Естественное и общественное в человеке

Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей было таково, что ведущим фактором его жизнедеятельности стали выступать

закономерности социальные. В этом смысле точной является формула Маркса, утверждающая, что “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”.36 Здесь отмечено именно то, что отличает человека от животного. Это хорошо прослеживается в онтогенезе.

В онтогенезе изначальной формой общественной связи выступает “воспитывающее отношение”: ребенок — взрослый. Это отношение по своей сути является общественным:

оно опосредствовано предметами (игрушки, продукты питания, одежда), изготовленными другими людьми. В них воплотились человеческие способы действия, человеческие свойства: вкусы, отношение к детям, даже общие взгляды на мир, эпоха, наконец, со своими возможностями и модой.

Уже в первые месяцы жизни ребенка взрослый начинает осуществлять передачу человеческого опыта по двум направлениям: выделяя предметы и их свойства и формируя способы действия с ними. Первоначально задача взрослого состоит в том, чтобы “ввести” предмет в свои отношения с ребенком. Он прилагает усилия, чтобы перевести внимание ребенка с себя на предмет, на яркую игрушку, сделать это внимание устойчивым, игрушку желательной, обучить способу действия с нею. Таким образом, в структуре отношений ребенка и взрослого вычленяется предметное действие, сначала по инициативе взрослого, а затем по собственной инициативе обучившегося ребенка. Отношение взрослого и ребенка становится опосредствованным действием с предметом, а отношение к предмету — опосредствованным другими людьми.

Аналогично “вводу” в отношения между людьми (в данном случае отношение ребенка и взрослого) предмета, вводится какая-либо социальная норма, аккумулирующая общественное отношение — познавательное, эстетическое, нравственное. Впоследствии, когда ребенок с необходимостью включается в жизнь нескольких коллективов (садик, школа, кружки), появляется основание для сравнения норм и представлений о них, обнаруживаются противоречия общественных отношений. Человек начинает сталкиваться с

социальностью как таковой — некоей целостностью, которой он сам дает оценку. Двухлетнее “я сам могу одеться” превращается в “я сам буду строить свою жизнь”. И природа этого “я сам” — социальная. Известно, что вне общества живое существо даже самой высокой организации не может стать существом человеческим.

Формирование общественного человека не ликвидирует его биологической природы. “Человек является природным существом, то есть страдающим, обусловленным и ограниченным, ибо предметы потребностей находятся вне его” ,37 Как природное существо он обладает и стремлением удовлетворить свои потребности, обладает влечением, страстью. Он остается индивидом обширного класса живых существ, не обладающих специфически человеческими чертами.

Биологическое и социальное являются генетически и функционально связанными уровнями целостной организации человека. Биологическое, выступая предпосылкой социального во времени, представляет собой также основу формирования социальных качеств. Наличие соответствующей морфологии, центральной нервной системы, сложного мозга, способность воспроизводить себе подобных — все это биологические признаки, имеющиеся и у животных. Однако в человеке данные признаки качественно иные. Человек рождается уже со способностью “достраивания” биологических черт до уровня, недоступного животному. Его рука становится способной к труду. Его ноги не только обеспечивают прямохождение, но и позволяют достичь высокого артистизма в танце. Мозг усложняется, приобретает структуры, способные ставить и держать цель (лобные доли коры больших полушарий), специализируется (так, функциональная асимметрия мозга связана с обслуживанием языковых и образных процессов отражения), приобретает способность к идеальному воспроизведению объективных характеристик окружающего мира. Специализируясь, мозг работает как целостное образование, являясь необходимой частью и осуществляя важнейшие функции организма в целом.

В онтогенезе биологические свойства, развиваясь в социальных условиях, приобретают человеческую форму ре-

ализации. Однако в человеке как биологическом существе кроется много инстинктов, которые часто не блокируются общественными отношениями. Причиной тому могут выступать как биологическая предрасположенность, так и негодные для человеческого бытия социальные условия. Например, агрессивность, садизм стимулируются жестокостью военных обстоятельств и способны превратиться в массовые явления.

Биологические свойства вида человек изменяются под влиянием развития общества. Общей закономерностью такого рода является возрастание средней продолжительности жизни, если взять отрезок известной нам истории. Но изменчивость количественных параметров жизни проявляется и чаще, чем на фоне целостного исторического процесса. Демографические индексы, соотношение между рождаемостью и смертностью граждан того или иного общества могут вполне свидетельствовать о характере социальных процессов. Рядовой гражданин, обыкновенная семья, как правило, знают, смогут ли они воспроизвести самое себя, хотя бы соответственно. Резкое сужение воспроизводства населения, высокая смертность, самоубийства, средняя продолжительность жизни достаточно точно свидетельствуют о степени гуманистичности социальных условий. Особенно точно квалифицирует состояние общества и влияние его на биологические свойства человека медицина. Она имеет полную картину т.н. социальных заболеваний.