рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Понятие “Природа” В Первой Части Книги Слово “Приро...

Понятие “природа”

В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”, “мир”, бытие”, “сущность” и т.д. Поскольку философия чаще оперирует парами категорий, “природа” противопоставлялась “сознанию”, “человеку”, “иной природе”, “Духу”. Распространенность и популярность слова природа свидетельствует о его устойчивой жизни в повседневности, но интересен факт, что оно почти во всех своих контекстах несет на себе оттенок философского смысла. Толковый словарь русского языка (под. ред. Д. Н. Ушакова) перечисляет множество Значений слова “природа”, большинство из которых прямо или косвенно соотносится с философским содержанием:

“I. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека”50.

Это первое значение, призванное обозначить функцию естественного условия существования человека и человечества. В социальной философии эта функция была бы выражена терминами “географическая среда” и “народонаселение” — естественные предпосылки, необходимые для

жизни сообщества людей. В общей философской теории она представлена по-другому: это все, что существует вне и независимо от деятельности человека; все, что объективно и естественно. Когда мы рассматриваем природу как объективную реальность, существующую вне и независимо” от человека, то подчеркиваем ее субстанциональный характер, идентичный материи. Здесь фиксируется взаимосвязь неравных противоположностей. Одна из них (природа) — первичная и определяющая; другая (человек) — вторичная и ведомая.

Когда мы добавляем к объективности характеристику “естественность”, тип взаимодействия меняется: акцентируется бытие человека в мире, его естественная жизнь в Природе. Здесь противопоставляется одно качество природы другому, первая природа — второй: природа и культура, естественное и искусственное. Человек связан с природными условиями своего бытия, он овладевает силами природы, “строит свою жизнь в борьбе с природой”, подражает природе.

Среди приведенных в словаре есть пример, в котором слово “природа” обозначает “закон природы”. Когда читаем у Пушкина: “Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море”, —это воспринимается как естественная необходимость. В словах Крылова “Куда на выдумки природа торовата” мы видим, что природа есть неисчерпаемый источник многообразия и чудес. А пришвинское “Меня с малолетства манила неведанная природа” наводит на мысль о бескрайности и бесконечности природы как предмета познания, ее удивительной способности притягивать, стимулировать творческие силы человека, будоражить их своими тайнами. Поэты и вообще творческие люди ближе других соприкасаются с этими тайнами и высоко оценивают возможности природы рождать великое. Вспомним стихотворение Н. Некрасова “Памяти Добролюбова”:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни...

Первое значение слова “природа” — это объективная реальность, характеризующаяся законосообразностью, необходимостью, бесконечностью, обладающая источником разнообразия и новизны. Она выступает в форме всеобщего и особенного, проявляется в единичном. Существует независимо от человека и составляет условие его бытия, его познания и вдохновения.

Второе значение этого слова представлено в словаре Ушакова следующим образом: “ 2. Сущность, основное свойство чего-нибудь... Природа общественных отношений. Природа человеческого знания. Природа растений” ,51 Это значение относится к отдельным вещам, но в них конкретизируются атрибутивные свойства природы, которые выступают как объект теоретического познания (“О природе вещей” Лукреция Кара, “простые природы” Декарта — название для мельчайших частиц вроде атомов — термины, хорошо известные специалистам). И далее примеры: гони природу в дверь, она войдет в окно. Даже тогда, когда слово “природа” употребляется в метафорическом значении, в нем просматривается философский смысл. Что значит: гони природу в дверь, она войдет в окно? Это значит, что человека характеризует какое-то свойство, которое имеет статус сущностной силы, которое укоренено в человеке, не дает себя преодолеть. Не о том ли говорит Фейербах, описывая сущностные силы человека, такие, как ум, воля, любовь? Природа свое возьмет — означает то, что сущностными силами трудно управлять, ибо в них действует какой-то закон природы.

Третье значение слова “природа” связывается с происхождением кого-либо или чего-либо, а стало быть, с развитием и завершением, с конечностью. Согласно данному значению нечто является таковым с самого начала своего существования и существует в природе согласно ее естественным законам. Отсюда отдать дань природе — значит поступать сообразно своим свойствам, соответствующим естественным законам; отдать долг природе С например, последний долг) — значит, родившись и прожив достойную жизнь, достойно умереть. Своим происхождением человек обязан природе, она наградила его различными уникальны-

ми свойствами и способностями. Долг за подаренную жизнь требует больших усилий по развитию этих естественных способностей, их использованию, реализации. Это развитие, хотя и совершается при напряженном участии самого человека, действует согласно необходимости. Человек, нарушающий данное объективное требование, не выполняет своего долга перед природой, из-за чего несет на себе печать несостоятельности, однобокости или деградации.

Толковый словарь охватил практически все значения природы и как слова, и как философского понятия. С точки зрения философии природа выступает как термин, обозначающий: 1) объективную реальность, то есть стоит в одном ряду с понятиями материи. Вселенной, универсума и соответственно обладает их основными свойствами; 2) всеобщий объект познания, причем научного познания, поскольку речь идет о необходимости, сущности вещей, являющихся непосредственными предметами эпистемологии; 3) всеобщую ценность, которая также имеет статус необходимости.

Первое значение, идентичное субстанциональным понятиям, получило достаточное освещение в первых разделах учебника, в частности — в онтологии. Второе значение также рассматривалось в разделах, посвященных человеку, его сознанию и познанию. Однако важной и пока не освещенной представляется проблема отношения теоретического человека к природе, теоретического (научного) осмысления их взаимодействия, включающего основные противоречия, которые и обусловливают соответствующие проблемы. Выше они приводились. К ним относится, например, соотношение первой природы и второй, т.е. естественной природы, и культуры, как природы, произведенной человеком. Данные аспекты изучаются различными науками, а именно естественными и гуманитарными.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги