Развитие как всеобщая закономерность

Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содержания данной категории предполагает сравнение с другими категориями такого же масштаба. Основанием подобного сравнения с необходимостью должны выступать субстанциальные начала и свойства материального мира и отражение их в близких развитию понятиях.

Один из последних по времени издания философских словарей определяет развитие как «существенное, необхо­димое движение, изменение чего-либо во времени ».28 В дан­ном высказывании мы имеем краткую дефиницию, которая пластично развертывается в емкое содержание. Развитие здесь рассматривается как движение, принимает на себя все его (движения) всеобщие и существенные характеристики


как способа существования материи. Вместе с тем акценти­руется важное свойство движущейся материи — существо­вать в конкретных формах. Движение конкретных форм, как правило, имеет вектор, осуществляется от чего-то к чему-то, что дает основание рассматривать его как измене­ние, обладающее направленностью. Направленность и вы­ступает одной из важнейших черт развития. «Направлен­ность движения не может быть характеристикой движения как способа существования материи, как бесконечного, — пишет автор статьи. — Развитие бывает восходящим и нис­ходящим, от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему, от старого к новому и от нового к старому, от простого к сложному и от сложного к простому, от низшего к высшему и от высшего к низшему, от случайного к необ­ходимому и от необходимого к случайному и т.д.».29 Ска­занное показывает, что направленность является необходи­мым признаком, специфицирующим развитие.

Направленность сама по себе есть категория сложная и обозначает тенденцию. Что же такое тенденция? Какое от­ношение она имеет к развитию, с какой стороны его харак­теризует? Маркс и Энгельс определяют ее как форму прояв­ления законов, которые вообще «... не имеют иной реально­сти, кроме как в приближении, в тенденции...».30

Термин «тенденция» часто употребляют в значении за­кономерности. В этом смысле сложность данной категории выражается в том, что она «обнимает» целую совокупность законов, их специфическое единство, выражает развитие многогранной многоуровневой системы.

Направленность выражает определенную закономер­ность развития, которая имеет еще такую уникальную чер­ту, как необратимость. Она указывает на то, что процессы, свойственные любому конечному предмету, системе, с не­обходимостью приведут к снятию их границы, к переходу в другое состояние или качество. Необратимость процессов не только связана с концом той или иной предметности, но и создает условия возникновения новых начал. Таким обра­зом, развитие имеет дело с взаимодействием конечных сис­тем, с их происхождением, существованием и снятиемихвнешних и внутренних границ. Развитие характеризует та-


кого рода процессы, которые не охватываются понятием движения как атрибута материи. Оно обладает специфичес­кими свойствами — раздваиваться на противоположные стороны, соотношение которых обусловливается конкрет­ной ситуацией; выражать генезисные связи и раскрывать источник; изменять темпы движения и его уровни.

Идея развития мира имеет давнюю историю. Эта идея крепкими узами связана с констатацией противоречий, борьбы противоположностей, взаимными превращениями различных состояний материи. Ее истоки восходят к древнейшим текстам китайской, индийской, греческой философии. Первоначально она была ярко и цельно выражена в философии Гераклита. До нас дошли фрагменты его сочинения «О природе», где он говорил, что все существует и в то же время не существует, все течет, находится в постоян­ном процессе возникновения и исчезновения. Все перехо­дит в свою противоположность. Все происходит через борь­бу и по необходимости.

Качественно новые идеи развивал Зенон из Элеи. В от­личие от Гераклита, рассматривавшего с позиции развития мир в целом, он остро поставил вопрос о противоречии чув­ственного мира и мира понятий, который отождествлял с миром истины.

На основе философии Гераклита и элейской школы воз­никли учения софистов, которые идею противоречий пол­ностью отнесли к области мышления, по сути оторвав ее от объективной действительности. И если первоначально b формах столкновения противоположных мнений софисти­ка осуществляла поиск истины, то впоследствии она приобрела нарицательный смысл как способность выдавать лож­ное за действительное благодаря выработанной в спорах гибкости понятий.

Положительные тенденции софистов воспринял и раз­вил Сократ. Именно он впервые употребил слово «диалек­тика», обозначающее искусство вести беседу, диалог с це­лью осмысления противоречий действительности. Но вопросно-ответная разговорная теория Сократа не исчерпыва­ет значения учения этого мыслителя и его влияния на всю последующую философию. Так, известный исследователь


античной философии А. Ф. Лосев отмечает, что «именно Сократ, который, исходя из относительности и условности, даже случайности наших бытовых представлений, требовал признания также и таких общих понятий, без которых не могли бы возникать и частичные, условные и случайные понятия. И поскольку сократовская философия была нача­лом перехода от материи просто и от идеи просто к их диа­лектике, то обычно всю философию до Сократа, и прежде всего натурфилософов-интуитивистов, так и называют «досократиками» или досократовскими. Эти названия весьма существенны и совершенно необходимы, поскольку имен­но с Сократа начинается то положительное построение диа­лектики идеи и материи, которую выше мы установили как существеннейшую и центральнейшую для всей античной философии».31

Диалектический взгляд присутствует в философии пред­ставителей Афинской школы — Платона и Аристотеля. В частности, Платон развивал идею тождества понятий бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и исчезнове­ния. В онтологии Аристотеля диалектически представлено соотношение материи и формы как возможности и действи­тельности в их взаимопереходах. В неоплатонизме (Плотин, Прокл) получили диалектическое толкование понятия, вы­ражающие основу иерархии бытия, развиты концепции раз­двоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, создано учение о вечной подвижности космоса.

Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией конца XVIII — первой половины XIX вв. У И. Канта диалектические идеи получили выра­жение прежде всего в его гипотезе происхождения Вселен­ной. Идея происхождения сама по себе является диалекти­ческой. Кроме того, с позиции развития был впервые осве­щен и обоснован процесс становления неживой материи. В гносеологии к диалектическим следует отнести идею разнокачественности уровней познания, активности субъекта, наконец, кантовские антиномии.

Создание целостного диалектического учения принадле­жит Георгу Фридриху Гегелю. На идеалистической основе он о... впервые представил весь природный и духовный мир


в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития».32

В разработке диалектических идей участвовали русские философы-материалисты (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевс­кий). В частности, Герцен в своих «Письмах об изучении природы» критиковал идеализм Гегеля, отстаивая диалек­тические принципы его учения, и пытаясь применить их к анализу природы и общества. Диалектическая традиция получила свое выражение и в идеалистической русской фи­лософии, например в концепции «всеединства» В. С. Соло­вьева.

Наиболее последовательной является материалистичес­кая диалектика, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс в «Капитале» подчеркивает полную противополож­ность материалистической диалектики гегелевской: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург дей­ствительного, которое составляет лишь его внешнее прояв­ление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и пре­образованное в ней».33

Разработанная на материалистической основе, диалек­тика как учение о развитии снимает ряд противоречий, свойственных идеалистической ее форме. По Гегелю, мате­рия не развивается во времени. На языке гегелевской диа­лектики нельзя обосновать решение вопроса, как вообще возможна материя, как возможна жизнь, как в действи­тельности снимается противоречие? И что особенно важно, основой и движущей силой истории выступает мистичес­кий Абсолютный Дух. Согласно основным принципам он­тологии Гегеля, в теории познания принижается роль эм­пирического познания, что грозит исследованию схемати­зацией, догмой и субъективизмом.

Материалистическая диалектика как учение об универсальной связи и развитии представляет собой наиболее пол­ное и последовательное выражение действительных законов объективной реальности.