Человек как единство идеального и материального

Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осознавалась. Первые две пары категорий (естественное и общественное; индивидуальное и социальное) выражают объективный процесс становления и развития человека. Исторически они “старше” сознания. В период антропосоциогенеза биологические и социальные закономерности взаимодействовали еще до победы последних и превращения их в ведущую силу. Наличествовала также борьба индивидуального, как уникального свойства представителей биологического вида, и социального, “вооруженного” орудием, регулирующим отношения индивидов, — табу. На определенном этапе орудийной деятельности и эволюции социальных норм возникло сознание, что, качественно усложнило структуру человеческого существа и его связей с окружающим миром. Бытие человека стало характеризоваться единством идеального и материального. Человек стал принадлежать двум мирам — миру необходимости и миру свободы.

Идеальное определяется как “субъективный образ объективной реальности, результат освоения мира человеком, представленный в формах его сознания, деятельности и культуры”.41 Выраженное в формах сознания, идеальное противоположно материальному.

Это субъективный образ объективных свойств vt связей труда; цель, представляющая “возможность”, а не действительность. План, выражающий предварительное видение процесса и его результата, но еще не сама материальная деятельность. Как материальный процесс она может не выстроиться соответствующим образом и не дать желаемого результата. Символ — знак, содержащий смысл обрядовых действий, которые еще должны быть организованы. Нарушение обрядовой последовательности воспринимается как абсолютное крушение надежд. Все эти формы возникли в ответ на необходимости природы, но “изобретены” человеком и используются им в качестве особых орудий наряду с материальными орудиями труда.

“Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности” .42 Коротко говоря, идеальное— это “отношение”. Как отмечал Маркс, животное ни к чему не “относится”, оно совпадает со своей деятельностью. Даже в форме синкретизма идеальное выполняет роль специфического центра эмоционально-чувственной сферы человека, определяет становление нового качества его психической формации (А. Н. Леонтьев). Обеспечивает соответствие информационно-отражательных (знание), энергетических (эмоции и воля) и материально-вещественных (телесность) процессов, обусловливает существование человека как особой целостности — человека разумного.

Все отмеченные аспекты, выражающие “единство” человеческого существа, — естественное и общественное, индивидуальное и социальное, идеальное и материальное — опосредствованы. Посредником здесь выступает сам человек как целое, его предметно-чувственная деятельность по изменению природы, отношений между людьми и себя самого.

Все аспекты историчны и взаимосвязаны. Изменение одного типа соотношения влечет за собой изменения другого. Но поскольку мы имеем дело с человеком разумным,

тается, что, разум должен Выступать ведущим началом, отвечающим собственно человеческой природе. Однако сознание не существует отдельно от тела и его свойств как живого, а стало быть, всегда связано и реализуется через них. Еще Д. Фейербах подчеркивал, что духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. “В мозговом акте, — отмечает философ, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы”.43

Философия и наука сегодняшнего дня рассматривают единство идеального и материального в человеке с позиции материалистической диалектики, которая признает относительную самостоятельность развития идеального. Человек как порождение общества и культуры, являясь творцом культуры, создал себе богатейший мир идеальных форм, которые благодаря своим материальным носителям существуют, сохраняются и передаются в историческом времени. Материальные носители этих форм (язык, произведения искусства и другие явления культуры) не представляют собой самостоятельной субстанции. Они вторичны, созданы человеком и заключают в себе идеальное содержание.

Примечания к Главе IV:

1 Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М„ 1975. T.I. C.326.

2 Платон // Таранов П. С. Многоликая философия. Донецк:

Сталкер, 1998. С.379, 374.

3 Аврелий Августин. Исповедь. — М.: Республика, 1992. С.25—26.

4 Губин В. Д. Человек.// Философия. Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. С.977.

5 Дидро Дени. Избранные сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1926. Т.2.

6 Дидро Дени. Избранные сочинения: В 2-х т. М.-Л., 1926. T.I. С.300.

7 Кант И. Критика способности суждения // Собр. сочинений; В 6 т. М., 1966. Т.5. С.272-273.

8 Там же, с. 273.

9 Скворцов Л. В. Субъекты истории и социальное самосознание. М., 1983. С.114.

10 Кант И. Пролегомены. М., 1893. С.110.

11 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906. С.219.

12 Фихте И. Г. О назначении ученого. М„ 1935. С.80.

13 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. Т ІІ С.176.

14Там же.с.Ш.

15 Гете. “Метаморфоза животных”, “Завет” // Собрание сочинений: В 10 т. М„ 1975. T.I. C.460, 465.

16 Гегель. Феноменология духа. Сочинения. М.-Л., 1959. T.IV С.15.

17 Там же, с.15-16.

18 Фейербах Л. Избранные философские произведения.: В 2-х т. М., 1955. T.I. C.194.

19 Там же.

20 Там же.

21 Смирнов С. В. Становление основ общественного производства: материально-технический аспект проблемы. Киев: Наукова думка, 1983. С.18.

22Там же.

23 Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. — М.: Наука, 1976. С.34.

24 Ефименко П., Костенки Л. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1958 С.343.

25 Угринович Д. М. Искусство и религия. М., 1982. С.65.

26Древнейшие формы изобразительного творчества. Археологический анализ палеолитического искусства // Ранние формы искусства. М„ 1972. С.27.

27 Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления. — Л.: Наука, 1971. С.123.

28 Искусство и религия. Цит. С.36.

29 Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М.,1966. С.361.

30 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. С.378.

31Там же.

32 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. С.190.

33 Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства: По материалам австралийского изобразительного искусства // Ранние формы искусства. М., 1972. С.276.

34Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. — А.: Наука, 1971. С. 122.

35 Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.-Л.: Наука. 1967. С.35-44.

36 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. С.З.

37 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С.631.

38 Лоренц К. Агрессия. М., 1994. С.226.

39Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. - М., 1974. С. 256.

40 Носов Д. М. Отчуждение.// Философия. Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики, 2004. — С.622.

41 Спиркин А. Г. Идеальное. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.204..

42Там же.

43 Антология мировой философии. М., 1971. Т.З. С.524.

Литература:

Адлер А. Понять природу человека. Спб., 1997.

Барулин B.C. Современная философская антропология. М., 1994.

Многомерный образ человека. М., 2001.

Проблемы человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Человек в системе наук. М.,1989.

Человек: Философско-энциклопедический словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Наука, 2000.

Тейяр де Шарден. — М.: Прогресс, 1987

Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.

Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995.