рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эволюция представлений о сознании

Эволюция представлений о сознании - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Сознание — Одно Из Основных Понятий Философии, Обо­значающее Родовое Отличие ...

Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию.

На ранних этапах развития философии, когда не было Резкого противопоставления сознания и материи, основу сознательных действий искали в упорядоченности космоса, логосе, гармонии небесных сфер. Применительно к че­ловеку представление о душе было близким к дыханию, ас­социировалось больше с теплым или горячим. По Гераклиту, душа (психея) — нечто огненное, сухое. Холодная и

влажная душа — плохая, больная. Демокрит, согласно его атомистической концепции, раскрывал душу как состоя­щую из «теплых» атомов. Как только душа (дыхание) ста­новится холодным, в человеке умирает жизнь. Аристотель так интерпретирует представления атомистов о душе: «Де­мокрит утверждает, что душа есть некий огонь и тепло. А именно: из всего бесконечного множества фигур и атомов шаровидные атомы, говорит он, — это огонь и душа... По­добным же образом толкует Левкипп. Оба они считают ша­ровидные атомы душой, потому что атомы такой формы больше всех в состоянии проникать повсюду и, сами будучи приведенными в движение, двигать и остальное; при этом оба полагают, что именно душа сообщает живым существам движение. Поэтому с дыханием, по их мнению, кончается жизнь ».1 При помощи движущихся атомов, их чрезвычай­ных проникающих способностей Демокрит и Левкипп рас­крывают возникновение различного рода образов, истекаю­щих с вещей, проникающих в тело человека, вызывающих впечатления.

Сегодняшний взгляд на сознание часто обращается к античности, собирая по крупицам наиболее ценные идеи, касающиеся данного вопроса. Так, вопрос о природе души, выраженной либо одной из стихий (огонь), либо уже специ­фической материальной структурой (атомы), не ограничи­вался бесстрастным описанием души как сущностного яв­ления. Описывались способности души — быть живой и дви­жущейся, восходить к высотам «общего», космического, обладать силой ума, воли и чувства, отношение души к телу. В философии Платона впервые выдвинут вопрос об идеаль­ном. Противопоставив мир идеального миру материально­го, выделив его, он впервые представил область идей как иерархическую пирамиду, построенную по типу восхожде­ния к всеобщему. Возглавляет эту пирамиду идея блага — всеобщая, абсолютная, неуничтожимая, вечная.

«Конструктивно-логическая» (А. Ф. Лосев) сторона уче­ния Платона имеет большое значение для разработки про­блемы сознания и его структуры, уровневости. «Платон со­здал теорию общего как закона для единичного, теорию не­обходимых и вечных закономерностей природы и общест

 

противостоящую их фактическому смешению и слепой не­расчлененности, противостоящую всякому донаучному их пониманию».2 Общее у Платона «оформляет и осмысляет всякую, единичность и трактуется как принцип единично­го, как закон проявления и структуры этого единичного, как модель его построения в статическом и динамическом плане».3

Общее, порядок, закон присущи как природе, так и душе. В психике индивида общее существует вместе с множеством свойств чувственности. Общая идея как принцип единичного выступает интегративным центром души, оформляет. целостность внутреннего мира, обладает активностью, сти­мулирует осмысление человеком мира и самого себя. Платон структурирует внутренний мир, выделяя разумную и неразумную части души. Он впервые поставил вопрос о су­ществовании психического бессознательного. Неразумная часть души также раздваивается: на низшую (борющуюся с разумностью) и среднюю (союзную с ней).

Сферу бессознательного Платон связывает с неразумной частью души, которую он называет вожделеющей. Она пол­на влечений и потребностей. Мир влечений противоречив: одна часть из них довлеет к телесности и борется с разумностью; другая — направлена к рассудительности и способствует утверждению духовного образа жизни. Неразумная часть души, так же как и душа в целом, содержит в себе об­щую идею, объективный закон, проявляющийся как поря­док и слаженность. Законы порядка и слаженности, свой­ственные объективному миру, отличаются от законов субъективного. Они не даны, а заданы человеку. Он в своей Деятельности должен их открыть, осмыслить и превратить внешнее во внутреннее, что достигается великими трудами., Неразумной душе объективный закон не представлен. Ее внутренние идеи как бы, не связаны с внешними вещами и возникают самопроизвольно, вызванные неизвестными причинами и побуждениями. Поэтому достижение соответвия субъективного и объективного ей почти недоступно.

Раскрывая внутренний мир человека, Платон подчеркивает его противоречивость. Кроме соотношения внутренне­го и внешнего, субъективного и объективного, стремления.

к разумности и телесности, существует еще коллизия при­родного и социального. Согласно Платону, законы природы и законы общества не всегда совпадают, что неблагоприят­ным образом воздействует на душу, вызывая ее разлаженность.

И сознательной, и бессознательной частям психического мира свойственны все перечисленные компоненты. Ho различие этих частей определяется не самими компонента­ми, а способами их связей, способами осмысления и разре­шения противоречий, выражающих состояние души, ее ха­рактер, направленность и динамику.

Таким образом, Платон создал значимую модель психи­ческого мира человека с его противоречивыми компонента­ми и связями, противоположными тенденциями движения души в сторону разумности или телесности, восхождения к прекрасному или деградации. Общая идея как принцип еди­ничного явилась плодотворным средством рационального описания мира чувственности, что представляет собой не­превзойденную ценность для философского анализа «тон­ких материй» сознания.

Ученик Платона Аристотель первым выдвинул идею развития применительно к психике. Он рассматривает пси­хику человека как высший этап эволюции души, под кото­рой он понимал одну из способностей существ, относящих­ся к органической жизни. Разумная душа человека, по Ари­стотелю, в эволюционной цепочке следует за растительной и животной душой. Причем развитие не «теряет» свои ис­торически выработанные формы: они органично входят в более сложные структуры. У человека существующие фор­мы души — растительная, чувственная и рассудочная — проявляются как соответствующие функции, которые свя­заны воедино. Так, Аристотель утверждает, что «постигае­мое умом имеется в чувственно воспринимаемых формах:[сюда относится] и так называемое отвлеченное, и все свой­ства и состояния ощущаемого. И поэтому существо, не име­ющее ощущений, ничему не научится и ничего не поймет. Когда созерцают умом, необходимо, чтобы в то же время созерцали в представлениях: ведь представления — это как бы предметы ощущения (aisthemata), только без материи» .4


Античное представление о сознании обусловлено общей, мировоззренческой позицией, которая имеет космический, характер. Структуры внутреннего психического мира человека отражают и выражают иерархические связи и движения космоса. Но в учении Аристотеля философия души уже включает идеи развития.

Философия Средневековья рассматривает проблему души в контексте возникшей монотеистической религии.. Причем в эпоху патристики, которая отличалась становлением данной формы религии, вопрос о душе ставился только в противоположении телесной организации человека. Природа души определялась в зависимости от ее отношения к Богу: либо она ангельская, либо порождение дьявола. Рез­кие коллизии в оценке сущности души были обусловлены труднейшим для психики человека периодом смены поли­теизма монотеизмом. Этот путь прекрасно описан Аврели­ем Августином в его «Исповеди». Но трудности внешнего пути, включающего различного рода пытки, истязания человеческого тела, стимулировали внутреннюю работу души, возникло стремление ее осмыслить, что, в свою очередь, обусловило рождение самосознания. В эпоху схоластики соотношение души и тела рассматривалось уже в более слож­ных взаимосвязях: кроме отношений с Богом человек как биологическое существо составлял аналогию с животными. Фома Аквинский, размышляя о душе, соотносил ее с боже­ственным началом, а тело — с животным. Место дьявола заняло посюстороннее существо — животное, зверь. Душа человека становится сложным противоречивым объектом самосознания.

Новое время означено новыми подходами к проблемам сознания. Формирование этих подходов связано с научной. Революцией XVII в. Для всех прогрессивных мыслителей классической буржуазной эпохи была характерна критика схоластики и средневекового миропонимания. Начало этому «очищению» знания положил Ф. Бэкон.

Руководящая идея, пафос философии Бэкона — это «воет, становить в целости или хотя бы привести к лучшему виду.. общение между умом и вещами».6 Философ видит един­ственную возможность выполнения этой задачи в том, что-

 

 


бы «заново обратиться к вещам, с лучшими средствами». Отсюда и новый афоризм, которым открывается «Новый Органон»: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом и размышлением, и свыше этого он не знает и знать не может».7 В философии Бэкона выделен главный объект — природа. В ее компетенцию входит «чувствующая душа» человека, обладающая такими способностями, как рассудок, разум, воображение, память, желание, воля. В исследовании природы и человека философия, по Ф. Бэко­ну, опирается на собственно научные средства познания — опыт и наблюдение.

Другим крупным философом этого времени является Р. Декарт, который, так же как и Ф. Бэкон, разрабатывал вопрос о человеке как феномене природы. Природа, по Де­карту, существует (за исключением возникновения) объек­тивно, осуществляя движение согласно естественным, ей присущим законам. Человек — природное существо. Его отличительным, свойством является разум. При всей его уникальности, разум рассматривается как сила самой при­роды. Это «посаженные природой в человеческих умах се­мена истины».8 Естественный разум — врожденное свой­ство человека, относящееся к каждому и ко всем. Способ­ность к разумному мышлению «у всех людей одинакова».9 В приведенных высказываниях кроме мысли о естествен­ной природе способности к разумному мышлению звучит не менее важная мысль о равенстве людей по отношению к этой способности.

В отличие от Ф. Бэкона, как дуалист по мировоззрению и рационалист в теории познания и методологии, Р. Декарт, с одной стороны, затруднялся в решении психофизиологи­ческой проблемы, а с другой — привел к единственно науч­ной для того времени постановке вопроса о структуре созна­ния и самосознания.

Считая сознание свойством мозга, Декарт не мог с мате­риалистических позиций ответить на вопрос об идеальнос­ти этого свойства. Идеальность, самосознание связывались им с непротяженной субстанцией. Антропологически он обосновывал единство идеального и материального при по-


мощи особой шишковидной железы, которая расположена в основании мозга и якобы осуществляет эту связь. С точки зрения науки, такой железы не существует, но в то время даже физики употребляли понятия, которые не соответство­вали действительности, но выполняли важную методологи­ческую функцию (эфир, теплород). Примерно таким же по­нятием была «шишковидная железа».

Декарт как ученый (физик, математик, физиолог) не мог согласиться с механической трактовкой такого сложного феномена, как сознание. В исследовании человека он ис­пользовал принцип механистического детерминизма на­столько, насколько это вообще возможно. Он создал меха­нистическую физиологию и пытался объяснить с точки зре­ния механики психические явления. Он сформулировал механистическое представление о рефлексе, психические проявления человека разделил на низшие и высшие. Пер­вые зависят от тела, вторые — от души. Декарт не только низшие, но и высшие психические функции ставит в зави­симость от тела, от «животных духов», их движения и на­правления. Философ тщательнейшим образом описывает эти зависимости.

Определяя страсти человека как движения души, Де­карт считает, что причины их лежат вне души, что они обус­ловлены либо предметами природы, либо физической при­родой человека. Страсть может вызвать и стремление души к познанию, но она приобретает силу только тогда, когда связана с другими страстями и опосредованно восходит к первым двум причинам. Страсти, утверждает Декарт, «вы­зываются, поддерживаются и укрепляются движениями духов».10 Движения духов раскрываются механистически. Душа не может преодолеть сильные страсти, поскольку они соединены с телом и представляют собой материальную силу. Самое большее, что может сделать воля при сильном волнении, — это «не подчиниться ему и не допустить дви­жений, к которым страсть располагает тело» .11

Исходное состояние единства тела и души человека фи­лософ видит во всепоглощающем примате органических потребностей тела, которые удовлетворяются в условиях Материального взаимодействия с материальными предме-


тами окружающего мира. Это взаимодействие оставляет «впечатление в мозгу», подкрепляемое удовольствием, а потому сильное и запоминающееся; повторение его воспри­нимается организмом и душой как благо. Декарт заключа­ет: «Имеется такая связь между нашей душой и нашим те­лом, что если мы однажды связали какое-либо движение тела с какой-нибудь мыслью, то впоследствии ни одно из них не появляется без другого».12

В декартовской системе физических связей и зависимо­стей человек со своими страстями обусловлен со стороны предметов и обстоятельств материального мира. Его суще­ствование и изменение раскрываются через механические воздействия материальных предметов в условиях их непос­редственного контакта, соединений и расхождений. И по­знавательное, и ценностное содержание страстей, согласно Декарту, следует искать в предметах и их механических взаимодействиях. Декартовская физика убеждает нас в том, что философ не мог термин «естественно-природный» трак­товать биологически. Биологические свойства, характери­зующие человека как живой организм, подводились под закон, под общее. Телесную организацию человека Декарт исследовал с точки зрения физика на уровне науки своего времени. «Природное», по Декарту (и по Бэкону), есть соот­ветствующее закону сохранения человека в мире, специфи­чески проявляющемуся закону инерции.

В декартовской системе человек выступает как предмет в системе объективных материальных связей. Механисти­ческий принцип является основой анализа не только отно­шения « природа — человек », но и субординации самих стра­стей, их классификации, отнесения к основным или нео­сновным, к родовым или видовым. Декарт расчленяет стра­сти, доводит их до простейших, затем им дается описание как в отдельности, так и в различных взаимосвязях. «Чис­ло простых и первоначальных страстей не очень велико... все же прочие либо составлены из этих шести, либо являют­ся их видами».13

Последовательное применение принципа механистичес­кого детерминизма к человеку привело Декарта к той демар­кационной линии, за которой этот принцип перестает дей-


ствовать. Эмпирическое наблюдение показывало, что чело­век выступает не только как объект, но и как субъект — тво­рец окружающего его мира, создатель науки, искусства, религии, промышленности, новых форм государственной власти и т.д. Человеческая душа не исчерпывается страстя­ми, регулирующими процесс удовлетворения органических потребностей. Человек обладает еще высшими страстями, рождение которых невозможно объяснить исходя из осно­ваний физической картины мира. Хотя эти высшие страс­ти и зависимы от тела, у Декарта никак не получалось, что они порождены телом, что у них телесная природа.

Философ приходит к выводу о самостоятельности души, но не может подняться до толкования относительной са­мостоятельности. Декарт наблюдает активность сознания и силу духовных устремлений человека и вместе с тем видит, что эта сила необъяснима, если исходить из физической ее природы. Он вынужден апеллировать к еще одной субстан­циальной силе, к которой восходит движение души, необъяснимое в рамках механистической картины мира. Его дуализм и рационализм методологически способствова­ли разработке ряда идей, более адекватно представляющих структуру сознания, в частности, о его уровневом характе­ре, где уровни качественно различны. Действительность свидетельствовала о единстве этих уровней, однако в физи­ческой теории это единство оказалось недоказуемым. Вот «шишковидная железа» и призвана была объяснить это единство. В ней, с одной стороны, «соединяются впечатле­ния от предметов», а с другой — «душа наиболее проявляет свою деятельность». Слабость этой идеи признавал и сам Декарт, тем не менее она ему была необходима в качестве онтологически данного механизма, осуществляющего пере­ход объективного в субъективное, а субъективного в объек­тивное; материального в духовное, а духовного в материаль­ное.

Б. Спиноза пытается преодолеть декартовский дуализм посредством учения об атрибутах единой субстанции — природы. Человек вписывается в систему природы как модус, обладающий двумя главными атрибутами — протяжением и мышлением, телом и душой. В отличие от других моду-


сов, человек в большей степени обладает атрибутом мыш­ления. Аналогично любому модусу человек взаимодейству­ет с миром в направлении самосохранения, которое рассмат­ривается философами XVII в. как всеобщий закон природы, наподобие инерции применительно к физическим телам.

Понятие «душа» выражает идею, объектом которой яв­ляется тело. Телесные и духовные процессы, будучи атри­бутами единой субстанции, обладают самостоятельностью. «Ни тело не может определить душу к мышлению, ни душа не может определить тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому».14 Философ говорит о зависимости со­знания от телесной организации человека, но он еще более далек от биологизаторства, чем Декарт. Сознание не порож­дается телом. Психофизическая проблема решается Спи­нозой в более широком, философском контексте. Душа и тело — атрибуты единой субстанции. Их взаимосвязь опос­редована отношением к природе — всеобщей основе, где дей­ствует система причинных зависимостей.

Взаимодействие человека и среды порождает аффекты. и страсти. Аффекта — это состояние тела и души, выра­жающее специфику существования человека как чувству­ющего и переживающего модуса. Возникающие на основе чувственного восприятия и связанные с неадекватными иде­ями, они называются страстями. Это, по Спинозе, пассив­ные аффекты, которые, как кошмар, тяготеют над челове­ком, превращая его в раба природы. Страсть — пережива­ние, опосредствованное идеей. Страсть определяется не те­лесной организацией, она восходит прежде всего к ложным идеям и предрассудкам общества, которые внушаются че­ловеку. Религиозные предрассудки, насаждаемые и поддер­живаемые обществом, Спиноза называет «фантазией и бре­дом подавленной и робкой души».15 Неадекватные идеи и аффекты, опосредствованные ими, могут возникать и на основе рационального познания. Тем выше ценит Спиноза научное познание природы страстей и страсть к такому по­знанию. В научном самопознании он видит ценность, обес­печивающую свободу человеку, его активность, самостоя­тельность; ценность, выступающую в качестве определите­ля его нравственной сущности.16

 

Рассматривая человека как модус, Спиноза определяет его как вещь, включенную в систему всеобщих «естествен­но-природных» связей, во всеобщий порядок, систему при­чинных зависимостей. На основе последовательно проводи­мого принципа детерминизма он определяет человека и как вещь мыслящую. Как мыслящий, человек свободен. Ближайшие признаки свободно действующего человека — зна­ние цели, предмета, природы потребности, средств ее удов­летворения. Спиноза понимает свободу как осознание чело­веком того, что он действует согласно необходимости своей собственной природы, что его действие определяется его собственной сущностью. Непременным условием свободно действующей личности является самосознание как знание себя и как страсть к познанию. Познавая себя и реализуя это знание, человек выступает причиной самого себя.

Как выше говорилось, Б. Спиноза решает психофизичес­кую проблему в широком философском контексте. Взаимо­действие тела и души здесь опосредовано отношением к суб­станций, и факт утверждения относительной независимос­ти души от тела означает не допущение идеализма, а допу­щение более широкого основания и более глубокого природ­ного источника человеческой психики. Понятие души, по Спинозе, противоречиво. Оно выражает не только идею тела, но и идею этой идеи, идею души. «Здесь, — отмечает В. В. Соколов, —проявляется самонаправленность человеческого сознания, именуемая автором «Этики» «идеей тела», или «идеей души».17 Это и есть самосознание.

Душа — и проста, и сложна. Определяемая атрибутив­но, как отношение к субстанции, она проста и предстает как некое единство самосознания, нечто тождественное себе. В таком же качестве она выступает как интеллектуальная любовь к Богу (природе) и выражает высшую самостоятель­ность и свободу человека. Определяемая взаимодействием отдельных вещей, душа является сложной, противоречи­вой и выражает идею жизненности, движения. Такая поста­новка вопроса о душе представляет собой дальнейшую раз­работку предпосылок диалектического подхода к самосоз­нанию. Г. Гегель отмечает, что «душа есть, несомненно, про­стое тождество с собой, но вместе с тем, как деятельное, раз­личает себя в себе».18

 

Историческая ограниченность философии сознания Б. Спинозы проявляется прежде всего в решении вопроса о самой субстанции. Философ определяет субстанцию «как единство мышления и протяженности, — отмечает Г. Ге­гель, — не показывая, каким образом он приходит к этому различию и к возвращению его в субстанциональное един­ство».19 Декартовский дуализм преодолен Спинозой толь­ко формально, а потому вопрос о природе самосознания про­должает оставаться открытым. Диалектически предугадав, что самосознание человека имеет своим источником более широкую сеть причинно обусловленных взаимодействий, чем совокупность взаимодействий его тела, Спиноза вынуж­ден в качестве теоретической предпосылки допустить гилозоизм (учение о всеобщей одушевленности универсума).

Для философов XVII в. характерно, что предметом их преимущественного интереса являлось либо научное позна­ние и в связи с этим вопросы методологии, либо самосозна­ние как осмысление человеком своих собственных свойств и способностей. Они описывали самоконтролирующие фун­кции разума, освобождая его от всякой мистики, от всяких теологических ухищрений и призраков. Крылатая фраза Ф. Бэкона «знание — сила» и декартовское «я мыслю, сле­довательно, существую» выступают символами этой философской эпохи. Основная функция самосознания — позна­ние онтологически данного сознания, осуществление конт­роля и управления своим разумом.

В противовес рационалистам XVII в., выдвигающий в качестве основного момента психической организации че­ловека самосознание Г. Лейбниц выступает с концепцией бессознательной психики. Он осуществляет свое исследова­ние на принципах онтологической диалектики. Психику человека он рассматривает в аспекте связи прошлого, на­стоящего и будущего. Бессознательное — это бесконечное вглубь психическое, включающее бесконечный объем про­шлых восприятий, а также малые перцепции текущей дей­ствительности. Процесс постепенного накопления малых и слабых впечатлений, не сфокусированных нашим внимани­ем и интересом, происходит всегда соответственно принци­пу движения как такового. Этот процесс является процес-


сом усложнения, формирования новых связей, объединяю­щих новые предметы-объекты. Совокупность внутренних связей в известной мере похожа на логическое образование. «Их основа коренится в вещах» (Лейбниц), в объективных свойствах материального мира. Бессознательный пласт пси­хики и детерминируется прежде всего этой «природной ло­гикой», представляющей собой специфическую форму сцеп­ления различных сторон согласованных движений.

Усложнение идет путем «добавления» к естественным предметам-объектам общественных. К естественным отно­шениям между людьми Лейбниц относит, например, отно­шения кровного родства, или шире — отношения к услови­ям происхождения; отношения, опосредствованные какой-. нибудь вещью, обладающей признаками общей святости и др. Автор вспоминает рассказ одного путешественника о немногочисленном племени Аравийской пустыни. Племя называлось Сали, по всей видимости, по имени его родона­чальника. Так вот, его могилу «потомки чтят как могилу святого; арабы берут с нее прах и посыпают им свою голову и головы своих верблюдов».20 Философ показывает, как в процессе развития естественные связи как бы дополняются нравственными, возникают новые отношения, соответству­ющие природе и разуму. «Иногда, — пишет он, — основа­нием отношения (rapport) является нравственное право... Эти отношения, зависящие от соглашений людей между собой, добровольно или социально (d'institution) установле­ны, и их можно отличить от естественных отношений».21 Общественные предметы возникают во внутреннем мире человека как естественным, так и общественным путем. И первоначально — в сфере бессознательного. Возникновение качественно новых объектов в бессознательном образует новый слой психики, влияющий на всю структуру внутрен­него мира.

Г. Лейбниц предполагает наличие первичного и вторич­ного бессознательного, то есть включение в сферу бессозна­тельного того, что уже побывало в сознании.

Философия XVIII в. строит последовательно материалистическую картину мира, в которой человек представлен на основе принципа механистического детерминизма. Назва-


ние работы Ж. Ламетри «Человек — машина» ярко демон­стрирует данный принцип. В «Системе природы» П. Голь­баха также часто встречаются определения человека как машины. Но это машина представляет собой сложнейшую уникальную целостность, обладающую сознанием.

Сознание трактуется Гольбахом как свойство мозга, яв­ляющегося центром всей системы «человек», объединяю­щим всю телесную и духовную его организацию. «Вообще ощущение, — пишет Гольбах, — имеет место лишь тогда, когда мозг может различать впечатления, производимые телами на органы. Сознание состоит в явственном сотрясе­нии, в воспринятой нами модификации мозга. Отсюда ясно, что ощущение — это способ бытия нашего мозга, или яв­ственное изменение, происшедшее в нем под влиянием воз­действий, получаемых нашими, органами от внешних или внутренних причин, надолго или на короткое время видо­изменяющих их. Действительно, мы наблюдаем, что чело­век, на органы которого не действуют никакие внешние предметы, чувствует самого себя и сознает происходящие в нем изменения; в этом случае его мозг видоизменяется или обновляется благодаря внутренним модификациям. Не бу­дем удивляться этому; в столь сложной машине, как чело­веческое тело, все части которого сообщаются с мозгом, пос­ледний должен получать сведения о затруднениях, измене­ниях и импульсах, происходящих в целом, чьи чувствитель­ные по своей природе части находятся в непрерывном взаи­модействии и объединяются в мозгу» ,22 Заметим, что фило­софы-материалисты XVIII столетия подробнейшим образом описывали связь сознания с мозгом, между тем как есте­ственнонаучное обоснование этой связи относится уже к XIX в. (И. М. Сеченов, И. П. Павлов).

Гольбах высоко оценивает В. Спинозу и во многом про­должает его традиции. Он развивает идею сложности души. Идею простоты души философ связывает с идеалистическим спиритуалистическим ее толкованием. Именно спиритуа­листы полагают, что человека заставляет действовать какая-то «субстанция неизвестной природы», которая проста, ли­шёна протяженности, невидима и неуловима чувствами.28 Гольбах видит конечные причины движения души во вне-


шних, материальных воздействиях, раскрывает зависи­мость активности души от активности тела. Он не сомнева­ется в познаваемости души, а задачу ее познания ставит пе­ред учеными-физиками, анатомами, врачами. Философ мыслит этот феномен, без сомнения, материалистически, а сложность его познания связывает с тем, что человек не может видеть самого себя. «Его можно сравнить с чувстви­тельной арфой, которая сама по себе издает звуки и спра­шивает саму себя, что заставляет ее издавать их» ,24 По Голь­баху, человека заставляет издавать звуки его природа. Вне­шние причины, воздействуя на сложную специфическую организацию человека, вынуждают его чувствовать, мыс­лить и действовать определенным образом.

Идея сложности души продиктована общим взглядом П. Гольбаха на структуру и строение материи. Подобно про­чим модусам материи, «мысль возбуждается, определяет­ся, растет, делится, складывается, упрощается...». Душа не может быть неделимой, иначе она не смогла бы «последова­тельно мыслить, абстрагировать, комбинировать, расши­рять свои идеи, удерживать их в памяти и забывать их...»,25 Идея сложности души позволяет, насколько это возможно в рамках механистической картины мира, описать актив­ность человеческого сознания, раскрыть основание меха­низма мотивации поведения. Мотивы, или «движущие пру­жины», побуждающие мозг к действию, — это внешние предметы или внутренние идеи, вызывающие то или иное расположение нашего мозга.

П. Гольбах и другие материалисты XVIII столетия опе­рировали понятием «душа», охватывая им все проявления сознания: душа чувствует, мыслит, размышляет, продуци­рует идеи и образы, отражающие предметы и явления дей­ствительности. Их интересовала проблема познаваемости мира, воспроизведения действительности в чувственных и Рациональных формах. Они признавали значение ощуще­ния как источника отражения. То есть превалировал интерес к изучению предметного сознания. Но это не означает, чтo в философии мыслителей этого времени вовсе не обра­щалось внимания на самосознание.

Гольбах понимает самосознание как осознание человеком своих действий, мер, средств, направленных на само-

 

сохранение. Самосознание имеет материальные корни и так же, как предметное сознание, зависит от телесной органи­зации человека и от внешних причин, которые эту органи­зацию модифицируют. Люди отличаются друг от друга «по своим страстям и идеям, представлениям о благосостоянии и средствам, избираемым ими для достижения этого благосостояния».26 Они по-разному оценивают предметы, ккоторым стремятся с целью удовлетворения той или иной потребности, по-разному оценивают свои пристрастия, молвы поведения, выбор путей для достижения благополучия и счастья. Индивидуальное самосознание отражает прежде всего обнаружившую себя страсть, обнаруживший себя интерес, оценивает предмет страсти и сопутствующие ее удовлетворению предметы. Человеку трудно быть объектив­ным, преодолеть свою «центристскую установку». Поэто­му люди «беспрестанно ошибаются как в своих разнообраз­ных пристрастиях, так и в выборе путей, которые могли бы привести их к благополучию».27 Они не знают того, «что составляет их действительные интересы».28 Гольбах гово­рит о неизбежных сложностях процесса самосознания и о возможности преодоления этих сложностей в научном по­знании.

Познание своей сущности совершенно необходимо для самосохранения. От него зависит счастье и добродетель. «Нет, не природа делает людей суетными, злыми и развра­щенными, — отмечает философ, — только из-за незнания природы человека... из-за недостаточного стремления по­нять эту природу так редки на земле счастье и доброде­тель».29 Самосознание выступает условием достижения сча­стья и добродетели, но не непосредственно, а через разум­ную организацию общества, через организацию обществен­ной взаимосвязи и взаимопомощи согласно естественно-при­родной сущности человека. «Все законы вытекают из дея­тельности разума, т.е. из наших размышлений о собствен­ной природе».30 А социальная жизнь складывается в соот­ветствии (или несоответствии) с этими законами.

Таким образом, философии XVII-XVIII вв. были тща­тельно исследованы в соответствии с наукой того времени сознание, различные его стороны и уровни: душа, предмет-

224 .


ное сознание, самосознание, бессознательное. В одних учениях акцентирована проблематика отражательных функ­ций сознания, в других — целеполагающих. Обозначена структура сознания и формы ее проявления.

Следующий этап философии сознания представлен идеями мыслителей классической немецкой философии. По­скольку большинство из них рассматривают сознание с по­зиций идеализма, особую ценность для решения этой про­блемы имеет методологический аспект. С помощью диалек­тических идей на основе дуализма (И. Кант) и идеализма (Г. Гегель) обоснован ряд важных положений, выражающих особенности данного феномена, его структуры и развития. Сознание рассматривается как определенная целостность, проявляющаяся как единство качественно различающих­ся сторон и уровней. Оно функционирует как отражение объекта и самосознание; как чувственное и рациональное, рассудочное и разумное.

Показана активность субъекта, опирающаяся на вне­шний и внутренний опыт. В силу его рационализма целост­ность сознания обеспечивается зависимостью чувственного и рассудочного восприятия действительности от форм, не­зависимых от познающего индивида, — это система всеоб­щих категорий, имеющая не опытное (априорное) проис­хождение. Гегель обосновывает общественную природу со­знания, исторический характер его развития. Системность сознания раскрывается им в становлении, в процессе вос­хождения от субъективного духа к объективному духу и далее — к абсолютному. Несмотря на мистифицированную форму изложения, логика данного процесса представляет закономерную эволюцию индивидуального сознания к об­щественному: индивид уже не только объективно социаль­ное существо, но и субъективно, сознательно. Вся структу­ра сознания, по Гегелю, формируется, образовывается постепенно и со скачками, в процессе снятия, разрешения противоречий.

XIX век известен новыми подходами к изучению сознания. С рождением экспериментальной психологии стали исследоваться различные проявления сознания, и на основе новых данных ученые пытались объяснить его целост-


ность как форму связи этих проявлений (Г. Фехнер В. Вундт). Большой вклад в понимание сознания внесли ра­боты нейрофизиологов (И. М. Сеченов, И. П. Павлов), разработавших и обосновавших учение о мозговых механизмах: этого удивительного феномена.

Возникла диалектико-материалистическая концепция, согласно которой сознание является функцией мозга, сто­роной практики, обусловившей необходимость отражения объективных взаимодействий окружающего мира.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эволюция представлений о сознании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги