Закон отрицания отрицания

Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она может включать ка­чественные изменения, скачки, усложнение или деграда­цию; обозначать эволюционный цикл, в котором конец и начало совпадают, то есть составляют круг, по сути исклю-


чающий возникновение принципиально нового в бесконеч­ном водовороте событий. Так, в Новое время два материа­листа-энциклопедиста по данному вопросу придерживались противоположных точек зрения. Речь идет о П. Гольбахе (стороннике цикличности движения) и Д. Дидро (считав­шем, что развитие представляет собой своеобразную «стре­лу прогресса», то есть развитие осуществляется поступа­тельно).

Материалистическая диалектика допускает определен­ную познавательную ценность теорий круговорота, особен­но применительно к закрытым изолированным системам или к природе в целом. Но эти теории нельзя возводить во всеобщий закон развития, потому что из него выпадают такие группы изменений, которые не укладываются в дан­ную систему, поскольку сопровождаются приобретением нового качества и составляют уже другой процесс. Теории круговорота, таким образом, выражают повторяемость яв­лений и могут претендовать на признание статуса закона, но это не будет законом развития. Это, однако, не означает, что цикличность вовсе исключает рождение нового, ибо пол­ностью изолированных систем в природе не существует, а взаимодействия с внешней и внутренней средой всегда вно­сят в систему изменения. Таким образом, выступая на оп­ределенном этапе в качестве частного случая процесса раз­вития, цикличность приобретает черты поступательности, означающие тенденцию восхождения системы на более сложный уровень.

Цикличность и теории круговорота используются для описания движения специфических систем, которые обла­дают конечностью, включают процессы, отличающиеся ста­дийностью, качественным преобразованием, восхождением, угасанием. При этом на основе движения отдельной систе­мы нельзя сделать вывод о развитии как форме движения материи. Отрицание как уничтожение (гибель) системы (на­пример, организма, рассматриваемого в онтогенезе) даже в однородной среде (при рассмотрении филогенеза) не всегда означает прекращение эволюционных изменений, развития вида или популяции. Гибель нежизнеспособного организ­ма в аспекте закона естественного отбора может означать


положительный фактор усиления видовых признаков, обес­печивающих эволюцию. Но для подтверждения естествоз­нанием всеобщего характера закона отрицания отрицания необходимо доказательство, что процесс характеризуют од­новременно и повторяемость, и усложнение систем - как живой, так и неживой природы. В свете современной тео­рии самоорганизации материи можно считать этот факт до­казанным.

Спиралевидный характер развития. Диалектика рас­сматривает закон отрицания отрицания как циклический в том смысле, что он представляет собой относительно завер­шенный цикл изменений, включающий цепь отрицаний и заканчивающийся синтезом накопившихся изменений и сменой качественного состояния. Однако на этом развитие не заканчивается, и циклы не представляют собой специ­фический перерыв постепенности.

Последовательность циклов, составляющих цепь разви­тия, образно представляют в виде спирали (автором данно­го представления был Г. Гегель, формально соединивший «круг» Гольбаха и «прямую линию» Дидро). Этот образ ока­зался весьма содержательным.

Во-первых, спираль представляет развитие в виде слож­ного процесса, не линейного, а включающего зигзаги, возвраты, переходы на более низкую ступень развития, что и характерно для массовых взаимодействующих процессов, образующих временные ветки развития с неустойчивыми признаками и чаще всего разрушающимися на пути гло­бального восходящего процесса.

Во-вторых, эти процессы неоднородны, системы слож­ны, включают в себя целые ряды иногда несовместимых элементов, удерживающихся в системе кратковременными связями.

В-третьих, структурность систем испытывает острый натиск противоречий, в итоге и группы их связанных эле­ментов меняются местами. Образ спирали позволяет рас­сматривать цикл развития как «виток», включающий ряд прошлых ступеней, выражающих и деградацию, и созида­ние. Возврат к старому не означает здесь полного, абсолют­ного повторения той или иной ступени развития. Он явля-


ется уже другим, обогащенным опытом природы или чело­века, и с этого нового «низкого» состояния процесс возвы­шается на другую, более сложную ступень, которая как бы обгоняет прежнюю высоту развития и включает в себя эле­мент поступательности. В целом образ спирали указывает общую направленность развития, реализующуюся через смену качеств, через противоречия, образуя новые синте­зы.

Спиралевидность характеризует не только общую на­правленность развития и одну из ее очевидных форм, она выступает специфическим обоснованием изменения темпов развития, поскольку повторяемость «упрощает» пути раз­вития и позволяет на каждой новой ступени фокусировать­ся на поиске новых путей и новых результатов.

Диалектическое отрицание всегда конкретно. Условия его протекания, и прежде всего природа самого процесса развивающейся системы, определяют его специфику. По­этому применение этого закона к анализу действительности необходимо с учетом вышеназванных особенностей.