Диалектизация естествознания

В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали общий физический закон сохранения количества вещества в химических реакциях. Закон свидетельствует о субстратном, единстве мира. Далее объем и содержание этого закона изменились. Ю. Майер, Дж. Джоуль и Э. X. Ленц интерпретировали его как закон сохранения и превращения энергии. Это позволяет рассматривать отдельные движения как формы движения вообще, что доказывает динамическое единство мира и создает основу для осознания его эволюции.

Если в начале XIX в. электричество и магнетизм рассматривались как самостоятельные области, то в конце столетия М. Фарадей и Дж. Максвелл не только открыли явление электромагнетизма (ввели понятие электромагнитного поля), но и раскрыли электромагнитную природу света. М. Шлейден и Т. Шванн открыли клеточное строение растений и живых организмов, показав тем самым связь, единство органического мира. В естествознание стала входить идея саморазвития. Начало этому процессу положила работа И. Канта “Всеобщая естественная история и теория неба”. Подзаголовок этой работы гласил: “Опыт об устройстве и механическом происхождении мироздания на основании ньютоновских законов”. Параллельно Канту французский математик и астроном П. Лаплас выпускает свое “Изложение системы мира”. Таким образом, на основании и при помощи законов механики была создана космогоническая гипотеза, которая стала называться гипотезой Канта-Лапласа. В ней важно то, что неживая природа рассматривалась в генезисе, в становлении.

Идея эволюции проникала и в другие научные дисциплины. Так, она получила свое подтверждение в работе Ч. Дарвина “Происхождение видов в результате естественного отбора”. Развитие рассматривается Дарвином как условие существования вида, способ его бытия. Была создана теория естественного отбора, накопления качеств, полезных для организма в его борьбе за существование. Движущим фактором эволюции, по Дарвину, является межвидовая и внутривидовая борьба.

В XIX в. накапливаются факты, проявляются тенденции, которые невозможно интерпретировать в рамках механистической картины мира. В середине столетия возникла принципиально новая методология, способная выступить на уровне науки своего времени, — материалистическая диалектика. Суть ее выражена в следующем высказывании Ф. Энгельса. На всем протяжении истории философии “философов толкала вперед... не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности”.24 Материалистическая диалектика позволила выразить исторический философский и научный процесс во всей его сложности, осуществляющийся через борьбу идей, учений, течений, направлений, что, в свою очередь, воспроизводит динамику всех сфер общественной жизни, их взаимосвязь и развитие.

Философия в лице ее выдающихся представителей на полвека раньше собственно ученых указала на тенденцию диалектизации науки. В известных трудах Ф. Энгельса (“Диалектика природы”, “Анти-Дюринг”), К. Маркса(“Ка-питал” )'была дана всесторонняя оценка идей и законов естествознания с точки зрения диалектического материализма. Однако факт установления диалектизации естествознания не означает еще факта ее осознания учеными.