Понятие сознания

Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира. В нашем слу­чае имеется в виду соотношение сознания и материи. Реше­ние основного вопроса философии является методологичес­ким нормативом подхода к сознанию как явлению вторич­ному относительно материи: по генезису, природе матери­ального субстрата (носителю), по эволюции уровней и форм. Однако противопоставление сознания материи имеет свои границы, поскольку онтологически оно является специфи­ческим ее состоянием.

Сознание возникло в процессе длительной эволюции и становления человека современного типа, социального по способу своего бытия в обществе. В эволюционном ряду оно выступает новым качественным образованием психической формации животных. В чем же состоит эта новая качествен­ная особенность, свойственная человеку? Что отличает пси­хику человека от психики животных? Главный здесь явля­ется возникновение способности отражения объективных, существенных свойств, связей и процессов окружающего мира. Таким образом,сознание можно определить как свой­ство высокоорганизованной материи — мозга — отражать объективный мир. Это не означает, что к данной черте сво­дится все сознание, что оно заменило собой или отменило психику как особое состояние высокоорганизованной мате­рии. Это означает только то, что психика стала качественно


иной. Изменилась, усложнилась ее структура. Возникло особое свойство— «идеальное».

В процессе развития ориентировочной деятельности животных, сформировавшейся в результате многократной повторяемости ситуаций и закрепленной в физиологичес­ком аппарате организма, стали возникать задачи, решение которых стало невозможным на основе автоматизма. Дос­таточно развитый мозг животного вынужден был включать торможение своих автоматических реакций и сосредоточи­вать внимание на обследовании новых обстоятельств внеш­ней действительности. Происходила внутренняя психичес­кая работа по выработке предварительной схемы будущих действий. Опережающее отражение, свойственное животно­му миру, у высокоразвитых организмов становилось опос­редствованным предварительно выработанными схемами, образами, обеспечивающими желаемый результат. Эти об­разы, с одной стороны, являлись продуктами психической работы и закреплялись в нейрофизиологическом аппарате животного, с другой — приобретали целый веер внешних признаков-примет, формирующих более гибкий и широкий характер его ориентации в изменяющихся ситуациях реаль­ной действительности.

Возникающие образы с самого начала несли на себе от­печаток неудовлетворенной потребности, выраженный в активном поиске предмета удовлетворения, т.е. содержали в себе цель и след, признаки внешних условий, при которых она реализуется. Многократная повторяемость подобных процессов выступает основой соединения цели (субъектив­ного) и признаков (объективного) компонентов образа.

На определенном этапе, а именно на этапе развитой орудийной деятельности, объективный компонент образа ста­новится необходимостью. Активность построения образа организуется согласно законам природы, ибо производство орудия для орудий исключает содержательные ошибки, — в противном случае не получится нужного результата. Что же происходит с формой образа?

Первоначально, на уровне ориентировочной деятельности животного, внешним закреплением образного содержа­ния выступали, по всей видимости, особые признаки отра-

 

 


жаемой реальной ситуации, различного рода делаемые им пометы (узелки на память). Впоследствии, при производстве орудий, возникла задача указать на «объективное» которое недоступно первой сигнальной системе. Необходимо было приспособить имеющиеся у животных средства, именно «элементы языка», для выражения «общего» и «существенного». Произведен был материальный носитель объективного содержания — слово. Стало возможным внешнее, относительно самостоятельное бытие образа. Благодаря материальной форме он реализует связь с внутренней психофизиологической структурой субъекта, является доступным всем взаимодействующим индивидам.

Описанный образ является уже человеческим образом. Он носит идеальный характер и выступает центральным элементом субъективной реальности. На идеальность обра­за указывает его содержание, отображающее предметы и явления объективной действительности. В производитель­ной деятельности — это содержание вещей, которых еще нет; воплощенное в образах, оно существует вне самих ве­щей и до них. Идеальность — особый способ «образного» существования различного рода «содержаний» будущих вещей, особый способ представленное™ субъекту внешне­го, объективного мира.

Таким образом, происхождение идеального отражения действительности обусловлено возникновением культуры в широком смысле этого слова — как сделанного человеком. Но культура в этом широком смысле включает «делание» самого человека, т.е. возникновение человеческого мозга, структура и функции которого проявляют его новое каче­ство. Если считать, что онтогенез в определенном смысле повторяет основные ступени филогенеза, то связь сознания и мозга не только доказуема, но и наблюдаема. Этапы, сту­пени формирования сознания в возрастной психологии оп­ределяются, с одной стороны, социокультурными связями, с другой — деятельностью мозга, развертывающего свои возможности в активном поведении ребенка. В случае на­рушений соответствующих функций мозга деформируется или вовсе теряется сознание. «Когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные

 

программы поведения; они не имеют устойчивых намере­ний целеполагания и легко отвлекаются побочными раздра­жителями, не умеют должным образом осуществлять само­контроль. У них снижена инициатива, ослаблена организо­ванность, проявляются бестактность и нередко общее тупо­умие, ребячливость, наивность, эмоциональная несдержан­ность в виде взрыва смеха, вспышек раздражения или ярос­ти, отсутствуют творческая игра воображения, сила абстрак­ции; нарушается и снижается уровень ответственности».31

Согласно современным представлениям о мозге, его ос­новной единицей считается не нейрон, а целый «ансамбль клеток», причем не исключительно «молодежный ан­самбль», т.е. включающий последние по времени его обра­зования — лобные доли коры больших полушарий, а орга­низованная по вертикали система, захватывающая подкор­ку, с ее регулированием инстинктов. Эта грандиозная сис­тема, выработанная в длительном процессе эволюции, по­средством механизмов возбуждения и торможения способ­на управлять не только сознанием, но всей психикой чело­века, всеми ее структурными и функциональными образо­ваниями.