рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема научности философского знания

Проблема научности философского знания - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Европейская Традиция Философии С Самого Начала Отмечена Глубокими Связями С Н...

Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие от восточной, возникла как теоретическая дисциплина. Считается, что еще Пифагор (V в. до н. э.) отнял математику у купцов, то есть возвел ее в теорию. Начиная с эллинизма, в III-II вв. до н. э. наряду с собственно философскими системами (Эпику-

pa, стоиков) появились специфически научные. Евклид в своих “Началах” (III в. до н.э.) обобщил и упорядочил все математические исследования, создал учение элементарной геометрии, отличающееся логической строгостью и безукоризненностью. До сих пор евклидовские “Начала” считаются образцом научной системы. Архимед (II в. до н. э.), известный всем школьникам крылатой фразой “Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю”, ввел множество понятий в геометрию и физику, открыл законы, положил начало ряду научных дисциплин. Даже на его могиле изображена теоретическая задача: “Цилиндр, с вписанным в него шаром. Пропорция 3:2”. С Архимеда начинается и опытное естествознание. Нарушается некий аристократизм науки периода античной классики — принцип созерцательности, выступающий своеобразной этической нормой, согласно которой истинному ученому не стоило заниматься техническим применением своих изысканий.

В эпоху эллинизма намечается дифференциация предметов философии и науки. Самостоятельно развивались астрономия, математика, механика. До наших дней дошли имена астрономов Аристарха Самосского (идея гелиоцентризма), Гиппарха (методы измерения), Птолемея (математический вариант астрономической картины мира) и др. Но истинная специализация научных знаний и разделение предметов конкретных наук и философии связаны с научной революцией XVII-XVIII вв. В это время не только произошло множество открытий и возникло новых областей знания, но и изменилась структура познания. В его составе стали действовать два качественно различных уровня:

эмпирический (изобретены телескоп и микроскоп и использованы в ходе целенаправленного и систематически применяемого эксперимента) и теоретический, основанный на естественнонаучных принципах (законы механики) и позволивший создать физическую картину мира. Соответственно стали применяться специфически научные методы, в частности метод научной гипотезы. Считается, что именно с перечисленных изменений начинается развитие науки как самостоятельной области знания.

Но, несмотря на специализацию науки, она никогда полностью не порывала с философией, особенно с материализ-

мом. И материализм, и наука нацелены на исследование объективного мира. Принцип объективности — одно из важнейших положений материалистической философии. Принцип познаваемости, стремление к истине также характеризуют оба вида познания. Ведь научное знание воспроизводит объективные, существенные связи действительности, формулирует соответствующие законы.

Эмпирическому познанию всегда необходима определенная теоретическая система знаний, в рамках которой производится истолкование фактов. А теоретической системе знаний свойственна потребность в более широких обобщениях. Философия в условиях “отпочкования” конкретных наук сосредоточила свое внимание на выработке общего и всеобщего знания, которое и составило, по сути, ее особый предмет. Даже в метафизическом варианте данный вид знания выступал в качестве продуктивной основы разрешения вопросов, выходящих за пределы частных дисциплин, основы переноса опыта и способов познания с одной дисциплины на другую. Особенно это касалось исследования комплексных проблем.

Однако XX век, продемонстрировавший великие достижения конкретного научного знания и его технического применения, отличался пересмотром своих отношений с философией. В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания. Совершилась следующая научная революция. А. Пуанкаре отмечает, что “физика принципов” вошла в новый кризис. Все принципы, которые считались основными и неколебимо устойчивыми, ибо подтверждены опытом, — “принцип Лавуазье”, “принцип Ньютона” , “принцип Майера” — теперь подвергаются сомнению. И все это сотворил революционер “радий”.17

Каскад открытий конца XIX — начала XX века (электромагнитные волны — Г. Герц; радиоактивность — А. Беккерель; электрон — Дж. Томсон; световое давление — П. Н. Лебедев; идея кванта — М. Планк; теория относительности — А. Эйнштейн; квантовая модель атома Э. Резерфорда — Н. Бора) полностью разрушил ньютоновскую космологию и обнаружил актуальную потребность в формировании принципов новой философской и научной картин мира. В

решении данного вопроса ученые разделились на несколько течений. Одни решили обойтись без традиционных философских вопросов, стали заниматься “чисткой” языка науки, удаляя из него остатки метафизических обобщений. Другие устремились в иррационализм. Третьи — в новые религиозные направления.

Но дальнейшее развитие самой науки, процессы ее интеграции, комплексный характер проблем обусловливают выработку новых концепций ее связи с философией. Как бы ни старались представители конкретного знания выработать на собственной основе принципы, охватывающие все научное познание, включая социальные и гуманитарные науки, — это остается достаточно проблематичным.

Между тем философия как вид знания ориентируется на науку, опирается на ее достижения, использует опыт, вырабатывает свои методы и нормы познания, воздействующие, в свою очередь, на развитие науки. Философское знание имеет своим предметом предельно обобщенную сферу бытия. Ее условные границы определяются в зависимости от решения основного вопроса философии. История философии показывает, что научная философия больше связана с материализмом, а материализм — с естествознанием. На протяжении 2 тыс. с лишним лет философская картина мира, по сути, строилась с опорой на факты и законы физики, которые, с одной стороны, обобщались философией и приводились в систему, а с другой — выступали следствием, подтверждающим философские обобщения.

Открытия XX в. стимулировали развитие философской и научной методологии. Крушение старой метафизики как философского учения о бытии обозначало крушение и метафизического метода. Диалектизация естествознания, характерная для XIX в., осуществлялась стихийно, но в XX проявилась потребность в сознательном овладении этим методом. Однако до сих пор позитивистски ориентированные ученые продолжают развивать идеи о ненаучности философии, утверждают, что у нее нет соответствующих познавательных возможностей.

Одно из оснований недоверия к познавательным возможностям философии состоит в том, что она обслуживает со-

циальные и гуманитарные дисциплины, которые принципиально не могут соответствовать образцам научности, разработанным в области естествознания. Такому мнению есть некоторое оправдание. Социально-гуманитарное познание действительно не может соответствовать образцам естествознания, ибо у него иной предмет и способы исследования. Ему противопоказано использование эксперимента (во всяком случае, в полной мере). В предмет данного типа знания входит частный интерес (индивидуальный, групповой, классовый), что не способствует достижению истины в случае ее противодействия данному интересу. Стратегию развития социально-гуманитарного знания часто определяют случайные относительно науки люди. Есть и другие причины недоверия представителей естествознания к философии.

Функциональный кризис современной теоретической науки до сих пор связывается с философией как метафизикой бытия, которая исторически выступила как бы помехой в развитии науки. Что касается диалектики, то она в большей степени применялась как раз в области социальных наук, а это не способствовало возрастанию к ней доверия. Кроме того, материалистическая диалектика — молодая наука, сохраняет еще в себе достаточную долю абстрактности (ненаполненности конкретным научным и бытийным содержанием) и требует дальнейшего развития совместносовсем комплексом научного познания.

Тем не менее философия, развиваясь вместе с наукой и благодаря своей специфике, способна осуществлять познавательные функции, без которых конкретная наука вообще не может полноценно развиваться. Наряду с методами, используемыми как в науке, так и философии, последняя отличается универсальным характером видения мира и отношения к нему. Опираясь на принципы наиболее общего порядка, используя свой исторический опыт взаимосвязисовсем комплексом научного знания, она способствует выработке гипотез высокого теоретического уровня. В силу своей особенности, философская мысль разрабатывает принципы связи теории и практики; междисциплинарных связей; участвует в моделировании явлений в различных научных областях, определяя основу их сравнимости; актуализиру-

ет проблемы, которые могут заинтересовать науку в будущем. Философия совершенно необходима при толковании научных фактов и практических выводов, определении гуманитарных аспектов ценности научных изысканий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с.. Теория философии.. ГЛАВА I..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема научности философского знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги