Философия как самосознание - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Выше Речь Шла О Том, Что Родиться Философия Могла Только Как Теоретическая...
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысления. Человек в этом мире был представлен как частичка космоса, аналогичная другим его частям и феноменам.
Однако философия есть не только интегральная система знаний о мире как целом, но и об отношении человека к этому миру, что составляет предмет философского самосознания. Ряд мыслителей называют философию специфической формой общественного самосознания, особой формой духовного освоения мира, выражающейся в мировоззренческой рефлексивности, в ее ориентированности на субъектно-деятельностную сторону человеческого бытия, общественную практику. Подчеркивается императивность философского знания, поскольку оно есть не только знание о существующем, но осознание должного, выступает теоретическим обоснованием общественного идеала. Философия в данном случае выступает как целостная система знаний о мире, включающая в себя закономерности деятельной сущности общественного человека.
Человек задается вопросами, теоретические ответы на которые призваны ориентировать его мышление и действие во благо общества, человечества, а стало быть, они должны соответствовать объективным процессам действительности. Это не только и не столько проблемы, связанные с решением повседневных практических задач. Он пытается найти ответы на вопросы, наиболее общие и глубокие: каково место и предназначение человека? В чем смысл человеческой
жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости и многих других вопросах, которые называются мировоззренческими.
Главным в постановке вопроса о философии как самосознании является, как уже было сказано, отношение человека к миру. Не случайно школы эллинистического периода, когда стали чрезвычайно актуальными антропологические вопросы бытия человека в мире, о свободе, о проблематичности действующих норм познания, права и нравственности, К. Маркс назвал “древнегреческими школами самосознания”. Разбирая натурфилософские доктрины Демокрита и Эпикура, он увидел их различие в том, что одна из них (атомистическое учение Демокрита) была теоретической картиной мира, а другая (атомистическая картина мира Эпикура) была теоретическим отражением отношения человека к миру, теоретическим обоснованием его свободы.
Ядром философского мировоззрения (самосознания) считается вопрос о соотношении духа и материи, идеального и реального. Он считается основным, поскольку от его решения зависит понимание большинства философских проблем, и прежде всего вопроса о субстанции — основы бытия всех вещей, вопроса о природе духовного. Основной вопрос философии решается путем обоснованного выбора первичного начала и основы мира. Если первичным считается материя, то духовное рассматривается как специфическое состояние материи, как специфический продукт ее развития. Картина мира, созданная на материальной основе, является материалистической, а соответствующее направление в философии — материализмом. Если первичным считается духовное начало, а картина мира выстроена на его основе, она носит название идеалистической, а направление в философии — идеализмом.
Идея первичности конкретизируется в принципе монизма, который воспроизводит интегративные связи и тенденции действительности и выступает всеобщим способом организации философского самопознания. Принцип монизма имеет глубокие корни в истории идей и практического опыта человечества. По всей очевидности, он восходит к по-
требности обоснования единых норм древнего общежития, к космогоническим и космологическим мифам.
Человек искал своих “родственников” (тотемизм) в глубинах времени и находил их среди окружающего “населения” растительного или животного царства. Известны обряды т.н. “тотемического центра”, где индивид символически и натурально принимался в расширенное сообщество родичей. В древних сказаниях, посвященных происхождению и устройству космоса, человек стихийно определял свою нишу в мироздании, пространственно-временные координаты своего земного бытия. То есть история культуры свидетельствует, что задолго до возникновения философии человеческая мысль успешно расширяла свои горизонты до возможного “предела”, упорядочивала этот символически освоенный мир, выдвигала на передний план идеи, несущие главные смыслы и нормы, формирующие социальное единство взаимодействующих индивидов. Можно сказать, что в поздней мифологии мы имеем все черты мировоззрения, содержащего представление о том, что в его целостности кроются смыслы человеческого существования, что смыслы облекаются в правила, необходимые для выживания людей и их сообщества.
На уровне философского осмысления отношений человека к миру монизм принял форму синтетического суждения, содержащего три идеи — первичности, связи и развития. Этот принцип является итогом предельного обобщения всего предшествующего знания, содержит в себе логику его развития, благодаря чему обладает прогнозирующей силой. Логическая реализация принципа монизма раскрывает единую природу вещей и природу их разнообразия, поскольку она определяется не отдельным эмпирическим бытием, а способом его связи со всеобщим.
Монистический взгляд на природу закладывает глубокие, соответствующие науке предпосылки единой философской картины мира, где человек осознает себя как деятельное целостное существо: связан с миром, с обществом, с другими людьми, с самим собой. Философская картина мира дает человеку основания оценок и самооценок, самые общие каноны отношений.
Исторически первой формой мышления “единства мира”, которая строилась по принципу реализма с использованием научного знания и которая может рассматриваться как форма самосознания, как форма онтологического обоснования самосознания, явилась натурфилософия древности. Здесь решаются вопросы соотношения души и тела, сознания и материи; получают освещение идеи детерминизма, свободы, взаимосвязи человека и общества. Исторические типы обоснования самосознания различаются постановкой проблем и методами, гибкостью категориального аппарата и его конкретно-научной “наполненностыо”. В зависимости от этих различий проявляются ведущие черты самосознания, определяющие его содержание.
Анализ взглядов древних материалистов показывает, что в их натурфилософии субъект сознает свою субъектность как способность к действию, согласному законам объективного мира, как специфическое движение реальной природной силы. Для них характерна вера в объективный статус разумного начала Вселенной, в нерушимый порядок как необходимый способ ее существования. Человек — отдельная вещь мироздания — достигает наиболее благоприятных условий своего бытия, подчиняясь “закону, власти и умственному превосходству”,14 призванным обеспечить соответствие его действия требованиям вселенских законов.
Уже в рамках античного материализма начинается углубление содержания самосознания. В период эллинизма ставится под сомнение непременная адекватность социальных норм и поведения власти. Эпикур предпринимает онтологическое обоснование человеческой свободы (субъектности) вопреки принятым узаконениям общества. Данные идеи получили освещение также в стоицизме и скептицизме. Эллинистические школы не вписываются целиком в логику развития материализма, но свидетельствуют, с одной стороны, о завершенности его первой исторической ступени, а с другой — об относительности его содержания как формы самосознания.
Философия может рассматриваться как форма самосознания и в другом аспекте — как осмысление своей собственной философской мысли, как рефлексия. Рефлексия(от
позднелат. reflexio — обращение назад) — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок. Философия, отмечает В. С. Горский, неизбежно включает себя в предмет своего исследования. Здесь она выступает как самосознающий выбор фундаментальных положений и начал, выражающих предельные основания бытия и мышления. Теоретическое исследование — а философия и представляет собой таковое — развивается относительно самостоятельно, имеет мощный источник в предшествующих теориях, обладает свойством критичности, направлено в основном на совершенствование своих методов и приемов.
Философская рефлексия предполагает осознанную критику других учений, критическое отношение к традициям духовной жизни, анализ и пересмотр своих собственных понятий и принципов, осуществляя тем самым саморазвитие теоретического философского и научного знания. Философия осознает себя как критика разума (И. Кант), как наукоучение (И. Фихте), как “учение о логических основаниях науки” (неокантианство) и пр.15 Она по природе критична и глубоко исторична. “Сущность философии выражается в том, — отмечает В. И. Купцов, — что она есть рефлексия имеющегося знания, направленная на понятия, методы и установки с целью разъяснения, обоснования и критики. Такая рефлексия оказывается необходимой для преодоления ограниченности разума, который не в состоянии понять историчность любого знания и, тем самым, границ его рациональности ”.16
З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Философия как самосознание
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия
От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат
Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о
Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо
Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и
Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт
Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В
Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность
Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы
Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м
Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П
Понятие закона. Общие представления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практического его преобразования важно принципиальное решение вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе
Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство причиной следствия. В процессе этого производства происходит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п
Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные философские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — отражение преимущественно внутренних, уст
Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содержание ее, так же как и других философских категорий, раскрывается прежде всего в анализе
Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий философии, выражающая предметы, явления и процессы с определенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж
Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных
Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет
Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отрицания. Он конкретизирует основные принципы диалектики — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н
Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толкуется по-разному. Правда, никто не возражает, что это формула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Однако эта «цепь» богата содержанием, она
Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб
Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности.
Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр
Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей
Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич
Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес
Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна
Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию.
На ранних этапах развития фило
Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира.
Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Сознание включает две стороны: информационно-отражательную и эмоционально-оценочную. Информационно-отражательная сторо
Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе
Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначения слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на явление бессознательного, был Г. Лейбн
Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с
Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности
Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи
Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл
Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита
Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде
Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н
Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт
Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл
Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об
Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли
Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв
Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако-
нов действительности с це
Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.
Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот
Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.
Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа”
В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”
Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов