Закон диалектического синтеза - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Другое Название Этого Закона — Закон Отрицания Отрицания. Он Конкретизирует ...
Другое название этого закона — закон отрицания отрицания. Он конкретизирует основные принципы диалектики — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба нового и старого, характеризуется повторяемостью и необратимостью отдельных черт и сторон, выражает направленность изменений. Закон отрицания отрицания не случайно называют законом диалектического синтеза: он отличается цикличностью, представляет собой определенный и специфический цикл развития, совмещающий в себе и разрушение, и созидание, и их синтез, который уже измененные опытом черты предшествующих стадий воспроизводит на более высоком уровне. Закон раскрывает форму снятия* границы качества, показывает содержание этого процесса, раздвоение противоречивого единства качества системы на элементы бытия
* Снятие, по Гегелю, есть преобразование, в котором некоторые формы или элементы системы устраняются, но вместе с тем удерживаются как подчиненные моменты новой целостности. Снятое есть всегда нечто опосредствованное процессом развития.
(повторяемости, преемственности) и небытия (необратимости) и, наконец, направленность к диалектическому синтезу как результату на новом уровне.
Впервые этот закон был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты и стороны отрицания рассматривались иранее. Гегель впервые подошел к отрицанию как к закону, поскольку оно выражает необходимость в беспорядке множества кажущихся случайностей, поскольку анализ отрицания отвечает задачам философии — познавать «устойчивую меру» и «всеобщее» в мире эмпирических единичностей.
Далее подчеркивается, что речь идет об онтологическом законе, имеющем свою меру, свое содержание. Каково же оно?
Определяя это содержание, философ использует категории и механизмы других законов диалектики, что позволяет ему установить как общее, так и особенное в данном законе, выявить его диалектическую специфику. Так, он оперирует понятиями бытия, противоречия, качественной определенности и т.д. В «Науке логики» читаем: «В наличном бытии определенность едина с бытием, и вместе с тем она, положенная как отрицание, есть граница, предел. Инобытие есть поэтому не некое безразличное наличному бытию, находящемуся вне его, но его собственный момент. Нечто благодаря своему качеству, во-первых, конечно и, во-вторых, изменчиво, так что конечность и изменчивость принадлежат его бытию»60.
Речь у Гегеля идет о качественной определенности какого-то ограниченного бытия.
Качественная определенность — конечна и изменчива. Она по своей природе содержит в себе самой отрицание. Отрицание здесь рассматривается как существенное свойство любой конечной системы. Качественная определенность имеет предел, что свидетельствует о том, что инобытие (иное, другое) также присуще данному бытию.
Для понимания того, каково содержание отрицания, глубокой представляется мысль Гегеля о различении качественной и количественной границ бытия. Он приводит прекрасный пример этого различения. Если мы рассматриваем участок земли определенной величины, говорит он, «то
это его количественная граница. Но этот участок земли есть, кроме того, луг, а не лес или пруд, и это составляет его качественную границу. Человек, поскольку он хочет быть действительным, должен налично существовать, должен ограничивать себя. Кому конечное слишком претит, тот не достигнет никакой действительности, а останется в области абстрактного и бесследно истлевает в себе».51
В рассуждениях о количественной и качественной границах философ раскрывает механизм отрицания, действующий постепенно внутри каждой конечной системы. Качество предстает здесь не только как целостность, но и как совокупность свойств, изменение которых не влечет за собой сразу абсолютного отрицания целиком всей системы. В развивающейся системе данный механизм выявляет свойства и моменты, принадлежащие данному бытию и бытию становящемуся, иному.
Отметим глубокую мысль Гегеля об особой ценности бытия определенного конечного качества. Человеку принципиально важно объективно и налично существовать в рамках конечного, т.е. ограничивать себя объективностью, видеть ценность реализации своей действительности* и соответственно участвовать в управлении взаимодействием свойств данного бытия и возникающего иного.
Рассматривая содержание категории «отрицание», Гегель предостерегает от одностороннего ее толкования. Особенным объектом его критики в этом отношении является скептицизм. Скептицизм рассматривает отрицание как «голое отрицание», в котором не содержится ничего положительного. Он особенно опасен «для конечного, абстрактно-рассудочного мышления», которое совершенно не может устоять против абсолютизации отрицательных сторон тех или иных определений.52 Конечное, абстрактно-рассудочное мышление, взятое вне системы понятий, обладает тощим односторонним содержанием, не имеющим возможно-
* В отличие от существования, действительность, по Гегелю, проявляется как необходимость. Поэтому человек, существуя, не должен забывать о двойственности границ, их противоречивости и поиске форм, отвечающих закону развития.
сти выразить противоречивую сложность явления или процесса. Понимая отрицание как абсолютный момент движения предмета, скептицизм попадает в тупик своих собственных рассуждений, поскольку уничтожает бытие предмета как такового.
Крайней формой скептицизма выступает нигилизм, означающий полное отрицание всего. Нигилизм как специфическая мировоззренческая установка охватывает весь спектр отношений человека к действительности, включая и ценностное, и познавательное осмысление этих отношений. К этой категории относится современная так называемая негативная диалектика, которая применительно к рассматриваемому закону трактуется как необходимая цепь отрицаний, каждое из которых не столь глубоко и существенно.
Негативная диалектика как мировоззренческая установка приносит странам, и прежде всего нашей стране, неисчислимые бедствия. Она способна на долгие годы приостановить позитивное развитие, реализуя только негативную, разрушающую тенденцию. При определенных условиях она может определить направленность на уничтожение всей культуры, которая лишилась основания, постепенного накапливания позитивных результатов материальной и духовной деятельности. Она может породить апатию и Неверие даже в очевидное наличное знание, а тем более теоретическое знание, содержащее перспективу дальнейшего развития.
Существуют и другие виды толкования отрицания, которые можно было бы назвать софистическим отрицанием. Важным признаком такого вида является отрыв субъективной диалектики от диалектики бытия. Субъективная диалектика часто превращает свою мыслительную деятельность в игру, по произволу выдвигая то доказательства, то опровержения, выбирая случайные признаки вместо основных и существенных, составляющих качество. На самом деле диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т.е. содержат отрицание самих себя. «Сущность всего конечного, — говорит Гегель, — состоит в том, что оно само себя снимает.
Диалектика есть, следовательно, движущая сила всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным».53
Итак, диалектическое отрицание не есть разрушение, уничтожение чего-либо. Это такое отрицание, которое выступает условием дальнейшего развития. То есть отрицание представляет собой не только форму борьбы старого и нового, но и форму их связи, выражающую сохранение некоторых черт и сторон определенного качества, отстаивание их положительного значения, приумножение его, что и составляет преемственность в развитии. «Всякое развитие, независимо от его содержания, — писал К. Маркс, — можно представить как ряд ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой.... Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».54 Каждая ступень может включать множество отрицаний, в которых изменяются отдельные элементы или свойства развивающегося качества. Но они не приводят к новому качеству, не разрешают основного противоречия, не приводят еще к синтезу старого и нового, завершающему определенный цикл развития.
Диалектическое отрицание носит специфический характер. Являясь всеобщим законом, оно с необходимостью проявляется в особенных или единичных формах. Специфика отрицания определяется конкретным историческим и теоретическим контекстом, природой самого процесса, его масштабом, субстратом, характером развития.
Для диалектики отрицания немаловажным является вопрос о его источнике. Выше приводились мысли Гегеля о различии внешней и внутренней границы конечного. Разумеется, начало отрицанию может положить внешняя граница. Но она не пронизывает все качество, и ее нельзя рассматривать как субстанцию целостности, подлежащую развитию. Именно внутренняя граница несет на себе субстрат целостности, пронизывает все качество, всю совокупность
его элементов и свойств. Поэтому источник развития кроется внутри системы, в постепенных изменениях ее подструктур, ее организации. Первыми начинают изменяться элементы наиболее чувствительные к условиям бытия, порождая раздвоение единого на противоположные стороны. И только существенное противоречие, развернувшись, дает такое напряжение системе, которое чревато сменой качества. Признание внутреннего источника развертывания отрицания не означает того, что отсутствуют воздействия внешних условий существования качественной системы. Напротив, внешние условия могут послужить стимулом, толчком, ускорителем снятия старого качества, но тем не менее основной источник все-таки внутренний.
Выше говорилось также, что диалектическое отрицание происходит с удержанием положительных моментов старого качества. Именно данное обстоятельство дает основание осуществлению прогрессивного развития, ибо не уничтожаются исторически накопленные основы. Есть очевидные черты в старом качестве, необходимые для «строительства» нового. Однако в стихийных процессах, характерных для динамической реализации «узловой линии мер» в природе или движении цивилизаций, часто происходит деградация и уничтожение, а не созидание и прогресс. Исследование процесса отрицания показывает, что прогрессивное развитие требует прежде всего изменения формы, нежели содержания. Изменение внутренней формы, организации процесса воздействует и на содержание, вплоть до его полного изменения, приводящего к новому синтезу. Сознательное управление процессом с необходимостью должно учитывать изменения, свойственные природе как таковой.
З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Закон диалектического синтеза
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия
От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат
Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл
Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о
Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо
Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и
Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт
Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В
Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность
Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы
Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м
Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П
Понятие закона. Общие представления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практического его преобразования важно принципиальное решение вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе
Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство причиной следствия. В процессе этого производства происходит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п
Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные философские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — отражение преимущественно внутренних, уст
Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содержание ее, так же как и других философских категорий, раскрывается прежде всего в анализе
Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий философии, выражающая предметы, явления и процессы с определенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж
Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных
Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет
Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толкуется по-разному. Правда, никто не возражает, что это формула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Однако эта «цепь» богата содержанием, она
Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб
Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности.
Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр
Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей
Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич
Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес
Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна
Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию.
На ранних этапах развития фило
Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира.
Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Сознание включает две стороны: информационно-отражательную и эмоционально-оценочную. Информационно-отражательная сторо
Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе
Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначения слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на явление бессознательного, был Г. Лейбн
Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с
Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности
Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи
Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл
Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита
Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде
Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н
Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт
Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл
Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об
Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли
Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв
Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако-
нов действительности с це
Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.
Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот
Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.
Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа”
В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”
Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов