Человек как единство идеального и материального - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Таким Образом, Отчуждение Есть Разрыв Первоначально Данной Связи Индив...
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осознавалась. Первые две пары категорий (естественное и общественное; индивидуальное и социальное) выражают объективный процесс становления и развития человека. Исторически они “старше” сознания. В период антропосоциогенеза биологические и социальные закономерности взаимодействовали еще до победы последних и превращения их в ведущую силу. Наличествовала также борьба индивидуального, как уникального свойства представителей биологического вида, и социального, “вооруженного” орудием, регулирующим отношения индивидов, — табу. На определенном этапе орудийной деятельности и эволюции социальных норм возникло сознание, что, качественно усложнило структуру человеческого существа и его связей с окружающим миром. Бытие человека стало характеризоваться единством идеального и материального. Человек стал принадлежать двум мирам — миру необходимости и миру свободы.
Идеальное определяется как “субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры”.41 Выраженное в формах сознания, идеальное противоположно материальному.
Это субъективный образ объективных свойств vt связей труда; цель, представляющая “возможность”, а не действительность. План, выражающий предварительное видение процесса и его результата, но еще не сама материальная деятельность. Как материальный процесс она может не выстроиться соответствующим образом и не дать желаемого результата. Символ — знак, содержащий смысл обрядовых действий, которые еще должны быть организованы. Нарушение обрядовой последовательности воспринимается как абсолютное крушение надежд. Все эти формы возникли в ответ на необходимости природы, но “изобретены” человеком и используются им в качестве особых орудий наряду с материальными орудиями труда.
“Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности” .42 Коротко говоря, идеальное— это “отношение”. Как отмечал Маркс, животное ни к чему не “относится”, оно совпадает со своей деятельностью. Даже в форме синкретизма идеальное выполняет роль специфического центра эмоционально-чувственной сферы человека, определяет становление нового качества его психической формации (А. Н. Леонтьев). Обеспечивает соответствие информационно-отражательных (знание), энергетических (эмоции и воля) и материально-вещественных (телесность) процессов, обусловливает существование человека как особой целостности — человека разумного.
Все отмеченные аспекты, выражающие “единство” человеческого существа, — естественное и общественное, индивидуальное и социальное, идеальное и материальное — опосредствованы. Посредником здесь выступает сам человек как целое, его предметно-чувственная деятельность по изменению природы, отношений между людьми и себя самого.
Все аспекты историчны и взаимосвязаны. Изменение одного типа соотношения влечет за собой изменения другого. Но поскольку мы имеем дело с человеком разумным,
тается, что, разум должен Выступать ведущим началом, отвечающим собственно человеческой природе. Однако сознание не существует отдельно от тела и его свойств как живого, а стало быть, всегда связано и реализуется через них. Еще Д. Фейербах подчеркивал, что духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. “В мозговом акте, — отмечает философ, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы”.43
Философия и наука сегодняшнего дня рассматривают единство идеального и материального в человеке с позиции материалистической диалектики, которая признает относительную самостоятельность развития идеального. Человек как порождение общества и культуры, являясь творцом культуры, создал себе богатейший мир идеальных форм, которые благодаря своим материальным носителям существуют, сохраняются и передаются в историческом времени. Материальные носители этих форм (язык, произведения искусства и другие явления культуры) не представляют собой самостоятельной субстанции. Они вторичны, созданы человеком и заключают в себе идеальное содержание.
Примечания к Главе IV:
1 Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М„ 1975. T.I. C.326.
2 Платон // Таранов П. С. Многоликая философия. Донецк:
Сталкер, 1998. С.379, 374.
3 Аврелий Августин. Исповедь. — М.: Республика, 1992. С.25—26.
4 Губин В. Д. Человек.// Философия. Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. С.977.
5 Дидро Дени. Избранные сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1926. Т.2.
6 Дидро Дени. Избранные сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1926. T.I. С.300.
7 Кант И. Критика способности суждения // Собр. сочинений; В 6 т. М., 1966. Т.5. С.272-273.
8 Там же, с. 273.
9 Скворцов Л. В. Субъекты истории и социальное самосознание. М., 1983. С.114.
10 Кант И. Пролегомены. М., 1893. С.110.
11 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906. С.219.
12 Фихте И. Г. О назначении ученого. М„ 1935. С.80.
13 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. Т ІІ С.176.
14Там же.с.Ш.
15 Гете. “Метаморфоза животных”, “Завет” // Собрание сочинений: В 10 т. М„ 1975. T.I. C.460, 465.
З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Человек как единство идеального и материального
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия
От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат
Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл
Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о
Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо
Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и
Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт
Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В
Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность
Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы
Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м
Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П
Понятие закона. Общие представления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практического его преобразования важно принципиальное решение вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе
Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство причиной следствия. В процессе этого производства происходит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п
Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные философские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — отражение преимущественно внутренних, уст
Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содержание ее, так же как и других философских категорий, раскрывается прежде всего в анализе
Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий философии, выражающая предметы, явления и процессы с определенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж
Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных
Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет
Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отрицания. Он конкретизирует основные принципы диалектики — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н
Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толкуется по-разному. Правда, никто не возражает, что это формула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Однако эта «цепь» богата содержанием, она
Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб
Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности.
Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр
Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей
Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич
Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес
Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию.
На ранних этапах развития фило
Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира.
Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Сознание включает две стороны: информационно-отражательную и эмоционально-оценочную. Информационно-отражательная сторо
Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе
Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначения слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на явление бессознательного, был Г. Лейбн
Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с
Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности
Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи
Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл
Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита
Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде
Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н
Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт
Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл
Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об
Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли
Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв
Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако-
нов действительности с це
Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.
Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот
Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.
Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа”
В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”
Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов