рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика производительных сил и производственных отношений

Диалектика производительных сил и производственных отношений - раздел Философия, Основы философии   Материализмом Открыт Всеобщий Закон Развития Материального Пр...

 

Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положение помогает понять развитие общества как объективный, естественно-исторический процесс, увидеть те производственные социально-экономические механизмы, которые лежат в основе научно-технического и общественного прогресса в целом. Основной материалистический тезис, выражающий его сущность, состоит в том, что в общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных, производительных сил. Производительные силы и производственные отношения составляют способ производства материальной жизни, который обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Производственные отношения всегда выступают как социально-экономическая форма развития производительных сил. Каждому уровню развития производительных сил естественно-исторически соответствует только своя социально-экономическая форма существования и развития, которой и являются соответствующие этим производительным силам производственные отношения.

Порожденные реально существующими производительными силами, производственные отношения призваны укреплять и прогрессивно развивать породившие их производительные силы.

Однако, возникнув в соответствии с потребностями производительных сил как социально-экономическая форма их существования и поступательного развития, утвердившиеся производственные отношения, т.е. отношения собственности, обмена и распределения, обычно отстают от развития производительных сил, которые непрерывно развиваются и совершенствуются в результате разделения труда, технического прогресса. Создается ситуация, когда из фактора развития производительных сил производственные отношения становятся их оковами. Тогда между производительными силами и производственными отношениями возникает и нарастает конфликт, означающий, что в обществе созрела потребность в обновлении производственных отношений. Это противоречие трактуется как экономическая основа социальной революции.

История человечества с исчерпывающей полнотой доказывает жизненность закона соответствия, под его непосредственным влиянием происходит развитие общества в целом.

Родоплеменной строй с его общим трудом и относительным равенством в распределении средств жизнеобеспечения в то время был единственно возможной общественной системой, способной гарантировать выживание и развитие в условиях примитивных средств труда. В рамках первобытного коллектива люди производили средства своего труда и воспроизводили сам коллектив с его системой связей и отношений. Средства к существованию брались готовыми от природы: добывались с помощью охоты, рыболовства, собирательства. Это была так называемая присваивающая экономика. Низкий рутинный уровень производства обусловливал первобытно-коллективный образ жизни людей.

Первая великая революция в производительных силах произошла в результате первого общественного разделения труда – отделения скотоводства от земледелия. Социальным последствием этой революции стала замена родоплеменного коллектива территориальной соседской общиной.

Сначала в общине сохранялось примитивное равенство. Но постепенно, с развитием производительных сил, отдельным семьям удавалось осуществлять производство и накопление материальных благ, а значит, выделяться и противопоставлять себя общине. Началось разложение общинной собственности, затянувшееся на тысячелетия. Отдельные элементы общинных форм присутствуют сегодня в слаборазвитых странах в виде особых экономических укладов. В качестве примера можно сослаться на существование крестьянской общины в царской России. Столыпинская реформа была попыткой разрушить эту архаичную систему, чтобы открыть дорогу новым производственным отношениям. Подобная задача стоит и сейчас перед аграрной реформой в России.

Неолитическая революция усилила действие нового фактора развития производительных сил – разделения труда. Первое общественное разделение труда привело к созданию устойчивого источника получения средств существования, который давал людям больше, чем нужно было для поддержания непосредственной жизни. Возник прибавочный продукт, который можно было накапливать, перераспределять, передавать из рук в руки.

Этим создавались условия для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного пункта в руках части общества, разделения людей на имущих и неимущих. Первоначальная коллективность под давлением этих экономических факторов стала распадаться, начала формироваться частная собственность.

Вторым экономическим результатом неолитической революции, следствием появления прибавочного продукта было изменение у массы людей стимулов к труду. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении стали изживать себя. На первое место выступили частные стимулы: МОЙ труд, обеспечение МОЕЙ семьи, передача наследства МОИМ детям и т.д. В коллективные начала постепенно внедрялась индивидуальная деятельность на основе частной собственности.

Третьим следствием неолитической революции было возникновение собственности, основанной на присвоении чужого труда: эксплуатация человеческой рабочей силы стала экономически выгодной.

Появилось рабство, а вместе с ним произошел и раскол общества на классы. Прогрессивные изменения в производительных силах вызвали коренные изменения в общественной жизни первобытного общества: произошел распад сначала родоплеменных отношений, а затем и территориальной общины.

Повышение производительности общественного труда, с одной стороны, способствовало увеличению производимого общественного богатства, с другой стороны, способствовало развитию частной собственности, что, в свою очередь, сделало экономически возможной эксплуатацию человеческого труда. Все эти процессы явились результатом естественно-исторического развития общества, имели объективный характер.

Наиболее распространенным в настоящее время является взгляд, согласно которому между первобытным обществом и капитализмом существовало два способа производства – рабовладельческий и феодальный и две формы эксплуатации – рабство и крепостничество. Другая точка зрения не разделяет докапиталистическое общество на формации, считая докапиталистический период одной формацией.

Некоторые обществоведы отстаивают наличие азиатского, античного и феодального способа производства. При этом под азиатским способом производства имеется в виду экономика, основанная на эксплуатации самостоятельных мелких общин государством типа "восточной деспотии".

При всем различии названных моделей общественного развития между ними есть одно существенное общее – все они существовали на техническом базисе ручного труда. Кроме того, все они являются аграрными по преобладающей в них деятельности, ориентированы на производство для потребления и используют внеэкономическое принуждение. Поэтому в них господствовали отношения личной зависимости рабов, крепостных крестьян от рабовладельцев или феодалов. По отношению к массе производителей здесь осуществляются жестокие формы насилия, непосредственного господства. Для рабовладельца раб – такое же средство труда, как вещи или животные ("говорящее орудие"). Раб был практически не заинтересован в труде, рабовладелец силой принуждал его к труду. Для феодала крестьянин был придатком к земле, необходимым для ее обработки, принуждаемым к работе на помещичьей земле с помощью барщины или передачи помещику части произведенного продукта. Правда, крестьянин мог иметь свои средства труда и клочок земли, часть произведенного продукта он оставлял себе. Это в известной мере стимулировало его труд, развязывало инициативу, делало его труд более производительным, чем труд раба.

Эксплуатация – и в этом ее противоречивая роль – делала труд более напряженным и интенсивным, вместе с тем позволяла освобождать от труда в материальном производстве часть членов общества, создавала материальную базу для отделения умственного труда от физического. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Образование городов как центров ремесла, торговли, политической жизни и культуры явилось важным условием и фактором дальнейшего прогресса производительных сил.

Таким образом, закон соответствия и здесь действует с объективной необходимостью: новые производственные отношения открывают более широкий простор для развития производительных сил, обеспечивают их прогресс. Во всех докапиталистических обществах также происходили существенные изменения в производительных силах и производственных отношениях: одомашнивание животных, появление колеса, паруса, переход от каменных орудий к металлическим, особенно железным, общественное разделение труда, возникновение городов, развитие различных форм частной собственности, переход от рабовладельческой к феодальным формам эксплуатации.

И все-таки развитие производительных сил за весь период докапиталистического развития общества не вышло за рамки ручного труда и внеэкономического принуждения массового производителя.

Производительные силы, основанные на консервативном техническом базисе простых ручных орудий, типичны для докапиталистических формаций. Они-то и определяли производственные отношения и многие другие характеристики этих обществ.

Переход от простых ремесленных орудий ручного труда к машине явился второй великой революцией в производительных силах общества. Сущность ее состоит в замене действия простого орудия, приводимого в движение силой человека или животного (реже ветра или воды), действием машины, приводимой в движение специальным энергетическим устройством, в качестве которого первоначально выступала паровая машина. Простое орудие заменяется трехзвенной системой "рабочая машина – двигатель – передаточный механизм". Часть своих функций человек передает машине. Однако производственные процессы не полностью обособляются от людей, последние включаются в процесс машинного производства как его необходимый элемент, но не самостоятельный, а подчиненный действию машины и ритму машинного производства. Человек становится придатком машины.

Машинное производство развивалось в условиях роста значения научных знаний. Если в средствах ручного труда материализовался эмпирический опыт, то в машине средства труда принимают такую форму, которая требует применения науки. Машинное производство и привлечение к нему науки создают способный к непрерывному развитию и в принципе не имеющий пределов роста революционный технический базис.

Социально-экономической формой становления и развития машинного производства, соответствующей реально существующим и постоянно развивающимся производительным силам, первоначально являются производственные отношения, основанные на эксплуатации свободного наемного труда собственником средств производства – капиталистом. Машинное производство могло функционировать и развиваться только при наличии свободного от зависимости работника и концентрации определенных материальных средств. Эти задачи были разрешены путем первоначального накопления капитала. В классической форме это произошло в Англии (XVI – XVII вв.). Помещики сгоняли крестьян-арендаторов с земли и тем самым освобождали их от всякой зависимости, превращали в свободных (в том числе и свободных от средств производства) людей. У них не оставалось ничего, кроме их собственной рабочей силы. Собственники рабочей силы могли соединиться со средствами производства, лишь продав ее собственнику средств производства, владельцу капитала. Внеэкономическое принуждение, таким образом, сменилось принуждением экономическим. Возникла свободная рыночная экономика, важнейшими признаками которой являются: частная собственность на средства производства, конкуренция, рост капитала и эксплуатация наемного труда.

Конкурентная борьба и давление рыночной стихии ставят капиталиста перед необходимостью рационализировать производство, увеличить производительность труда, вводить новые машины, осуществлять режим жесткой экономии, в том числе и на оплате рабочей силы. Это увеличивает прибыль и является главным стимулом капиталистического предпринимательства. Низкая цена рабочей силы порождала жестокую эксплуатацию наемного труда.

Регулятором материального производства выступает рынок, практически существующий в виде рынка капитала, рынка труда и рынка товаров.

Рыночные отношения, основанные на конкретном взаимодействии экономически дееспособных субъектов производства, внешне представляют собой стихийное хаотическое движение предпринимателей. Однако через эту стихийность осуществляется необходимость саморазвития, самодвижения производства, технический и общественный прогресс.

Спонтанность обусловливает высокую экономическую эффективность производства через отбор наиболее жизнеспособных структур. Достоинством свободной рыночной экономики перед тоталитарной является устранение каких-либо препятствий на пути проявления инициативы и предприимчивости со стороны производителей. Развитие производства, происходящее спонтанно как сложное взаимодействие экономически свободных производителей, дает высокий экономический эффект.

Говоря о плюсах свободной рыночной экономики, нельзя замалчивать и ее негативные стороны. В погоне за индивидуальным успехом предпринимательская деятельность нередко переходит рамки социальной справедливости. Особенно это отмечалось в начальный период развития капитализма, когда рабочая сила не представляла большой технологической ценности в связи с неразвитостью самого индустриального производства.

НТР открывает большие возможности для прогресса в производстве. Если первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая – с переходом от ручного труда к машинному, то современная НТР знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному и, следовательно, приводит к коренному изменению места человека в производстве.

Автоматизированное производство является четырехзвенным, что означает, что к трем звеньям добавляется управляющее устройство. Развитие автоматизированного производства связано с совершенствованием электронно-вычислительной техники, появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Автоматизация вытесняет человека из непосредственного процесса производства и меняет его производственные функции.

Использование новых технологий и материалов, автоматизация производства и интеллектуализация труда, совершенствование информатики создают качественно новые производительные силы, способные принципиально изменить весь образ жизни людей на основе огромного роста производительности общественного труда, экономии рабочего и увеличения свободного времени, развития творческой инициативы. За последние десятилетия под влиянием НТР в развитых странах произошла коренная структурная перестройка общественного производства. Современное постиндустриальное общество – это не царство монополистических гигантов, а ренессанс малых форм, отличающихся повышенной гибкостью, адаптивностью.

НТР – процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни людей, а не только область науки и техники. Вместе с позитивными она, однако, имеет и негативные последствия. Поэтому многое зависит от социальных условий, контроля общества над использованием ее достижений. Современное общество заинтересовано в том, чтобы достижения НТР сочетались с гуманистическими целями, были направлены на выполнение масштабных социальных программ.

Производственные отношения, установленные сначала в СССР, а потом и в других странах социализма, не явились результатом естественно-исторического развития материального производства. Они не созрели в недрах старого общества, их существование поддерживалось внеэкономическим принуждением, репрессиями. Это сдерживало развитие производительных сил и привело сначала к застою, а затем и к кризису экономики и всего общества.

Более или менее эффективно работая в условиях простого машинного производства, когда многое зависело от энергетических способностей рабочего, такое производство так и не смогло удовлетворить потребности общества в новых условиях. Достижения первых пятилеток следует объяснять не соответствием социалистических производственных отношений производительным силам, а мобилизационным эффектом созданной социально-экономической системы, который иссяк тогда, когда в действие вступили базисные факторы, связанные с взаимодействием производительных сил и производственных отношений. В период научно-технической революции не случайно поэтому в ряде социалистических стран активно отказываются от существовавших до сих пор производственных отношений и переходят к отношениям рыночной экономики, в которой естественно-исторически возникшие производственные отношения более адекватно соответствуют производительным силам.

Процесс перехода к новым производственным отношениям происходит нелегко. Однако иного варианта для выхода страны из кризиса нет и быть не может.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы философии

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. Уфимский государственный авиационный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика производительных сил и производственных отношений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

П Р Е Д И С Л О В И Е
  Философия с момента своего возникновения – а она стояла у истоков науки – всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии,

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
  Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Мир и человек, бытие и сознание
Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех з

Роль и значение философии, ее основные функции
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации ч

Философия и наука
  Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялись. На н

Исторические типы философии
  Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды

Античной философии
  Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и К

Реализм и номинализм
  Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой рел

Философия эпохи Возрождения и Нового времени
  По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении

Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
  Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался

Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
  Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей фи

Зарубежная философия ХХ века
  ХХ в. – время суровых испытаний и крутых перемен во всех сферах общественной жизни, что не могло не найти своего отражения в духовной атмосфере, во всех срезах духовной культуры общ

Категория бытия и его место в философии
  Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем "окружающим миром". При всем различии представлений разных люде

Современная наука о системной организации материи
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм матер

Философия о многообразии и единстве мира
  На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поста

И качественная специфика
  При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения

Пространства и времени
  О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противопо

Понятие природы. Природа и общество
  Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространстве

Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
  Зависимость общества от природы прослеживается, следовательно, на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.

Сущность и глобальный характер экологической проблемы
  До сих пор при анализе отношений в системе "общество-природа" особое внимание было обращено на раскрытие зависимости общества от природы, на их органическую взаимосвязь.

Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
Перспектива эта вряд ли способна кого бы то ни было удовлетворить, экологическая проблема встала в форме предельно острой. Есть ли реальные пути ее разрешения, есть ли варианты? Такие варианты есть

Структура сознания и его функции
  Можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема соз

Сознание как высшая форма отражения действительности
  Положение материалистической диалектики о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понят

Сознание и мозг. Материальное и идеальное
  Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности о

От психики животных к сознанию человека
Происхождение сознания   Диалектико-материалистический подход к исследованию сознания предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы его происхождения, возни

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
  Утверждая, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества, следует отметить то, что при этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом

Диалектика как наука
  Развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития,

С движением и изменением
  Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобще

Понятие о законах и категориях диалектики
  Категория – древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики – это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развити

Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
  Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают

Категории диалектики
  Наряду с принципиальными и основными законами важнейшее место в структуре диалектики занимают категории, которые отражают всеобщие стороны, свойства, отношения, присущие не всем про

Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
  Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих зн

Роль и место практики в познавательном процессе
  Материализм XVII – XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой – человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, ч

Познание и творчество
  Человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, ч

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
  Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
  В процессе познания можно выделить некоторые этапы научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В

Анализа
  9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель   Важнейшей составной частью философии является си

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
  История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, чт

Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
  Практическая деятельность, общественно-историческая практика – вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого общества и лежит в основе его истории. Это прежде всего ма

Проблемы материалистического понимания истории
  10.1. Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории   Общество – часть материального мира, социальная форма движени

Материальное производство
  Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексно

Общественно-экономическая формация
  Материализм позволил обнаружить общие повторяющиеся черты в социально-экономическом развитии разных стран и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному

Базис и надстройка
  Понимание закономерностей общественной жизни связано не только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением того, как под воздействием бытия и прежде всего материальных у

Социальная эволюция и революция
  Наряду с относительно спокойным эволюционным развитием общества, есть и такое, которое отмечено сравнительно более быстро протекающими историческими событиями и процессами, вносящим

Движущие силы и субъекты
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей   Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздейств

Социальная структура общества
  Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной вза

Политическая система общества и ее элементы
  Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной с

Государство: его происхождение и сущность
  Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым п

Культура и цивилизация
  13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность   Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Кул

Человек и культура. Культура и формирование личности
  Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуа

Духовное производство и духовная жизнь общества
  Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостност

Формы общественного сознания
  Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практичес

Е) Естественно-научное сознание
Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной п

Ж) Экономическое сознание
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, эконо

З) Экологическое сознание
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология (от греч. ekos – жилище и

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
  15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс"   Проблема исторического прогресса является одной из центральных во

Социальный прогресс и его критерии
  Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических ф

Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
  В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия ч

Проблема человека и его свободы в философии
  Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что такое человек? Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека свя

Личность в различных типах общества
  В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого (ро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги