Античная наука

Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), исследовались частные явления и процессы действительности (описывались созвездия, свойства магнита, геометрические аксиомы, устанавливались значения числовых соотношений). Философы были учеными, ученые — философами (Фалес, Пифагор, Демокрит, Аристотель). Известно требование к желающим поступать в платоновскую Академию: “Не знающий геометрии да не войдет, ибо ему не за что зацепиться для философии”.

С античности начинается формирование способов получения и обоснования тех или иных принципиальных философских утверждений (например, школа элеатов — Парменид, Зенон — доказывали путем рассуждения отсутствие движения в сущности мира). Сократ и Платон вырабатывали своеобразную технологию рассуждений, ведущую к подтверждению или отрицанию различного рода смысловых высказываний. Вопросно-ответное мышление, которым пользовался Сократ, и знаменитые диалоги Платона, в которых Сократ играет ведущую роль, свидетельствуют о рождении логики как необходимого способа познания. Правда, она, еще не была формализована, но уже отвечала критериям научности.

Объективной причиной появления логики является “необходимость фиксации наиболее общих свойств и отношений между предметами, явлениями, процессами реальности — свойств и отношений, например, такого рода: если некоторый (произвольный, любой) объект есть часть какого-то другого объекта, а этот последний, в свою очередь, есть часть какого-то третьего, то первый объект есть часть третьего объекта; ни один предмет не может одновременно обладать таким-то свойством (признаком) и вместе с тем не обладать им”.9 Математический язык был еще не развит настолько, чтобы пользоваться им для доказательства философских истин. Естественный язык, в силу его заинтересованности, эмоциональности, многозначности, также не подходил для науч-

ных обобщений. И был найден выход. Великие умы античности в естественном языке “отыскали такую часть, бесстрастную и однозначно действующую, которая была пригодна для их целей, — логику. Эта часть мышления и языка, — или, прибегая к эллинскому понятию, логос, как воплощение их единства — хотя она и не была формализована, то есть представлена с помощью какой-либо символики, тем не менее была достаточно надежна, ибо состояла из правил: схем форм рассуждений, фактически всегда присутствующих в языково-мыслительной сфере (отсюда прилагательное “формальная” в термине “формальная логика”)”.10

Научной программе Платона, кроме блестящей демонстрации значения и разработки форм рассуждения, свойственно открытие гносеологически содержательной процедуры идеализации. Его философское мировоззрение, согласно которому сущностью мира является объективная, иерархически организованная пирамида идей, позволяет взглянуть на эту сущность как на абстрагированный связный мир теории.

Аристотель выступает систематизатором научных знаний (математики, физики, астрономии, биологии). Это стало возможным благодаря тому, что была создана пропедевтическая теория логики, явившаяся основанием классификации наук. В отличие от предшествующих философов, он отделил логические принципы и схемы рассуждений от их содержания. Выделив именно форму, он разрабатывает схему дедуктивного вывода, механизм дедукции, создает систему силлогизмов, в которой представлены все правильные силлогистические умозаключения. На основе этой системы действует дедуктивно-аксиоматический метод, позволяющий организовать всю совокупность философского и научного знания.

Философия, так же как и все науки, делится на теоретическую, разрабатывающую знание ради знания; практическую, обслуживающую деятельность, и пойетическую (творческую). Приоритеты отданы теоретическому, умозрительному знанию, а среди всех наук — теоретической философии. “Знать” для Аристотеля означает “знать первые причины”. “Всякое научное знание есть знание об общем”. То есть в основу научного познания следует положить знание универсалий (общих понятий), к которым прежде всего относятся четыре первые причины. Это формальная причина, обозначающая сущность вещи, материальная, указывающая на субстрат, движущая, выражающая творящее начало, и целевая. Универсалии создают возможность структурирования слитных и целостных впечатлений чувственности, изучения объекта поэлементно логическим путем или при помощи дедуктивного метода.

На основе этого метода Аристотелем была создана система наук. Так, “физическая философия”, или “наука о природе”, последовательно включает в себя абстрактные “принципы природы” и теорию движения; космологию и теорию элементов; метеорологию; психический трактат и биологические работы. Как видим, организация научного знания развертывается от теоретических принципов к частнонаучным дисциплинам. Кроме учения о причинах, в качестве абстрактных “принципов природы” выступают определение времени, случайности и необходимости, границы вещей, обоснование неиссякаемости творящей природы, бесконечности — все эти понятия составляют “начало” систематизации наук.

Вместе с тем даны определения предмета отдельных дисциплин. Предмет математики, например, это существенные свойства вещей, абстрагированные умом. Они неотделимы от вещей и неподвижны. Физика изучает природу рожденную. Ее предмет подвижен. Она исследует то, из чего рождается вещь; то, от чего движется, то есть материю, сущность, форму. Сущность вещей, имеющих начала движения в самих себе, отделяет естественное (содержащее внутренний источник) и искусственное (что создает человек). Биология исследует живые объекты. Аристотель дал определение жизни, выступил с концепцией ее самозарождения. Хотя биологический объект и неприятен для изучения, ибо связан с процессами разложения природы, но важен и целесообразен. Следует подчеркнуть, что в данных работах философ использует индуктивный метод, лежащий в основе эмпирического естествознания. Он изучает способность жизни к самообеспечению, независимому росту и распаду. Аристотелем было описано пятьсот видов живых организмов, создана их классификация. Все это явилось результатом тщательных наблюдений и впоследствии было высоко оценено Ч. Дарвином.

Таким образом, великий систематизатор античности создал науку о научности мышления. Он сделал мышление главным объектом исследования. Показал философские основания такой науки, теоретическое и методологическое значение главных универсалий. Предопределил общую структуру научного знания и деятельности по его получению. Аристотелевская концепция логики, особенно разработка дедуктивного метода, оказала большое влияние на древнегреческую математику, и прежде всего на труд Евклида.

Особенно интенсивно развивается наука в период эллинизма (III-II вв. до н.э.). Для него характерно начало отделения науки от философии. Центр науки и культуры переместился из Афин (V-III вв. до н.э.) в Александрию. Для Александрии III-II вв. характерны попытки осуществления государственной организации и

финансирования науки. Известны богатейшая библиотека, музей (Мусейон) и школа, действовавшие в Александрии. Для этого времени характерны открытия в области математики, механики (статики) твердых и жидких тел. Имена ученых, сделавших эти открытия, столь знамениты, что вошли в учебники новейшего времени. Это Евклид, создавший систему элементарной геометрии, которая отличается логической строгостью и безукоризненностью и до сих пор может служить образцом научности; Архимед, решавший задачи по вычислению объемов и площадей, положивший начало гидростатике; Эратосфен, Аристарх Самосский, Гиппарх, Птолемей (особенно значима его “Математическая система”), представляющие цвет астрономической науки и определившиеееразвитие на ближайшее тысячелетие.