленных реляционных концепций,абсолютизирующих момент относительности при оценке общественного прогресса и его критериев или вообще отрицающих его как реальный феномен исторического процесса, что наиболее «предметно» иллюстрируют теории локальных цивилизаций.

Второе замечание, которое мы считаем необходимым сделать, это замечание о конкретно-историческом аспекте анализа проблемы общественного прогресса и его критериев.

Если критически оценить весь тот значительный массив идей, концепций, теорий по этой проблеме, накопленных в трудах философов, историков, экономистов, социологов, политологов и др., то нельзя не заметить, что несмотря на постоянный интерес к проблеме общественного прогресса, этот интерес переживал свои «пики» в переломные моменты человеческой истории, связанные с серьезными социально-экономическими и политическими потрясениями, которые требовали соответствующих оценок, объяснения, сравнения, ответа на вопросы «хорошо ли то, что произошло и происходит?» и «что нас ждет в будущем?».

Впервые, в своей «зачаточной» форме, идея общественного прогресса возникает уже в античной философии.

В работах Протагора, Демокрита, Лукреция Кара уже имелись отдельные оптимистические представления о направленности исторического процесса, содержание которого они видели в постепенном переходе людей от «животного», «дикого» образа жизни, связанного с неумением обращаться с огнем, отсутствием одежды, постоянного жилища к некоему «разумному состоянию». Причем показателем прогрессивности такого развития они считали обусловленное «нуждой» накопление знаний и их последующее практическое применение.

Но, и мы обращает на это особое внимание, пик интереса к рассматриваемой нами проблеме приходится все же на труды поздних древнеримских философов (Сенека, Марк Аврелий), для которых начавшаяся деградация нравов, упадок и разрушение Римской империи послужили основой для переоценки идеи прогресса как единственного направления исторического развития, для пессимизма в понимании будущего человеческого общества. Отнюдь не случайно в работах древнеримских философов-стоиков достаточно отчетливо пропагандируется нравственная идея «умеренности во всем», служащая для них критерием оценки прогресса или деградации (регресса) развития общества и государства.

Следующий период пристального интереса к проблеме общественного прогресса и его критериев мы связываем с Новым временем, с работами А. Тюрго и М. Кондорсе (1743-1794).

Это была эпоха промышленного переворота, означавшего начало перехода от ручного труда к машинному, к полномасштабной индустриальной революции. Взлет науки, технические изобретения, развитие промышленности – все это давало повод для оптимистических оценок происходящего и не менее уверенного взгляда в будущее. Этому способствовали и начавшиеся изменения в политической сфере жизни общества – капиталистическое производство для своего развития требовало становлении свободного гражданина, образованного и квалифицированного работника капиталистических предприятий. Критерием прогрессивности, наряду с уровнем развития науки, техники и крупного индустриального производства, становится и уровень равноправия людей, соблюдения прав и свобод человека.

В свою очередь, пессимистическая линия анализа общественного прогресса, которая была связана с негативной оценкой буржуазного общества, разрабатывалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Г. Мабли (1709-1785), А. Фергюсона(1723-1816) и др. Они обвиняли возникающий капитализм в жажде наживы, считая, что развитие отношений частной собственностью ведет к «падению нравов», к кризису морали, несправедливости, бедности и т. д. Сторонниками пессимистических взглядов на исторический процесс была четко осознана противоречивость общественного прогресса: развитие капитализма открывает невиданные горизонты развития науки и техники, способствует упрочению власти над природой и, одновременно, приводит к классовым конфликтам, войнам за рынки, кризису во взаимоотношениях природы и общества.

Вся последующая история человечества явилась практическим подтверждением этому – буржуазия, наращивая свою научно-техническую мощь, политическую и финансовую власть в погоне за прибылью объективно способствовала резкому росту экономического и политического неравенства в обществе, кризисам, росту бедности и безработицы.

Эта ситуация в полной мере была осознана Марксом, увидевшим в капитализме «нечеловеческое общество», где производитель в рамках отношений частной собственности и эксплуатации используется только как «рабочая скотина» и не может в силу этого свободно развивать все присущие ему качества и задатки. Отчужденный, одномерный человек должен, в ходе коммунистической революции, ликвидировать эксплуатацию и поставить под контроль объединившихся свободных индивидов («объединенного человечества»), стихию рынка (включая хищническое отношение к природе), стихийное развитие науки, которое может оставить после себя «пустыню», стихию общественных отношений. С этой точки зрения, согласно Марксу, конечная цель истории и критерий ее прогрессивного развития - свободная, гармонически развитая личность.

Следующий пик интереса к проблеме общественного прогресса и его критериев относится к середине ХХ века.

Здесь сыграли свою роль несколько событий – революция в России, показавшая правящим кругам капиталистических стран их возможную судьбу, мировой экономический кризис 30-х годов, разрушительные войны, начавшаяся научно-техническая революция. Все эти события свидетельствовали об одном – о глобальном характере происходящих изменений, затрагивающих уже не только интересы отдельных стран, но всего человечества, ставя принципиальный вопрос о самом его существовании на планете.

В этих условиях начинает формироваться новая парадигма общественного прогресса и его критериев.

В ее основе, наряду с признанием в качестве идеалов жизни отдельного человека и всего общества общечеловеческих ценностей – добра, справедливости, свободы, гуманизма, формируется «новая ценность» - ценность существования человечества. Она и начинает выступать в качестве общего критерия общественного прогресса. Все, что угрожает существованию человечества – войны, деятельность, ведущая к ухудшению экологической ситуации, падение нравственности, снижение уровня культуры и т. д. предстает как регрессивная тенденция общественного развития. Все, что способствует существованию человечества, решению многообразных проблем, ставящих под угрозу его жизнь - все это представляет прогрессивную линию в его функционировании и развитии.

Но сохранение человечества означает и достойное существование каждого из нас. Все то, что направлено на создание условий для свободной и счастливой жизни каждого человека означает прогресс, т.е. такое развитие, которое осуществляется в соответствии с общечеловеческими ценностями.

«Новая формула» общественного прогресса приобретает следующий вид: общественный прогресс есть такое развитие общества и индивида, которое направлено на создание условий для достойной жизни каждого человека, для дальнейшего существования человечества.

Это общефилософская формула общественного прогресса. Она служит мировоззренческим и методологическим ориентиром для конкретных представлений об экономическом прогрессе и его критериях (валовой национальный продукт, производительность труда, доходы и т. д.), о таких социальных показателях, по которым можно оценивать «уровень прогрессивности» того или иного общества, страны, как экологическая обстановка, продолжительность жизни, развитие системы медицинского обслуживания, социального страхования, образования, о «политическом прогрессе» - уровне основных свобод и прав человека и т. д.

Куда же «идет» современное общество?

Что нас ждет в будущем – процветание или упадок?

Способны ли мы решить многочисленные глобальные проблемы, ставящие сегодня под вопрос само существование человечества?

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный педагогический университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общественный прогресс и его критерии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Виды бытия
«Бытие» – одно из важнейших понятий философии, которое многими философами прошлого и современности положено в ее основание. Раздел философии – учение о бытии называется онтологией.

Философское учение о материи. Движение, пространство и время
Наблюдая окружающий мир, нас поражает многообразие предметов, процессов, явлений реальности. Но уже самые первые философы пришли к выводу, что всё окружающее имеет общую основу. Так в фило

Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний материальных систем.
Развитие и движение материи представляют из себя процессы, которые развёртываются по определённым этапам, стадиям. Смена этих стадий характеризуется определённой повторяемостью, скоростью, ритмом и

Концепции развития в философии: диалектика и метафизика
Философское миропонимание призвано не только представить основные виды бытия, но и раскрыть многообразные связи – показать теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи растянулось н

Типология антропологических учений
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но свое

Религиозно-идеалистическая антропология
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Экзистенциальная антропология
Экзистенциальная антропология рассматривает человека как порождение своей собственной духовной активности, как самопроектирование и реализацию своего собственного проекта.

Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности
Теория познания (гносеология, эпистемология) - это раздел фило­софии, в котором изучается природа знания, его возможности, грани­цы и условия достоверности. Если науки про­и

Чувственное и рациональное в познании, их единство. Интуиция и вера как познавательные способности человека
Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке определенные эмоции, то он стремится к созданию о

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можно говорить и о многоо

Проблема истины и ее критериев в философии
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка
Проблема языка и мышления - одна из древнейших в философии. Уже античные философы Платон, Аристотель, стоики задумывались о сущности языка, его отношении к мышлению и внешнему миру. Еще более остро

Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии
Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную и иерархическую систему знаков. Посредством языка осуществляется мышление, человеческое общение, хранение и передача информации. Базисной стру

Социальная философия: предмет и основные проблемы
К настоящему времени сложился значительный комплекс наук, которые принято называть общественными (социальными). К ним принято относить социологию, политологию, демографию, социальную статистику, ра

Общество как система
Стремясь познать общественную жизнь людей, социальная философия сталкивается со многими трудностями, первая из которых - многозначность самого термина «общество». В реальной жизни мы посто

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Глобальные проблемы и будущее человечества
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция. И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги