рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сознание и бессознательное

Сознание и бессознательное - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Термин «Бессознательное» Используется Для Обозначе­ния Слоя Психики, Не Предс...

Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбниц. В своей «Монадо­логии» он трактовал бессознательное как низший уровень деятельности души, наполненный «темными» восприятия­ми, которые по своей малости или незначительности не даны сознанию. Философ переиначивает толкование декартовских «врожденных идей», понимая их как своеобразные предметы нашей психики. В определенном смысле мы врождены сами себе, «в нас имеется бытие, единство, суб­станция, длительность, изменение, деятельность, вос­приятие, удовольствие и тысячи других предметов наших интеллектуальных идей».83 В бессознательное эти предметы проникают естественным путем. Основа впечатлений, доставляющих данный слой психики, коренится в вещах, а их связи и отношения выражают логику природы.

Бессознательное — это процесс, в котором накапливаются впечатления, возникают новые связи, происходит их усложнение. Бессознательное содержит в себе разнокачественные предметы-объекты и их связи. «Никто никогда не видел совершенно однородной и однообразной плоскости».

В процессе развития наряду с естественными появляются общественные (нравственные) связи и отношения, усложняющие структуру данного слоя. Возникновение в психике предметов-объектов интеллектуальных идей одновременно является процессом формирования соответствующих способов их освоения. Способности, таким образом, выступают формой бытия бессознательного, и по их структуре можно судить о структуре всего поля психики, не представлен­ной сознанию.

Содержание и организация внутреннего мира человека проявляются через отношения. Они, по Лейбницу, есть выход за пределы вещи и осуществление связи с другой ве­щью. Эта связь имеет основание, на котором складывается и обретает свое содержание. «Кроме отношений, основыва­ющихся на времени, месте и причинности... существует бес­конечное множество других».84 Отношений так же много, как и предметов. Будучи формой проявленности, отдельные отношения могут оказаться яснее, чем предметы, и улавли­ваться сознанием. Но отношения складываются и «между несколькими вещами, как, например, отношения генеало­гического древа, выражающие место и связь всех соответ­ствующих терминов и членов. Даже фигура, как, например, фигура многоугольника, заключает в себе отношение всех сторон».85 Каждое частное проявление несет на себе отпе­чаток целостности и содержит намек на основание или принцип связей предмета. Применительно к человеку это означает, что основание связей его внутреннего мира, опре­деляемое «природной логикой», может не осознаваться и составляет т.н. потенциальное знание. Но может и быть рас­крытым логикой сознания.

Идеи бессознательного в учении Лейбница входят в кон­текст его идеалистической философии, поэтому термины «объективность», «естественность» выражают не свойства материального мира, а психическую деятельность его «жи­вых» атомов монад, организованных по принципу пре­дустановленной гармонии божественного происхождения.

Близкие Лейбницу взгляды на бессознательное разви­вал И. Кант. В нашем сознании, пишет он, «освещены, толь­ко немногие пункты, — это обстоятельство может возбуж-


 

дать у нас удивление перед нашим собственным существом: ведь если бы некая высшая сила сказала: «Да будет свет!», то без малейшего содействия с нашей стороны перед наши­ми глазами открылось бы как бы полмира (если, например, мы возьмем писателя со всем тем, что он имеет в своей па­мяти)».86 Философ констатирует наличие слоя психики, не представленного сознанию, рассматривает его структуру через совокупность способностей человека. Под способностью он понимает устойчивые, специфические образования человеческой психики, которые делают возможными вос­приятия различного рода внешних и внутренних воздей­ствий. Это формы без содержания: способность быть воспри­имчивым, способность воссоздавать образы, способность упорядочивать, регулировать получаемые ощущения.

Структура бессознательного в учении Канта противопо­ставлена самосознанию действующего субъекта. Она вклю­чает в себя элементы как прирожденных, так и опытных способов восприятия, которые еще не синтезированы. Это может быть совокупность еще не реализованных способно­стей индивида (например, маленького ребенка). В теории познания бессознательное связывается с интуицией, назы­ваемой им трансцендентальным «схватыванием». Интуи­ция обусловлена априорным синтезирующим единством чувственности.

Новые идеи в решение вопроса о бессознательной сфере психики внес немецкий философ-идеалист И. Гербарт. Но­визна их выражена в динамической характеристике бессоз­нательного. По Гербарту, психика противоречива, несовме­стимые идеи вступают в конфликты, слабые вытесняются из сознания, но продолжают воздействовать на него благо­даря своим динамический свойствам.

В XIX и XX столетиях бессознательным занимались больше представители естествознания — психологи, врачи-психиатры. Однако следует заметить, что наиболее извест­ные из них постоянно обращались к философским методо­логическим идеям, как в целях общей ориентации, так и Для толкования частнонаучных фактов и явлений. Так, З.Фрейд, основоположник психоанализа, «питался» идея-

 

ми не только иррационалистов (Н. Гартмана, А. Шопенгау­эра), но и рационалистов (Платон, Аристотеля).

Прежде всего Фрейду принадлежит заслуга последова­тельного толкования бессознательного как особого, автоном­ного слоя психики. Он выступал против физиологизации данной сферы и против отождествления ее с сознанием. «Для большинства философски образованных людей, — пишет он, — идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой».87 Вместе с тем, подчеркивая, что бессознатель­ное есть явление психики, Фрейд утверждает наличие оп­ределенной формы (представление, идея, символ), эквива­лентной знанию, которая при рационализации может осоз­наваться как форма знания. Собственно бессознательным в динамическом смысле выступают такие содержания психи­ки, осознание которых требует значительных усилий или вообще невозможно.

Структура психики включает три инстанции: бессозна­тельное, предсознание и сознание. Бессознательное охваты­вает все прирожденное (оно иррационально и аморально) и подчиняется принципу удовольствия. Сознание ориентиро­вано на внешний мир и подчиняется принципу реальности. Предсознание выполняет функцию специфического посред­ника, который осуществляет контроль динамики созна­тельного и бессознательного. Это «Я», содержащее меха­низм цензуры влечений и их символики. Действие данного механизма направлено на обеспечение адаптации и само­идентификации организма. По Фрейду, собственно бессоз­нательное — биологического происхождения. Социальная компонента относится им ко второй инстанции — предсознанию. Насильственный по форме, социально-нормативный по содержанию механизм призван регулировать отношения, с одной стороны, биологического и социального, с другой — индивидуального и социального. Фрейдовские индивиды, таким образом, выступают как антисоциальные существа, которым для социализации необходимо насилие со стороны общества.

 

Впоследствии структура психики З. Фрейдом была пе­ресмотрена: уточнен посредник (вместо предсознания вве­дена личность, с ее целостными характеристиками, и вве­дено общество с его законами и правилами). Личностное «Я» испытывает давление как со стороны бессознательных ин­стинктов, так и стороны социальности. Фрейд исходит из представления «о связной организации душевных процес­сов в одной личности». Это душевная инстанция, «которая контролирует все частные процессы». Она как бы «улажи­вает» противоречия, вызванные взаимодействием с реаль­ностью, с бессознательным, с другими людьми.

За единство психики отвечает регулятивный механизм личностного «Я». В русле идеи о двух тенденциях, которым подчинена психика индивида (стремление к смерти и стрем­ление к жизни), регулятивный механизм стимулирует по­вторяемость, влечение к покою и смерти, если ориентирует психику только на внутреннее, и, напротив, ориентируя психику на внешний мир и на социальность, создает усло­вия развития и жизненности.

Глубинный слой иррационален. Вместе с тем он содер­жит то, что может быть осмыслено как представление. Эту компоненту влечения можно обозначить как информацион­но-символическую. Она находится в «связанном» состоянии (с волевыми, энергетическими характеристиками), и тре­буются большие усилия при ее рационализации. «Представ­ление» Фрейд понимает наподобие «потенциального зна­ния»; однако, в отличие от Лейбница и Гартмана, рассмат­ривает его с позиции естественнонаучного материализма.

Другим крупным представителем научно-практической школы, занимающейся проблематикой бессознательного, является К. Юнг. Обсуждая с Фрейдом «схему структуры психики», он положительно воспринял идею «о первичности и управляющей роли бессознательного» в сложной психической иерархии. Юнг признает значимость открытой Фрейдом концепции «вытеснения» — особого защитного механизма психики, при помощи которого человек спаса­ется от внутренних напряжений. Он пишет: «Подавляются тенденции, которые представляют антисоциальные элементы в психической структуре человека, — то, что я называю


«статическим преступником» в каждом из нас. Иначе говоря, эти элементы подавляются сознательно, мы ими распо­ряжаемся по своей воле. Что же касается тех тенденций которые просто вытесняются, то они, как правило, просто сомнительны по своему характеру. Они не являются заве­домо антисоциальными, скорее, они неудобны, нарушают социальные условия».88

Подчеркивая ценность открытых Фрейдом феноменов психики, К. Юнг не всегда разделял с ним как научную, так и философскую интерпретацию. Вопрос о бессознательном он помещает в плоскость диалектической взаимосвязи историко-культурного и индивидуально-психического про­цессов. Главное внимание Юнг уделяет бессознательному по самой своей природе. Это то, что никогда не было осознан­ным. Привлекая к своим интерпретациям большой культу­рологический материал из области мифологии, древнего искусства, фактов и наблюдений индийской, тибетской, китайской, африканской научной и оккультной мысли, Юнг пришел к выводу о наличии более глубокого слоя психики — коллективного бессознательного. «Я. назвал эту сферу со­ответственно коллективным бессознательным, отграничив ее тем самым от личного бессознательного, под которым я имею в виду совокупность тех психических процессов и со­держаний, которые сами по себе могут достичь сознания, по большей части уже и достигли его, но из-за своей несов­местимости с ним подверглись вытеснению, после чего упор­но удерживаются ниже порога сознания...

В противоположность личному бессознательному, обра­зующему более или менее поверхностный слой сразу же под порогом сознания, коллективное бессознательное при нор­мальных условиях не поддается осознанию, и потому ника­кая аналитическая техника не поможет его «вспомнить», ведь оно не было вытеснено и не было забыто».89

Коллективное бессознательное Юнг рассматривает как некую совокупность предшествующего филогенетического опыта, запечатленную в душе человека. Оно универсально, внелично, сверхлично. «Как наше человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый со своей эво­люционной историей, так — можем мы. ожидать — и пси-

 

хика организована подобным образом. Она не может быть порождением без истории, как и тело, в котором она суще­ствует».90 Юнг подчеркивает одинаковость коллективного бессознательного для всех, его индифферентность относи­тельно конкретного индивида. Коллективное бессознатель­ное, пишет он, «это природа, и она может быть нам полезна как родственное человеческое существо. Оно всегда стремит­ся к своим коллективным целям и иногда— к целям нашей индивидуальной судьбы. Ваша судьба — результат сотруд­ничества между сознанием и бессознательным».91 Здесь под­черкивается объективный и исторический характер источ­ника бессознательного. Коллективный субъект, чей опыт накапливается и концентрируется в коллективном бессоз­нательном, — это другая система, нежели индивид. Их «цели» могут не совпадать. Юнг развивает идею принуди­тельной силы социально организованного опыта по отноше­нию к человеку.

Коллективное бессознательное выступает моментом раз­вития социальности. А социальность представляет собой особую реальность, особый самостоятельный процесс, вне-положенный индивиду. Признавая особую преемственность в эволюции социальности, особые исторические тенденции организации и бытия. Юнг полагает, что они осуществля­ются в человеческой психике двояким путем — сознатель­но и бессознательно. В процессе интрообщения индивид выступает со-участником, субъектом преобразования соци­альных норм. В процессе интеробщения он контролирует, структурирует свой внутренний мир. Сознание не просто воздействует на личную судьбу, оно обусловливает целост­ность психики, регулируя соотношение внешнего и внутреннего, рационального и эмоционально-чувственного освоения Действительности. Оно обеспечивает «сотрудничество» с бессознательным. «Наше сознательное впечатление быстро. Усваивает элемент бессознательного смысла... сознательное и бессознательное смешиваются и результируют являющийся нам смысл».92

Механизм трансляции исторического опыта на уровне бессознательного реализуется благодаря структурированности психики так называемыми архетипами. Архетипы есть

определенные «психические структуры». Это формы без собственного содержания, которые организуют и связывают психический материал. Архетип — это специфический психический механизм, представляющий собой обобщение регулярно повторяющихся, массовидных ситуаций и фигур практики древнего и древнейшего человека. «Существенно иметь в виду, что архетипы — это не просто имена или даже философские понятия, это моменты скрытой жизни — об­разы, целостно связанные с живым индивидуалом эмоцио­нальными связями».93 Архетипический «образ» не являет­ся в буквальном смысле образом типа представления. Это нечто, что, выходя вовне, может принимать форму представ­ления. Это тенденция содержательного формообразования психики, специфическая готовность, субъективная возмож­ность, потенция индивидуального психического развития в социальных условиях.

Психоаналитическая школа внесла существенный вклад в разработку бессознательного. На основе конкретно-науч­ных данных ее представители пришли к выводу о том, что этот таинственный слой психики является самостоятель­ной сферой, не сводимой к физиологии и не отождествляе­мой с сознанием. Термин «бессознательное» применим толь­ко к человеческой психике, ибо противопоставлен сознанию и самосознанию, чего не наблюдается у животных. Приме­нительно к животным он теряет смысл.

В структуре психики человека бессознательное занима­ет срединное положение и испытывает давление как со сто­роны внутренних биологических и психических факторов, так и со стороны внешнего мира, включая сознание. В свою очередь, оно само, онтологически существуя в эмоциональ­но-чувственной сфере и будучи энергетически насыщенным. активно воздействует на сознание и деятельность человека.

Осмысливая природу бессознательного в аспекте эволю­ции, можно предположить, что его возникновение восходит к тому периоду, когда в социогенезе действовали «на равных» биологические и социальные закономерности. Это пе­риод антропогенеза между архантропами и неоантропами. Данный исторически длительный отрезок времени, напол­ненный различными формами активности человека и его


общества, обусловливает возникновение некоего систем­ного образования психики, уже отличающегося от психики животных, но не являющегося сознанием. Фрейд акценти­рует внимание на индивидуальном бессознательном, а Юнг — на коллективном бессознательном.

Оба они развивают идею насильственного внедрения социальных норм в психику индивида. Следствием этого является противоречивость и напряженность внутреннего мира человека, вынужденность приспособленческого пове­дения, выработка индивидом защитных психических меха­низмов «вытеснения» из сознания запретных влечений. Сложность процедуры вытеснения обусловлена определен­ным упорством бессознательного, связанным с его укоренен­ностью в биологической природе человека. Вектор этого упорства направлен против сознания и самосознания.

Бессознательное содержит громадный объем информа­ции. Информацию, свойственную бессознательному, часто называют, вслед за Лейбницем и Гартманом, «потенциаль­ным знанием», чем-то вроде представления. Оно незримы­ми узами связано с представлением, форму которого при­нимает при осознании. Но, функционируя в бессознатель­ном, это «потенциальное знание» имеет совершенно другую форму. Процесс осознания информации из сферы бессозна­тельного зависит от многих факторов: что осознается — частное действие (отношение) или предмет (человек) как Целое, предмет природы или предмет — объект социальной жизни; как осознается — рационально или чувственно, при помощи интуиции; какого рода само бессознательное — пер­вичное (не бывшее в сознании) или вторичное (побывавшее в сознании, например поведенческие автоматизмы).

По-латыни «бессознательное» звучит как «иррациональ­ное», то есть находящееся за пределами рассудка, разума. Но философы и психологи указывают, что иррациональность принимает различные формы. Согласно Платону, она существует в форме рассеянной чувственности. А по Канту принципиально запредельными являются универсальные логические синтезы. Только рассудок рационален, а то, что оодержит «начало и след разумности», — иррационально. А Лейбниц считает, что бессознательное характеризу-


 

 


ется непосредственным единством объективных законов и человеческой чувственности, единством, проявляющимся в процессе отражения человеком действительности. Одним из признаков того, что рациональность выступает в функции бессознательного, является неадекватность отражательного процесса. Здесь рациональность не обеспечи­вает целесообразности.

Многие вопросы, касающиеся сферы бессознательного в философии и психологии XX и текущего веков получили научное освещение, но возникают другие, не менее сложные и ждущие своего решения. Современный взгляд на бес­сознательное имеет солидное методологическое основание включающее его проблематику в контекст диалектических теорий сознания, отражения, познания. В подходе к опре­делениям его специфики и модификаций используются наи­более значимые философские и естественнонаучные идеи и результаты конкретных исследований. В современной пси­хологии выделяются четыре класса проявлений бессозна­тельного:

1. Подсознательное, включающее освоенные индиви­дом социальные нормы, действующие в его психике автоматически.

2. Неосознаваемые побудители деятельности — мотивы, смысловые установки.

3. Неосознаваемые операционные установки и стереоти­пы автоматизированного поведения.

4. Область информации, не воспринимаемой чувствами. Психологи дают следующее определение перечислен­ным классам явлений: «Бессознательное представляет со­бой форму психического отражения, в которой образ дей­ствительности и отношение субъекта к этой действительно­сти представлены как одно нерасчлененное целое: в отлиние от сознания, в бессознательном отражаемая реальность сливается с переживанием субъекта. Вследствие этого в бес­сознательном отсутствует произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и рефлексивная оценка их результатов. Невычлененность образа действительности из отношений к ней субъекта проявляется в таких особеннос­тях бессознательного, как нечувствительность к противоре-

 

чиям и вневременной характер бессознательного — прошлое, настоящее и будущее сосуществуют и не находятся в отношении линейной необратимой последовательности».94 Как видим, в данной форме отражения отсутствует главный признак сознания — образ объективной действительнос­ти, который и определяет качественно иную психическую формацию. Способность к формированию такого образа ста­новится универсальной, охватывает не только мир, но и со­вокупность возникших и развивающихся отношений. (Вспомним, животное ни к кому не относится и вообще не относится, ибо его отношение совпадает с его жизнедеятель­ностью.) Далее, сознание выступает и как самосознание, рефлексия — бессознательное не имеет подобного свойства. Оно нечувствительно к противоречиям и не может оцени­вать свои «команды» действовать определенным образом,

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание и бессознательное

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги