рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Необходимость и случайность

Необходимость и случайность - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Необходимость И Случайность — «Соотносительные Фи­Лософские Категории, Отража...

Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, устойчивых, повто­ряющихся, всеобщих отношений действительности...

Случайность — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности...».6

Необходимость и случайность суть противоположности, отрицающие и одновременно предполагающие друг друга. Они связаны по определению, ибо случайность является результатом перекрещивания независимых причинно обус­ловленных событий, специфической формой проявления необходимости.

Противоположность необходимости и случайности вы­зывается разными основаниями. Эти основания связаны прежде всего с тем, что данные категории представляют лишь различные аспекты, характеризующие всеобщую связь и развитие предметов и явлений мира. Одно из осно­ваний кроется в разном характере причинности, вызываю­щей данные процессы и результаты. Необходимость вызы­вается регулярными и постоянными причинами процесса. Случайность появляется в результате действия отдаленных нерегулярных форм причинения.

Другим основанием сравнимости необходимости и слу­чайности выступает способ превращения возможности в действительность. В условиях действия необходимости в объекте существует только одна возможность превращения в действительность. Эта возможность в конце концов и реа­лизуется. В условиях действия случайности в объекте су­ществует несколько потенциальных возможностей и спосо- '| бов их реализации, которые могут превратить одну из них в действительность. И именно данная возможность выступит как форма проявления необходимости. В первом случае можно с достаточной точностью прогнозировать будущее поведение системы. Во втором — либо невозможны никакие предсказания, либо возможны с определенной долей веро­ятности.


События и процессы, выражаемые категориями необхо­димости и случайности, отличаются противоположным ха­рактером — однозначностью и определенностью, с одной стороны, и неоднозначностью и неопределенностью их про­текания — с другой.

В силу разнообразия и разноуровневости материального мира необходимость и случайность могут проявиться од­новременно, но в разных отношениях. Они также могутвпроцессе развития системы переходить друг в друга. Так, необходимость принимает форму случайности в точке вы­бора неравновесной, сложной системы направления даль­нейшего движения в условиях скачка.

В истории философии толкование категорий необходи­мости и случайности было различным, хотя великие ученые уже в античности определяли их достаточно близко к совре­менности. Так, Аристотель признавал важность данных понятий и посвятил им достаточно места и внимания в сво­ей «Метафизике». Он дает сравнительные определения и той, и другой категории, связывает их с понятиями причин­ности, внутреннего и внешнего, объясняет, почему наука о необходимости есть, а науки о случайности нет. Так, «с од­ним из существующего, — пишет Аристотель, — дело об­стоит всегда и по необходимости (это необходимость не в смысле насилия, а в смысле того, что иначе быть не может), с другим же не по необходимости и не всегда, а большей ча­стью, — то это начало и это причина того, что существует привходящее, ибо то, что существует не всегда и не боль­шей частью, мы называем случайным, или привходящим» .6 И далее: «Так вот, случайное, или привходящее, — это то, что, правда, бывает, но не всегда и не по необходимости инебольшей частью. Таким образом, что такое привходящее, или случайное, об этом сказано, а почему нет науки о нем, это ясно: ведь всякая наука исследует то, что существует всегда или большей частью, между тем случайное не при­надлежит ни к тому, ни к другому».7

Необходимость и случайность Аристотель рассматрива­ет как процессы, объективно существующие и отличающи­еся всеобщим характером. Необходимость свидетельствует не только о том, что вещь существует, но и о том, что по-


иному она существовать не может. Связывая необходимость с причинением, Аристотель указывает, что необходимая причина может быть только сущностью вещи, то есть состав­лять закон ее бытия. Важно подчеркнуть, что, толкуя слу­чайное как привходящее, Аристотель не только не отказы­вает ему в объективности, но считает, что случайное также является существенным свойством, только не данной кон­кретной формы бытия, а вытекающей из нее. А поскольку оно есть существенное свойство, оно также достойно науч­ного изучения. Таким образом, античный философ в дан­ном вопросе оказался значительно прозорливей метафизи­ческого толкования данных категорий.

Материалисты Нового времени (Б. Спиноза, П. Гольбах), так же как и некоторые ученые (Ж. Б. Ламарк, Э. Геккель), не видели связи между необходимостью и случайность, счи­тали, что случайность не является объективным свойством природы, характеризует только ложное знание или незна­ние чего-либо. «Случай — вот лишенное смысла слово», — восклицал Гольбах. Он был убежден, что «мы пользуемся словом случай, чтобы прикрыть незнание естественных при­чин...». Между тем, согласно Гольбаху, ни в нас, ни в при­роде «ничто не происходит случайно... Все, что происходит в нас или осуществляется нами, равно как и все, что проис­ходит в природе или что мы ей приписываем, зависит от необходимых причин, которые действуют по необходимым законам и производят необходимые следствия, порождаю­щие другие следствия.

Фатальность — это вечный, незыблемый, необходи­мый, установленный в природе порядок, или необходимая связь действующих причин с производимыми ими действи­ями».8

Как мы знаем, фатализм означает веру в неотврати­мость судьбы, в то, что в мире все заранее предопределено. И назови это богом, таинственной силой или необходимос­тью, с точки зрения философии разницы здесь никакой нет. Полностью отрицая объективность случайности, знамени­тый философ подвергает отрицанию и внутреннюю необхо­димость, т.е. то, что касается сущности предметов и про­цессов. Она становится абсолютной по определению и превра-


щается тем самым в абстракцию, так же как и случайность, не имеющую никакого отношения к действительности.

Другим важным моментом метафизического подхода к определению соотношения необходимости и случайности является то, что последней отказывается в научном иссле­довании. Она перестает быть объектом науки, что влечетзасобой, во-первых, дискредитацию философии как общей теории и метода естествознания (она становится бесплод­ной), а во-вторых, ограничение поисковых устремлений са­мой науки, одной из задач которой является исследование причин возникновения необходимых следствий.

С критикой метафизического понимания категорий не­обходимости и случайности выступил Г. Гегель. Прежде всего он отвергает идею о том, что случайное принадлежит только субъективному представлению. Науки, идущие по этому пути, с необходимостью окажутся в тупике бесплод­ной игры ума. То есть Гегель отстаивает объективность случайности и ее связи с необходимостью. Причем не кантовскую объективность, данную разуму априорно (т.е. как определения мышления и, значит, все-таки субъективно), а объективность реальной действительности. Случайности, по Гегелю, надо отдать должное в предметном мире. «Это верно прежде всего по отношению к природе, на поверхнос­ти которой, так сказать, случайность находит себе свобод­ное поприще... Но случайное точно так же проявляется и в духовном мире...».9 То есть случайное рассматривается как объективное и всеобщее свойство природы, но заметим, что философ говорит, что оно проявляется на поверхности при­роды, что выступает как непосредственная действитель­ность. Однако следует заметить, что случайное, по Гегелю, не сводится к простому многообразию природных образо­ваний, которое представляет собой удивительное зрелище случайности, «теряющейся в тумане неопределенности». Случайное имеет «основание своего бытия», но только не в самом себе, а в другом.10 Будучи обоснованным, оно явля­ется лишь односторонним определением действительности. Другое дело необходимость! Гегель ее определяет следую­щим образом: «Развитая действительность как совпадаю­щая в едином смена внутреннего и внешнего, смена их


противоположных движений, объединенных в одно уваже­ние, есть необходимость» 11

Необходимость здесь выступает как закон, который от­личается универсальностью, объединяет многие движения, в т.ч. противоположные, а стало быть, содержит в себе ис­точник, силу и направленность развивающейся действи­тельности. Случайность как одностороннее определение дей­ствительности, как ее возможность, которая может быть, а может и не быть, является тем самым формой проявления необходимости.

Материалистическая диалектика восприняла многие идеи Гегеля, высказанные по поводу необходимости и слу­чайности, и прежде всего признание их объективного харак­тера, взаимной связи и развития. Правда, материализм по­нимает объективность как объективность материального мира, т.е. существование его вне и независимо от человечес­кого сознания. А объективность категорий — как содержа­ние истинного познания. Вместе с тем многие положения, сформулированные Гегелем, пластично вошли своей содер­жательной стороной в содержание диалектических поня­тий, свойственных материализму. Так, Ф. Энгельс подчер­кивает важность диалектической связи необходимости и случайности. В объективной действительности они не суще­ствуют в чистом виде: «... случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называ­ется необходимостью».12

Данное утверждение проявило свою чрезвычайную ак­туальность в настоящее время в философии науки. Уже Ч. Дарвин в XIX в. раскрыл диалектическую сущность вза­имосвязи данных категорий. Как пишет Энгельс, «Дарвин в своем составившем эпоху произведении («О происхожде­нии видов путем естественного отбора» — авт.) исходит из самой широкой, покоящейся на случайности, фактической основы. Именно бесконечные случайные различия индиви­дов внутри отдельных видов, различия, которые могут уси­ливаться до выхода за пределы видового признака и у кото­рых даже ближайшие их причины могут быть установлены лишь в самых редких случаях, именно они заставляют его подвергнуть сомнению прежнюю основу всякой закономер-


ности в биологии — понятие вида в его прежней метафизи­ческой окостенелости и неизменности. Но без понятия вида вся наука превращалась в ничто. Все ее отрасли нуждались в понятии вида в качестве основы: чем были бы без понятия вида анатомия человека и сравнительная анатомия, эмбри­ология, зоология, палеонтология и т.д.? Все результаты этих наук были не только поставлены под сомнение, но и прямо-таки упразднены. Случайность опрокидывает существовав­шее до сих пор понимание необходимости. Сохранять его — значит навязывать природе в качестве закона противореча­щее самому себе и действительности произвольное челове­ческое определение, значит тем самым отрицать всякую внутреннюю необходимость в живой природе, значит вооб­ще объявить хаотическое царство случая единственным за­коном живой природы».13

Еще более актуальной представляется данная проблема­тика в философии науки XX в. Во второй половине столе­тия возникла теория самоорганизации открытых систем (физических, химических, биологических, экологических и любой другой природы), которая получила название «си­нергетика». Ее объект и способы описания уже рассматри­вались выше. Но применительно к актуализации вопроса о диалектике необходимости и случайности отметим, что зна­чение этой теории не исчерпывается уточнением принципа самодвижения и развития материи. Дело в том, что процесс самоорганизации материи, исследуемый в синергетике, ак­центирует внимание на случайностном моменте развития, в котором «система выбирает» направление дальнейшего движения к возникновению качественно новой системной структуры. Раскрывается удивительная картина расшаты­вания старого на элементы, которые в хаотическом движе­нии «трясутся во все стороны» (образ Демокрита, применен­ный к атомам), и образуется либо множество возможностей дальнейшего движения, либо невозможность направленно­го движения вообще. Затем «вдруг» один из элементов, на­ходящийся где-то на самом краю поля системы, проявляет «инициативу» и быстро разворачивает направления милли­ардов других элементов в свою сторону. И система, будучи только что в состоянии совокупности множества не связан-


ных движений, самособралась в единое и сделала скачок. Отсюда и значение слова «синергетика» (от греч.) — «совме­стный, согласованно действующий». Система сделала ска­чок, но не по необходимости, свойственной старому каче­ству, а на основе случайности, возникнув из какого-то бо­кового, неожиданного источника, благодаря слабым флуктуациям, силе и быстроте изменений.

Естественно возник соблазн интерпретации таких про­цессов в духе индетерминизма. Здесь и отрицание необхо­димости. И «свобода воли» электрона. Здесь и метафизичес­кое отождествление причинности и необходимости. И невоз­можность предсказания будущего поведения системы. Од­нако системы и процессы, исследуемые синергетикой, не нарушают ни закона диалектической связи необходимости И случайности, ни закона причинения. Диалектика всегда утверждала, что случайность есть форма проявления необ­ходимости, но это — форма, содержание которой определя­ется чем-то привходящим (Аристотель) и основание бытия которой находится в другом (Гегель). Диалектика рассмат­ривает системы как открытые, сложные, неравновесные, нелинейные, многокачественные, в которых элементы об­ладают относительной самостоятельностью к целому и со­ставляют свои подсистемы. С данной точки зрения синерге­тика только подтверждает диалектику, раскрывает ее внут­ренние механизмы, позволяет «стереоскопически» загля­нуть внутрь процессов развития, требует их рассмотрения действительно как универсальных.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Необходимость и случайность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги