Самосознание и рефлексия

«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения состояния сознания, а в рефлексии акцентируется деятельный момент. Это – мышление, познание. Но есть и другое отличие. Самосоз­нание и рефлексия различаются объектом. В самосознании отражается человек как нечто целое, как единство субъек­тивного и объективного, идеального и материального. Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, ис­следующее самое себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения.

Различают элементарную рефлексию, научную и философскую. Элементарная рефлексия свойственна обычным людям и функционирует в сфере их реальной жизнедеятельности. Это размышления, возникающие непосредственно в процессе существования человека, оценивающие его цели, планы, способы действия, нормы, которым он вынужден подчиняться или которые намерен изменить. Оцениваются

выбор пути, решений, которые предлагает собственно мышление, диалоги и дискуссии с другими людьми и самим собой. Сюда относится вся область интроспективной психологии, подверженная критическому рассмотрению при помощи средств обыденного сознания. Признаками наличия рефлексии являются легкий скепсис в отношении собственных мыслительных способностей и возможностей, опреде­ленная доля сомнения, свойственная рассудку, критичес­кий настрой в свой адрес. Вообще критика и самокритика — совершенно необходимые моменты рефлексивного созна­ния.

Рефлексия не совпадает с самосознанием. Однако в обы­денном сознании часто случается так, что рефлексивная самооценка человека в какой-либо одной области (удачи или неудачи в работе, личной жизни) переносится на другую и при повторении становится универсальной. То есть харак­теризует самосознание как таковое. Заниженная или завы­шенная самооценка существенным образом сказывается на восприятии человека другими людьми, а тем самым на всей жизнедеятельности.

Научная рефлексия представляет собой критический анализ теоретического знания, его основ, форм, истории при помощи принципов, норм и образцов, принятых в данной области науки. Теоретическое знание здесь исследуется с точки зрения эффективности его методов, оснований, дока­зательности, критериев, границ применимости. Научную рефлексию осуществляют специалисты, ученые, обладаю­щие комплексом соответствующего инструментария.

Философская рефлексия — это осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Объектом философской рефлексии выступают фило­софские теории, учения, направления в их теоретическом и историческом ракурсах, их источники, способы обоснова­ния, построения, отношения к науке. Философская рефлексия с необходимостью имеет критический характер. Но ей свойствен не только критический пафос. Она использует совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного, получению нового знания. С их помощью проявляется непроявленное, проясня-


ется неясное. Полученное знание открывает новые стороны, расширяет пределы, обнаруживая особую смысловую зна­чимость.

Все виды рефлексии являются специфическим свой­ством сознания людей. Обращаясь к собственному созна­нию, к памяти, рефлексирующий человек поневоле захва­тывает и бессознательную сферу психики, подчас находя в ней ответы на интересующие его вопросы. В философии этот процесс получил воплощение в «теории воспоминаний» Платона. Платон вообще понимал познание как рефлексию, как обращенное внутрь мышление, «вспоминающее» объек­тивно существующие в психике идеи.

Применительно к отдельному человеку он может обла­дать не одним видом рефлексирования, а сразу двумя или тремя. То есть, осуществляя научную рефлексию и вообще успешно занимаясь научным творчеством, он может всту­пать в диалоги с другими людьми и самим собой на языке элементарно рефлексирующего сознания. Более того, пере­нося самооценку, сложившуюся у него в области науки, на другие области жизнедеятельности, человек делает эту са­мооценку универсальной и становится обладателем неадек­ватного самосознания.

Виды рефлексии относительно самостоятельны в силу структурности общественных форм деятельности и отноше­ний, различия форм сознания и самих субъектов. Они име­ют отличительные черты и вместе с тем общее основание, кроющееся в природе человеческого сознания. Философия сознания позволяет анализировать эти виды, их специфику и взаимосвязь, соотношение с сознанием, бессознатель­ным, самосознанием, свойственными человеку и его сооб­ществам. Рефлексия рациональна, а в науке и философии носит теоретический характер. Это принцип человеческого мышления, выполняющий функцию контроля, управления деятельными процессами человеческой психики.

Примечания к Главе V:

1 Аристотель. О душе // Сочинения: В 4-х т. М., 1975. T.I. С.375.

2 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий пути Платона // Платон. Собр. сочинений: В 4-х т. М., 1990. T.I. С.57.

3 Там же.

4 Аристотель. О душе // Сочинения: В 4-х т. М., 1975. С.440

5 Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. М., 1971. T.I. С.59.

6 Там же.

7 Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т. 1971. Т.2. С.12.

8 Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С.92.

9 Декарт Р. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1964. T.I. C.260.

10 Декарт Р. Страсти души.// Избр. произв. М., 1970. С.618.

11Там же, С. 619.

12Taм жe, c.647.

13Там же. С.629.

14 Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957. T.I С.457.

15 Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1935. С.5.

16 Мотрошилова Н. В. Учение о разуме и мышлении в философии XVII—XVIII веков и их социальная обусловленность. // Социальная природа познания, 1979. С. 141.

17 Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984, С. 351.

18 Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. T.I. 1975. С.165.

19Там же.с.330.

20 Лейбниц Г. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т.2. С.250.

21 Там же.

22 Гольбах П. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1963. T.I. C.145-146.

23Там же, с.131.

24Там же, с. 140.

25 Там же, с. 149.

26 Гольбах П. Избр. произв.: В 2-х т. М., 1963. Т.2. С.100.

27 Там же.

28 Там же.

29 Там же.

30 Там же.С.109.

31 Спиркин А. Г.. Философия. — М.: Гардарики. 1998. — С.374.

32 Чхартишвили Ш. Н. К вопросу об онтологической природе бессознательного // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тб., 1978. Т.2. С.99.

33 Словарь философских терминов. — М.: ИНФРА-М, 2004. — С.527.

34 Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М., 1974. С. 121.

35Там же, с.126.

36 Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С.199-200.

37 Выготский Л. С. Мышление и речь. М.-Л., 1934. С.261.

38 Там же, с. 14.

39 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С.41

 

40Там же, с.45.

41 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т.З. С.340.

42 Гегель. Наука логики. Т.З. - М.: Мысль. 1972. — С.112.

43Там же.с.127-128.

44 Шорохова Е. В. Проблемы сознания в философии и естествознания. М., 1961. С.286.

45 Иванов И. В. О структуре личного сознания при психогенной деперсонализации // Проблемы сознания. М., 1966. C.260.

46 Там же. с.260-261 .

47 Меграбян А. А. К вопросу о содержании сознания // Проблемы сознания. М., 1966. С. 141,146.

48 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964. Т.З. С. 373.

49 Там же, с. 377.

50 Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1975. T.I. С, 114.

51Там же, с.158.

52 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964.Т.З. С.208.

53Там же, с.578-579.

54 Там же, с. 207.

55 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. T.I. С.95.

56 Асмус В. Ф. Избр. филос. труды: В 2-х т. М., 1971. Т.2. С.133.

57 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.З. С.233.

58 Там же.

59 Гегель. Феноменология духа // Сочинения. М.-Л., 1954. T.IV. С.16.

60 Там же, с. 91.

61 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.3.

62Там же, с.220.

63 Там же, с.233.

64Там же, с.234.

65Там же,с.236.

66 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1975. T.1.С.124.

67 Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3-х т. М., 1977. Т.3.С.206.

68Там же, с.209.

69Там же, с.210.

70Там же, с.204.

71Там же, с.209.

72Там же, с.145.

73Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. С.292.

74Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. С.294.

75 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С.657.


76 Там же.

77 Там же, с.627.

78 Там же, с.626.

79 Там же, с. 596.

80 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. С.29

81 Там же.

82 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С.42.

83Нарский И. С. Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком // Лейбниц. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т 2.С.51.

84 Лейбниц Г. Сочинения: В 4-х т. М., 1983. Т. 2. С.248

85Там же, с.228. 86 Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т.6. С.366.

87Фрейд 3. «Я и Оно».// Избранное. М., 1989. С.370.

88Юнг К. Г. Проблема души современного человека //Архетип и символ.М., 1991.С.180.

89 Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Архетип и символ. М, 1991 С 282.

90Jung C.G. 1973/ Letters. Editer by G. Alder. Princeton., Prmceton University Press. P.67.

91 Jung C.G. Letter. Op. sit. P.283.

92 Юнг К. Г. Подход бессознательному // Архетип и символ. М., 1991.С.41.

93Jung C.G. Letter. Op. sit. P.96. 94 Философский энциклопедический словарь. М., 1998. С.58.

Литература:

Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 1-4 Тбилиси, 1978-1985.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос, 1995. — №3.

Демин М. В. Анализ структуры сознания. М., 1980.

Дубровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983.

Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М., 1981.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.Т.18.

Лурия А. П. Язык и сознание. М.,1979. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.

Прист Ст. Теории сознания. М., 2000. Сартр Ж.-П. Воображение // Логос, 1992. — №3.

СпиркинА. Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Шошин П. Б. Пути концептуализации бессознательного / Бессознательное. Новочеркасск, 1994.

Шпет Г. Г. Сознание и его собственник // Философские этюды. М.,1994


ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ)