рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закон диалектического противоречия

Закон диалектического противоречия - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина История Философии Показывает, Что Диалектические Идеи Возникли На Основе Набл...

История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных сторон ве­щей, процессов и явлений действительности. Исторически и теоретически вполне обоснованно считать закон диалек­тического противоречия главным существенным признаком диалектики.

Данный закон имеет еще другое название — закон един­ства и борьбы противоположностей. Это второе название содержит все категории, через которые раскрывается содер­жание и форма закона, — противоположности, борьба, един­ство. А первое название выражает саму суть закона. Здесь диалектическое противоречие представляет собой не просто закон, но основной принцип, развертывание которого рас­крывает сущность материалистической диалектики как та­ковой. Данный закон-принцип представляет развитие как следствие борьбы, противоположных сторон, характеризу­ющих предметы, процессы, явления и системы мира. Закон имеет принципиальное значение, поскольку раскрывает источник развития, причины, импульсы движения и само­движения объектов реальной действительности. Как закон развития, он всеобщ и абсолютен, ибо в каждой структуре, системе бытия есть источник их существования. Этот закон пронизывает все предметы и явления мира, входит в содер­жание других законов диалектики, поэтому его можно счи­тать определяющим изменения во всем внутреннем поле взаимодействующих систем, выявляющим «сквозную», центральную линию развития, характер и темпы измене­ний. Благодаря этому закону все изменения, происходящие в мире, можно рассматривать как формы самодвижения, что положило конец всем идеям о первотолчке.

У данного закона долгая и богатая история. Ее начало восходит к восточной философии и астрологии. Взаимодей­ствием противоположностей пользовались китайские и ин­дийские мудрецы в объяснении мира вещей и идей. Мно­жество теоретических положений высказали античные уче-


ные и философы. Выше уже приводились соответствующие высказывания Гераклита, свидетельствующие о понимании развития через борьбу крайностей, через их связь и гармо­нию, в основе которой также лежат противоположности. Гераклит утверждает, что «борьба — отец всего и царь над всем», «борьба всеобща, и все рождается благодаря борьбе и по необходимости».34 Он высказывает глубокие мысли о тождестве противоположностей, о «скрытой гармонии», которая характеризует все мироздание. Целое и нецелое, сходящееся и расходящееся представляют собой единство, и получается «из всего одно, и из одного все».35 Концепция о схождении крайностей получила название поляризма.

Поляризм в несколько измененной форме используется в философии и науке Нового и новейшего времени. Так, по Ф. Шеллингу, «всякое природное тело понимается как про­дукт деятельности динамического начала (силы), взаимо­действия противоположно направленных сил (положитель­ный и отрицательный заряд электричества, положительный и отрицательный полюсы магнита и т.д.».36 Такой взгляд философа на взаимодействие противоположных сил как определяющий фактор любого тела природы связан с откры­тиями А. Гальвани, А. Вольта, А. Лавуазье — словом, соот­ветствовал уровню естествознания того времени и был на­правлен против распространенного тогда принципа механи­цизма.

В течение всей истории философии столкновение про­тивоположных начал либо их гармония рассматривались как естественные свойства природы. Гегель создал учение о диалектическом противоречии как логическом принципе, важнейшем во всей его логической системе. В «Науке логи­ки» он пишет: «Противоречие — вот что на деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыс­лить». Правильно в этом утверждении лишь то, что проти­воречием дело не может закончиться и что оно (противоре­чие) снимает себя само через себя. Но снятое противоречие не есть абстрактное тождество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Ближайший результат положенной как противоречие противоположности есть ос­нование, которое содержит в себе как снятые и низведен­ные лишь к идеальным моментам и тождество, и разли-


чие» ,37 В этом фрагменте изложена, по сути, вся концепция диалектического противоречия Гегеля. Прежде всего, рас­суждения мыслителя направлены против скептиков и агно­стиков (Пиррон, Секст Эмпирик, И. Кант), против софистов (Парменид, Зенон Элейский), которые делали неправильные выводы из рефлексии над своим познанием. Главная мысль здесь такова, что Гегель рассматривает принцип противо­речия не как субъективные размышления «над», а как он­тологический закон, утверждающий, что противоречие сни­мает себя через самого себя, т.е. через развитие.

Что означает « противоречие снимает себя через самого себя»? Это означает, что оно представляет собой естествен­ный процесс, имеющий в себе источник собственного пре­образования. Снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития.

«Снятое противоречие не есть абстрактное тожде­ство», — далее говорит Гегель. То есть оно не должно быть односторонним определением, лишенным содержательной целостности. Абстрактное тождество — это пустое утверж­дение, лишенное основания. Философ полагает, что усло­вием диалектического противоречия должно служить осно­вание, которое содержит в себе и тождество, и различие.

Материалистическая диалектика восприняла многие идеи гегелевской концепции закона. Главное отличие ма­териалистического понимания закона заключается в том, что снято идеалистическое понимание самого развития. У Гегеля развитие охватывает только мир понятий, и «сня­тие» противоречия происходит благодаря идеалистически понятому онтологическому развитию самого понятия. Со­гласно материалистической интерпретации закона, источ­ником формообразования является не Абсолютный Дух, а материальный мир природы, предметы и системы матери­альной действительности содержат в себе этот источник.

Характеристика диалектического противоречия предпо­лагает взаимодействие противоположных сторон предме­та или процесса, взаимно исключающих и одновременно предполагающих друг друга, взаимосвязанных, взаимоза­висимых, обусловливающих существование самого проти­воречия. Существует множество противоположностей, ко­торые не относятся к одному предмету или рассматривают-


ся в разных отношениях. Такие противоположности не яв­ляются сторонами диалектического противоречия. Они только тогда выступают как диалектические, когда их вза­имосвязь и взаимодействие опосредствованы субстратом и развитием. Гегель также подчеркивал идею опосредство­ванное™, только он в качестве посредника называл основа­ние (имея в виду какую-либо идеальную целостность, каче­ство, например) и развитие (самих понятий). Материалис­тическая онтология исходит из принципа саморазвития материи.

Противоположные стороны выполняют в предметах раз­личную функцию, поскольку сами имеют различную при­роду. А поскольку они. различны, то имеют особую динами­ку и направленность. Будучи различными, но связанными и являясь свойствами единой субстанции, противополож­ные стороны не могут быть «безразличными» друг к другу и всегда находятся в состоянии борьбы. «Борьба» как тер­мин закона соотносится с «изменчивостью», «движением», а потому носит абсолютный характер. Вместе с тем проти­воположности есть свойства некоей целостности, системы, качества и находятся в единстве. Поскольку качество обла­дает конечностью, временностью существования, единство противоположностей относительно, так как всегда наруша­ется совокупным движением. Борьба противоположностей выступает источником развития предметов и систем, но и той основой, в границах которой они существуют, т.е. обус­ловливает само их бытие.

Закон диалектического противоречия пронизывает всю внутреннюю динамическую структуру системы, выражает как ее целостность, так и саморазвитие. «Сосуществование двух взаимно противоречащих сторон,— отмечает К. Маркс, — их борьба и их слияние в новую категорию со­ставляют сущность диалектического движения. Тот, кто ставит себе задачу устранения дурной стороны, уже одним этим сразу кладет конец диалектическому движению».38 К. Маркс, естественно, имеет в виду желание удалить «дур­ную» сторону основного противоречия, характеризующую систему, а не отдельные несущественные для системы в це­лом черты, что в принципе возможно. Конкретно данная


реплика Маркса направлена против понимания диалекти­ки противоречия Пруд оном, подразумевавшим под дурной стороной эксплуатацию, которая составляла существенное свойство капитализма, с его частной собственностью. Одна­ко Маркс в «Экономических рукописях 1844 года» просле­живает длительный процесс самоотрицания частной соб­ственности, превращения ее в собственность, лишенную эксплуатации, — это другой вопрос, касающийся развития определенной социальной системы и требующий специфи­ческого анализа.

Аналогичный пример можно привести с грубой интер­претацией концепции биохимического происхождения жизни, предложенной А. И. Опариным и Дж. Холдейном. Астроном Хайл считал, что данная концепция нелепа. Это то же самое, что утверждать, будто ураган, пронесшийся над местной свалкой, может привести к сборке «Боинга-747». Или мартышка, беспорядочно барабаня палкой по клавиа­туре пишущей машинки, случайно напечатает 66-й сонет Шекспира. Хайл здесь продемонстрировал совершенное от­сутствие способности к серьезной интерпретации научных концепций, которые обоснованы не только специальными научными фактами, но и применением добротной методо­логии. Сторонники современной концепции абиогенного происхождения жизни вовсе не имеют в виду превращение неживого в живое с сегодня на завтра, а исследуют длитель­ный процесс громадных многокачественных изменений, анализируемых на основе целого комплекса наук, с учетом альтернативных точек зрения, противоборства их специфи­ческих методов и оснований.

Диалектические противоречия находятся в самой сущ­ности вещей и имеют объективный характер, т.е. существу­ют вне и независимо от сознания людей. Это не означает, что их нельзя познать и использовать в практической дея­тельности. Они носят всеобщий характер, ибо свойственны всем формам движущейся материи. Их действие охватыва­ет и материальные, и духовные процессы. Нет ни одного предмета, который не был бы включен в какую-нибудь сис­тему и не испытывал бы на себе действие закона диалекти­ческого противоречия. Этот закон действует на всем продол-


жении существования качества как определенной систем­ной целостности, т.е. раскрывает ее динамическое содержа­ние. Движение разнокачественно и представляет собой вза­имодействие множества разнонаправленных процессов. Проявляясь в определенном предмете или явлении на еди­ной основе, эти разнонаправленные процессы начинают де­монстрировать раздвоекие этой основы. И чем глубже про­тиворечие, которое подлежит решению, тем более глубокой является «трещина» раздваивающегося качества.

Итак, структура диалектического противоречия такова:

предметы и явления материального мира обладают проти­воположными сторонами или свойствами. Отношение меж­ду данными сторонами и есть противоречие, которое обозна­чает взаимное исключение, взаимную связь и зависимость этих сторон. Противоречие характеризуется единством и борьбой. Борьба характеризует изменчивость и потому аб­солютна. Единство относительно, как относителен конеч­ный предмет, конечная система, конечное качество.

Основная функция диалектического противоречия — выступать источником, специфического движения, которое мы называем развитием. Эта функция длится, пока суще­ствуют границы конечного качества, и определяет содержа­ние процесса.

Структура противоречия изменяется. Противоположно­сти не представляют собой какие-то абстрактные линейные связи. Это группы свойств, некоторые из которых совпада­ют и являются тождественными. Другие группы выража­ют различие. Таким образом, отношение противоположнос­тей характеризуется тождеством и различием. Взаимодей­ствие и взаимопроникновение противоположных сторон из­меняют соотношение между тождеством и различием, обна­руживаются ступени развития противоречия. Это подтвер­ждает мысль об опосредствовании взаимодействия противо­положностей развитием самого предмета. Так, З.М.Оруджев, рассматривая вопрос о развитии противоречия, пишет:

«Бесспорно, что чем менее развит предмет, тем менее раз­вита система посредствующих звеньев. Изменение системы посредствующих звеньев (их количественное возрастание и качественное, структурное усложнение) является, на мой взгляд, весьма важным законом развития» 39


Логика развития в силу специфики развивающегося предмета и природы самого процесса имеет различные тем­пы изменений. Противоречие имеет время для созревания. Это объективный процесс, и разрешение противоречия так­же обусловлено спецификой его созревания и развития. Раз­решение противоречия является заключающей фазой в борьбе противоположностей. Суть данной фазы состоит в «снятии» их конкретного единства. Форма «снятия» необя­зательно является предельно обостренной, хотя такая веро­ятность объективно существует. В ходе разрешения проти­воречия изменяется качество системы или ее свойства, но в процессе продолжающегося развития никогда не уничтожа­ется само противоречие.

Виды противоречий. В свое время Г. Гегель, критикуя различные школы и направления философии, неправиль­но, на его взгляд, толкующие природу противоречий, ука­зывал на то, что они часто занимались внешними противо­речиями, лежащими на поверхности бытия и не имеющи­ми собственно отношения к диалектике. Однако внешние противоречия можно наблюдать и в диалектическом виде­нии мира. Это такие противоречия, которые относятся к разным, но взаимодействующим предметам — например, человека и природы. Внутренние противоречия свойствен­ны одному предмету, одной системе, и именно они выступа­ют источником ее развития. Это не означает, что внешние и внутренние противоречия не связаны и что не могут менять­ся их функции в развитии предмета. В открытых неравно­весных системах всегда действует множество противоречий, которые весьма условно классифицируются на внешние и внутренние. Внутренние противоречия обусловлены всей совокупностью внешних, которые часто определяют струк­турность внутренних, также, кстати, как и «раздвоение еди­ного» (системной целостности) на существенном для систе­мы этапе.

Поскольку диалектическое противоречие является су­щественным, действует как закон развития данной систе­мы, оно выступает не только ее источником, но и основным содержанием. В таком случае его можно считать основным противоречием. Оно составляет основу существования сис-


темы и определяет ее развитие в течение всего времени ее бытия. Неосновные противоречия характеризуют отдель­ные свойства и стороны процесса, не оказывая прямого воз­действия на саму сущность системы, хотя на общую карти­ну развития они, разумеется, влияют.

Развитие диалектического противоречия, раскрываю­щего динамику определенных качественных систем, выде­ление ступеней его созревания и движения к разрешению, обусловливает выделение главных и неглавных «этапных » противоречий. Главное противоречие — это то, которое воз­никает и выдвигается на отдельном этапе развития систе­мы и начинает определять всю ее противоречивую структу­ру. Разрешение данного (главного) противоречия оказыва­ет заметное влияние на разрешение других противоречий и развитие системы в целом. Неглавное противоречие здесь выступает как зависимое, подчиненное процессу, определя­емому в данный момент главным противоречием.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закон диалектического противоречия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги