рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От любомудрия — к теоретической доктрине

От любомудрия — к теоретической доктрине - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Философия Является Концентрированным Выражением Человеческой Мудрости,...

Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, затрагивают самые глубокие и существенные черты окружающего мира и человека.

В Древней Греции большой известностью и уважением пользовались люди, которых называли мудрецами. Им принадлежат высказывания, полные глубокого смысла, открытого опытом, наблюдением и размышлением над явлениями бытия. “Начальника, замеченного в пьянстве, наказывать смертью”, — требует Солон. “Смотри не на вид мой, а на ум, ибо в человеке сильней всего Разум”, — призывает Эзоп. “Корысть ненасытна, — предупреждает Питтак. — Держись истины, верности, опытности, правдивости, дружбы”. Были и более философичные высказывания: “Познай самого себя” или “Меру во всем соблюдай”. Известно, что первый из натурфилософов — Фалес — был причислен современниками к когорте семи греческих мудрецов, а возникшая форма общественного сознания получила название философия, то есть “любовь” (от греч. phileo) к “мудрости” (sophia).

Вот пример философских высказываний Фалеса: “ Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все. Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все. Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки. Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех”.

Как видим, мудрые высказывания Фалеса вполне философичны. Здесь уже имеются элементы философского языка (понятия, категории) и оперирование ими: пространство, время, мысль, необходимость. Другие мудрецы также употребляли слова, несущие определенную философскую символику — истина, разум, однако следует отметить, что форма их высказываний более походила на поучения, свойственные скорее религиозно-нравственному тексту, нежели философскому. У Фалеса уже наблюдается дистанция, разделяющая субъект и объект, выделяющая мир так, как он существует сам по себе.

Каковы же были любомудры или, другими словами, каким представлялся любомудрам образец мудрости, каким должен быть философ? В историческом значении к ним относятся практически все знаменитые натурфилософы VI— IV вв. до н. э. По совокупности высказываний древнегреческих философовмудрец — прежде всегомыслитель, который подчиняет свое познание законам природы. Уверенный в

том, что “всем людям свойственно познавать себя и мыслить”, он осуществляет это самопознание, “прислушиваясь к природе” и “поступая с ней сообразно”1. “Мышление— великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно”2. Мудрец вообще убежден в необходимости изучать природу, поскольку знание рассматривается им как одно из важнейших средств развития человеческой культуры. Наблюдая за природой, считает Демокрит, “путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению”.3

Однако мышление сообразно природе не исчерпывает представлений о мудреце. Мудрец не терпит пустого многознания. “Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе...” — призывал Фалес. “Многознание не научает быть умным”, — замечает Гераклит.4 Следует искать суть вещей, обнаруживать их внутреннее единство, стремиться познать мир как целое. По Гераклиту, логос как способность к познанию присущ всем людям. Но не всем дано познать логос как объективное существенное свойство природы. “Признак мудрости — согласиться... что все едино”.5

Мудрец выделяется рядом социально-моральных характеристик. Большинство древних материалистов отрицательно относились к роскоши. Так, Гераклит презирал “скотское насыщение”, предпочитая “вечную славу— преходящим вещам”, отрицательно отзывался о богатстве.6 Принадлежа к греческому царскому роду, после свержения царской власти в Эфесе он не эмигрировал, как многие другие, а передал брату функции жреца и жил бедно и одиноко. Последние годы жизни провел в хижине, в горах.7 Анаксагор имел земельные владения в ионийском полисе Клазомены, занимал там высокое положение и отказался от всего этого, став бесправным иногородцем в Афинах ради философских занятий. Истинной своей родиной он считал все мироздание, поскольку родился для того, “чтобы созерцать Солнце, Луну и небо”. По свидетельству Плутарха, Анаксагор имел величественный образ мыслей и высокое достоинство.

Такой же образ мыслей характерен и для Демокрита. “Счастье и несчастье — в душе, — заявляет он. — Счастье обитает не в стадах и не в золоте”. “Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость”.8 Эти суждения о счастье и предпочтении благ духовных благам материальным не были пустыми словами. Биографы философа сообщают, что он получил от состоятельного отца довольно значительное наследство и растратил его на путешествия в Египет и Вавилон с целью познания. Вернулся на родину бедняком, жил скромно и всю жизнь был предан науке.

Дело здесь, скорее, не в том, беден философ или богат, — дело в отношении к богатству, в предпочтении духовных ценностей вещным. И когда жизнь ставит перед ним реальную проблему выбора, он остается верен своим убеждениям и предпочитает духовные ценности материальным. Данное качество представляется важным для преодоления философствующим субъектом своих собственных интересов в описании мира, для достижения объективности.

Мудрец высоко ценит свой умственный труд. Мыслительную деятельность он ставит выше всех других — политической, жреческой, военной. Демокрит заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Он занимается миром в целом и имеет дело с бесконечным и вечным.

Мудрец полагает дистанцию между собой и миром, которая выражается в осознании того, что сущностное и эмпирическое бытие человека не совпадают. Чтобы выявить сущность, следует преодолеть видимость мира, в некотором смысле отвлечься от него.

Многие исследователи указывают на созерцательность космолого-натуралистической философии. Следует сказать несколько слов о содержании этой категории. Прежде всего, она свидетельствует о разведении субъекта и объекта в философском познании; о выделении целостного мира в качестве специфического объекта философского интереса. Созерцательность натурфилософии является необходимым условием становления общей теории философии, разработки основных положений, обладающих потенциальной возможностью создания философской картины мира.

Мудрец беспрекословно признает всепоглощающую обусловленность своего познания со стороны природы. В созерцательном отношении к миру исчезают пристрастия, субъективные предпочтения, аспект полезности, выгоды, остается только “натура”, естественный объект. Ранний К. Маркс, характеризуя первых философов, отмечал: “Живые силы ими не затрагиваются... их принципы объективны и являются силой, с которой сами они не могут совладать...”.9

Созерцательность — это позиция единственно возможная в условиях такого грандиозного скачка, как переход от мифологии к философии. Вернее, не единственно возможная, но единственная, обеспечивающая направление возникшей философской теории, развивающейся на почве науки. Это внутреннее свойство отношения философствующего человека к миру. Внешне же оно выражалось по-разному, соответственно условиям среды и характеру самого философа. Одни из них предпочитали фактическое одиночество и уход от людей (Гераклит, Демокрит). Другим это не удавалось, или они предпочитали иной образ жизни. Ксенофан, например, восклицает; “Вот уже шестьдесят семь лет, как я с моими думами ношусь по эллинской земле”.10 Созерцательность же сохранялась как устойчивая позиция при всех роковых проявлениях судьбы. Как правило, мудрецы в критических ситуациях доказывали верность своим принципам, свою цельность (Зенон, Сократ).11

Созерцательность не означает бездеятельности. Основная деятельность философа выражалась в создании фундаментального теоретического базиса, который предполагает временный отход от актуальной действительности, выражая тем самым ее основу. Правила и нормы социально-нравственного поведения существуют здесь уже не как отдельные мудрые высказывания, а выводятся как необходимые следствия из общих Принципов, системы взглядов на природу. Учение о добродетелях, которое создали древние, вытекало из идеала человека, чьи качества не нарушали бы естественного целого. Они разработали достаточно полное представление о человеке-гражданине своего государства: он должен рассматривать себя в живой связи с государством, подчинять свою жизнедеятельность общей цели, стремить-

ся победить свои страсти, подчинить их разуму, вырабатывать в себе такие качества, как мужество, благоразумие, умеренность, справедливость. (А. А. Гусейнов ) Все эти качества вытекают из необходимости сохранить целое, причем целое имеет здесь статус закона. Социальные нормы рассматриваются как продолжение законов природы. Моральные нормы объективны по содержанию, необходимы, представляют собой конкретную форму базисных условий бытия.

Таким образом, мудрец — это мыслитель, обладающий неудержимой страстью к познанию. Он реализует свою страсть, исходя из первичности природы. Универсальный вопрос мировоззрения приобретает здесь форму вопроса о происхождении и сущности Вселенной. Превыше всего мудрец ценит истину. Она была преимущественным руководителем его бытия в мире, интегральным стержнем духовного мира.

По сути дела в VI-IV вв. до н.э. возникает философское знание, представляющее одновременно первые образцы теоретического знания. Более того, в условиях той традиционной культуры философия была единственной формой, в рамках которой теоретическое знание имело возможность возникнуть, существовать и развиться в науку. Рассуждая о науке и философии применительно к Древней Греции, А. С. Богомолов подчеркивает мысль о том, что практическое научное знание на Ближнем Востоке было далеко не новостью. “Теоретическая же (умозрительная) наука о природе развивается у древних греков в рамках философии, — собственно, первые философы именовались “физиками” или “фисиологами”. Это не была, однако, эмпирическая, наблюдательная наука о природе, хотя она и включала представления о механизмах действия природы, о некоторых природных процессах. Поэтому иной раз философия древних греков объявляется нерасчлененным научным знанием вообще и отождествляется с наукой как таковой. Но ведь это не совсем так. Мы имеем все основания говорить о науке применительно к античности и в исторически ограниченном, но все же достаточно определенном смысле как о совокупности конкретных, основанных на опыте и наблюдении

систематических знаний, которые позволяют решать некоторые типовые задачи”.12 Таким образом, А. С. Богомолов утверждает опосредствованную связь философии и науки, указывая на общий для них теоретический уровень познания, и вместе с тем специфику объектов и способов обобщения. Задача философии, в отличие от частных наук, “не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство”.13

Мыслители периода становления философии уже, по сути, указали на ряд критериев, отличающих науку от пред-науки. Это прежде всего объективность, то есть нацеленность на изучение природы такой, как она существует сама по себе. Выше говорилось о созерцательности философии. Такая позиция философствующего субъекта сводила к минимуму его собственные интересы и ориентировала мышление на реалистическое исследование мира. Важным признаком научности выступает различение кажимости и сущности, повторяемости и случайности, что соответственно различало и знание — “по мнению” и “по истине. Происходит выработка специального рационального аппарата, соответствующих слов и символов, превращающихся в термины. При помощи понятий и терминов выстраивается логическое основание и особая системность знания, отличающаяся от обыденной упорядоченности практических знаний и действий. Необходимо отметить и такой критерий, как обоснование выдвигаемых идей и положений.

Итак, философия, которую мы изучаем, представляет собой теоретическую форму сознания, развивающуюся с опорой на науку. Это означает, что философские проблемы имеют статус, соответствующий теоретическому уровню познания, который связан с действительностью опосредствованно — через пласт эмпирического (опытного) знания. Теоретическое исследование развивается относительно самостоятельно, имеет мощный внутренний источник развития, кроющийся в предшествующем знании, обладает свойством критичности, направлено в основном на совершен-

ствование своих методов и приемов. Создание любой теории, в том числе и философской, — это процесс, развертывающийся согласно канонам теоретического познания, с выдвижением гипотезы, прогнозов, определением следствий, использованием фактов науки и практики для их подтверждения. Исходная гипотеза философской теории состоит в решении вопроса о субстанции, что только и может создать предпосылки мышления “единства мира”.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с.. Теория философии.. ГЛАВА I..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От любомудрия — к теоретической доктрине

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги