рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Античная наука

Античная наука - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Античная Наука (С Vi В. До Н.э.) Функционирует В Рамках Натурфилософии. Наряд...

Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), исследовались частные явления и процессы действительности (описывались созвездия, свойства магнита, геометрические аксиомы, устанавливались значения числовых соотношений). Философы были учеными, ученые — философами (Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель). Известно требование к желающим поступать в платоновскую Академию: “Не знающий геометрии да не войдет, ибо ему не за что зацепиться для философии”.

С античности начинается формирование способов получения и обоснования тех или иных принципиальных философских утверждений (например, школа элеатов — Парменид, Зенон — доказывали путем рассуждения отсутствие движения в сущности мира). Сократ и Платон вырабатывали своеобразную технологию рассуждений, ведущую к подтверждению или отрицанию различного рода смысловых высказываний. Вопросно-ответное мышление, которым пользовался Сократ, и знаменитые диалоги Платона, в которых Сократ играет ведущую роль, свидетельствуют о рождении логики как необходимого способа познания. Правда, она, еще не была формализована, но уже отвечала критериям научности.

Объективной причиной появления логики является “необходимость фиксации наиболее общих свойств и отношений между предметами, явлениями, процессами реальности — свойств и отношений, например, такого рода: если некоторый (произвольный, любой) объект есть часть какого-то другого объекта, а этот последний, в свою очередь, есть часть какого-то третьего, то первый объект есть часть третьего объекта; ни один предмет не может одновременно обладать таким-то свойством (признаком) и вместе с тем не обладать им”.9 Математический язык был еще не развит настолько, чтобы пользоваться им для доказательства философских истин. Естественный язык, в силу его заинтересованности, эмоциональности, многозначности, также не подходил для науч-

ных обобщений. И был найден выход. Великие умы античности в естественном языке “отыскали такую часть, бесстрастную и однозначно действующую, которая была пригодна для их целей, — логику. Эта часть мышления и языка, — или, прибегая к эллинскому понятию, логос, как воплощение их единства — хотя она и не была формализована, то есть представлена с помощью какой-либо символики, тем не менее была достаточно надежна, ибо состояла из правил: схем форм рассуждений, фактически всегда присутствующих в языково-мыслительной сфере (отсюда прилагательное “формальная” в термине “формальная логика”)”.10

Научной программе Платона, кроме блестящей демонстрации значения и разработки форм рассуждения, свойственно открытие гносеологически содержательной процедуры идеализации. Его философское мировоззрение, согласно которому сущностью мира является объективная, иерархически организованная пирамида идей, позволяет взглянуть на эту сущность как на абстрагированный связный мир теории.

Аристотель выступает систематизатором научных знаний (математики, физики, астрономии, биологии). Это стало возможным благодаря тому, что была создана пропедевтическая теория логики, явившаяся основанием классификации наук. В отличие от предшествующих философов, он отделил логические принципы и схемы рассуждений от их содержания. Выделив именно форму, он разрабатывает схему дедуктивного вывода, механизм дедукции, создает систему силлогизмов, в которой представлены все правильные силлогистические умозаключения. На основе этой системы действует дедуктивно-аксиоматический метод, позволяющий организовать всю совокупность философского и научного знания.

Философия, так же как и все науки, делится на теоретическую, разрабатывающую знание ради знания; практическую, обслуживающую деятельность, и пойетическую (творческую). Приоритеты отданы теоретическому, умозрительному знанию, а среди всех наук — теоретической философии. “Знать” для Аристотеля означает “знать первые причины”. “Всякое научное знание есть знание об общем”. То есть в основу научного познания следует положить знание универсалий (общих понятий), к которым прежде всего относятся четыре первые причины. Это формальная причина, обозначающая сущность вещи, материальная, указывающая на субстрат, движущая, выражающая творящее начало, и целевая. Универсалии создают возможность структурирования слитных и целостных впечатлений чувственности, изучения объекта поэлементно логическим путем или при помощи дедуктивного метода.

На основе этого метода Аристотелем была создана система наук. Так, “физическая философия”, или “наука о природе”, последовательно включает в себя абстрактные “принципы природы” и теорию движения; космологию и теорию элементов; метеорологию; психический трактат и биологические работы. Как видим, организация научного знания развертывается от теоретических принципов к частнонаучным дисциплинам. Кроме учения о причинах, в качестве абстрактных “принципов природы” выступают определение времени, случайности и необходимости, границы вещей, обоснование неиссякаемости творящей природы, бесконечности — все эти понятия составляют “начало” систематизации наук.

Вместе с тем даны определения предмета отдельных дисциплин. Предмет математики, например, это существенные свойства вещей, абстрагированные умом. Они неотделимы от вещей и неподвижны. Физика изучает природу рожденную. Ее предмет подвижен. Она исследует то, из чего рождается вещь; то, от чего движется, то есть материю, сущность, форму. Сущность вещей, имеющих начала движения в самих себе, отделяет естественное (содержащее внутренний источник) и искусственное (что создает человек). Биология исследует живые объекты. Аристотель дал определение жизни, выступил с концепцией ее самозарождения. Хотя биологический объект и неприятен для изучения, ибо связан с процессами разложения природы, но важен и целесообразен. Следует подчеркнуть, что в данных работах философ использует индуктивный метод, лежащий в основе эмпирического естествознания. Он изучает способность жизни к самообеспечению, независимому росту и распаду. Аристотелем было описано пятьсот видов живых организмов, создана их классификация. Все это явилось результатом тщательных наблюдений и впоследствии было высоко оценено Ч. Дарвином.

Таким образом, великий систематизатор античности создал науку о научности мышления. Он сделал мышление главным объектом исследования. Показал философские основания такой науки, теоретическое и методологическое значение главных универсалий. Предопределил общую структуру научного знания и деятельности по его получению. Аристотелевская концепция логики, особенно разработка дедуктивного метода, оказала большое влияние на древнегреческую математику, и прежде всего на труд Евклида.

Особенно интенсивно развивается наука в период эллинизма (III-II вв. до н.э.). Для него характерно начало отделения науки от философии. Центр науки и культуры переместился из Афин (V-III вв. до н.э.) в Александрию. Для Александрии III-II вв. характерны попытки осуществления государственной организации и

финансирования науки. Известны богатейшая библиотека, музей (Мусейон) и школа, действовавшие в Александрии. Для этого времени характерны открытия в области математики, механики (статики) твердых и жидких тел. Имена ученых, сделавших эти открытия, столь знамениты, что вошли в учебники новейшего времени. Это Евклид, создавший систему элементарной геометрии, которая отличается логической строгостью и безукоризненностью и до сих пор может служить образцом научности; Архимед, решавший задачи по вычислению объемов и площадей, положивший начало гидростатике; Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей (особенно значима его “Математическая система”), представляющие цвет астрономической науки и определившиеееразвитие на ближайшее тысячелетие.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с.. Теория философии.. ГЛАВА I..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Античная наука

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги