рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Самосознание и рефлексия

Самосознание и рефлексия - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина «Рефлексия» — Часто Употребляемый Термин, В Широ­Ком Смысле Практически Совпа...

«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения состояния сознания, а в рефлексии акцентируется деятельный момент. Это – мышление, познание. Но есть и другое отличие. Самосоз­нание и рефлексия различаются объектом. В самосознании отражается человек как нечто целое, как единство субъек­тивного и объективного, идеального и материального. Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, ис­следующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения.

Различают элементарную рефлексию, научную и философскую. Элементарная рефлексия свойственна обычным людям и функционирует в сфере их реальной жизнедеятельности. Это размышления, возникающие непосредственно в процессе существования человека, оценивающие его цели, планы, способы действия, нормы, которым он вынужден подчиняться или которые намерен изменить. Оцениваются

выбор пути, решений, которые предлагает собственно мышление, диалоги и дискуссии с другими людьми и самим собой. Сюда относится вся область интроспективной психологии, подверженная критическому рассмотрению при помощи средств обыденного сознания. Признаками наличия рефлексии являются легкий скепсис в отношении собственных мыслительных способностей и возможностей, опреде­ленная доля сомнения, свойственная рассудку, критичес­кий настрой в свой адрес. Вообще критика и самокритика — совершенно необходимые моменты рефлексивного созна­ния.

Рефлексия не совпадает с самосознанием. Однако в обы­денном сознании часто случается так, что рефлексивная самооценка человека в какой-либо одной области (удачи или неудачи в работе, личной жизни) переносится на другую и при повторении становится универсальной. То есть харак­теризует самосознание как таковое. Заниженная или завы­шенная самооценка существенным образом сказывается на восприятии человека другими людьми, а тем самым на всей жизнедеятельности.

Научная рефлексия представляет собой критический анализ теоретического знания, его основ, форм, истории при помощи принципов, норм и образцов, принятых в данной области науки. Теоретическое знание здесь исследуется с точки зрения эффективности его методов, оснований, дока­зательности, критериев, границ применимости. Научную рефлексию осуществляют специалисты, ученые, обладаю­щие комплексом соответствующего инструментария.

Философская рефлексия — это осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Объектом философской рефлексии выступают фило­софские теории, учения, направления в их теоретическом и историческом ракурсах, их источники, способы обоснова­ния, построения, отношения к науке. Философская рефлексия с необходимостью имеет критический характер. Но ей свойствен не только критический пафос. Она использует совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного, получению нового знания. С их помощью проявляется непроявленное, проясня-


ется неясное. Полученное знание открывает новые стороны, расширяет пределы, обнаруживая особую смысловую зна­чимость.

Все виды рефлексии являются специфическим свой­ством сознания людей. Обращаясь к собственному созна­нию, к памяти, рефлексирующий человек поневоле захва­тывает и бессознательную сферу психики, подчас находя в ней ответы на интересующие его вопросы. В философии этот процесс получил воплощение в «теории воспоминаний» Платона. Платон вообще понимал познание как рефлексию, как обращенное внутрь мышление, «вспоминающее» объек­тивно существующие в психике идеи.

Применительно к отдельному человеку он может обла­дать не одним видом рефлексирования, а сразу двумя или тремя. То есть, осуществляя научную рефлексию и вообще успешно занимаясь научным творчеством, он может всту­пать в диалоги с другими людьми и самим собой на языке элементарно рефлексирующего сознания. Более того, пере­нося самооценку, сложившуюся у него в области науки, на другие области жизнедеятельности, человек делает эту са­мооценку универсальной и становится обладателем неадек­ватного самосознания.

Виды рефлексии относительно самостоятельны в силу структурности общественных форм деятельности и отноше­ний, различия форм сознания и самих субъектов. Они име­ют отличительные черты и вместе с тем общее основание, кроющееся в природе человеческого сознания. Философия сознания позволяет анализировать эти виды, их специфику и взаимосвязь, соотношение с сознанием, бессознатель­ным, самосознанием, свойственными человеку и его сооб­ществам. Рефлексия рациональна, а в науке и философии носит теоретический характер. Это принцип человеческого мышления, выполняющий функцию контроля, управления деятельными процессами человеческой психики.

Примечания к Главе V:

1 Аристотель. О душе // Сочинения: В 4-х т. М., 1975. T.I. С.375.

2 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий пути Платона // Платон. Собр. сочинений: В 4-х т. М., 1990. T.I. С.57.

3 Там же.

4 Аристотель. О душе // Сочинения: В 4-х т. М., 1975. С.440

5 Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1971. T.I. С.59.

6 Там же.

7 Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. 1971. Т.2. С.12.

8 Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С.92.

9 Декарт Р. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1964. T.I. C.260.

10 Декарт Р. Страсти души.// Избр. произв. М., 1970. С.618.

11Там же, С. 619.

12Taм жe, c.647.

13Там же. С.629.

14 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. T.I С.457.

15 Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1935. С.5.

16 Мотрошилова Н. В. Учение о разуме и мышлении в философии XVII—XVIII веков и их социальная обусловленность. // Социальная природа познания, 1979. С. 141.

17 Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984, С. 351.

18 Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. T.I. 1975. С.165.

19Там же.с.330.

20 Лейбниц Г. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т.2. С.250.

21 Там же.

22 Гольбах П. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1963. T.I. C.145-146.

23Там же, с.131.

24Там же, с. 140.

25 Там же, с. 149.

26 Гольбах П. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1963. Т.2. С.100.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.С.109.

31 Спиркин А. Г.. Философия. — М.: Гардарики. 1998. — С.374.

32 Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тб., 1978. Т.2. С.99.

33 Словарь философских терминов. — М.: ИНФРА-М, 2004. — С.527.

34 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974. С. 121.

35Там же, с.126.

36 Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С.199-200.

37 Выготский Л. С. Мышление и речь. М.-Л., 1934. С.261.

38 Там же, с. 14.

39 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.41

 

40Там же, с.45.

41 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т.З. С.340.

42 Гегель. Наука логики. Т.З. - М.: Мысль. 1972. — С.112.

43Там же.с.127-128.

44 Шорохова Е. В. Проблемы сознания в философии и естествознания. М., 1961. С.286.

45 Иванов И. В. О структуре личного сознания при психогенной деперсонализации // Проблемы сознания. М., 1966. C.260.

46 Там же. с.260-261 .

47 Меграбян А. А. К вопросу о содержании сознания // Проблемы сознания. М., 1966. С. 141,146.

48 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т.З. С. 373.

49 Там же, с. 377.

50 Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1975. T.I. С, 114.

51Там же, с.158.

52 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964.Т.З. С.208.

53Там же, с.578-579.

54 Там же, с. 207.

55 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. T.I. С.95.

56 Асмус В. Ф. Избр. филос. труды: В 2-х т. М., 1971. Т.2. С.133.

57 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.З. С.233.

58 Там же.

59 Гегель. Феноменология духа // Сочинения. М.-Л., 1954. T.IV. С.16.

60 Там же, с. 91.

61 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.3.

62Там же, с.220.

63 Там же, с.233.

64Там же, с.234.

65Там же,с.236.

66 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. T.1.С.124.

67 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.3.С.206.

68Там же, с.209.

69Там же, с.210.

70Там же, с.204.

71Там же, с.209.

72Там же, с.145.

73Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. С.292.

74Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С.294.

75 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С.657.


76 Там же.

77 Там же, с.627.

78 Там же, с.626.

79 Там же, с. 596.

80 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. С.29

81 Там же.

82 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С.42.

83Нарский И. С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком // Лейбниц. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т 2.С.51.

84 Лейбниц Г. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т. 2. С.248

85Там же, с.228. 86 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.6. С.366.

87Фрейд 3. «Я и Оно».// Избранное. М., 1989. С.370.

88Юнг К. Г. Проблема души современного человека //Архетип и символ.М., 1991.С.180.

89 Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Архетип и символ. М, 1991 С 282.

90Jung C.G. 1973/ Letters. Editer by G. Alder. Princeton., Prmceton University Press. P.67.

91 Jung C.G. Letter. Op. sit. P.283.

92 Юнг К. Г. Подход бессознательному // Архетип и символ. М., 1991.С.41.

93Jung C.G. Letter. Op. sit. P.96. 94 Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С.58.

Литература:

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1-4 Тбилиси, 1978-1985.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос, 1995. — №3.

Демин М. В. Анализ структуры сознания. М., 1980.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.

Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.Т.18.

Лурия А. П. Язык и сознание. М.,1979. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Прист Ст. Теории сознания. М., 2000. Сартр Ж.-П. Воображение // Логос, 1992. — №3.

СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Шошин П. Б. Пути концептуализации бессознательного / Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Шпет Г. Г. Сознание и его собственник // Философские этюды. М.,1994


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Самосознание и рефлексия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги