Бытие и его альтернатива

Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небытие, или нич-

то. Если бытие характеризует качественную наполненность мира, включает в себя все существующее без исключения, то ничто обозначает полное отсутствие чего-либо. “НИЧТО, онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей либо бытия вообще. Противоположна таким категориям, как нечто, сущее, бытие”.29

Значение данной категории в истории философии было различным и зависело от системы взглядов того или иного философа, но она всегда возникала и употреблялась как понятие соотносительное бытию. Впервые она появилась в философии Демокрита, где соотношение бытия и ничто приняло форму атомы — пустота. Но в учении великого материалиста Древней Греции “ничто” не выступает только в своем абстрактном отрицательном значении. Его “соотносительное” значение выражается в том, что оно несет на себе смысл условия существования атрибутов “бытия” — движущегося множества, образующего субстанцию мира и, кстати, определяющего качественное разнообразие видимого мира. По Демокриту, пустота не материальна, нереальна.

Аристотель употреблял не понятие “ничто”, а понятие “небытие”. Онтологически небытие толковалось как сущее в возможности. Применительно к толкованию мира в целом чистой возможностью являлась материя, которая не обладает способностью быть активной, то есть небытие тождественно материи. Материя здесь выступает условием несущего, причем таким условием, которое потенциально содержит в себе разнообразное множество вещей. Она обладает внутренней дифференцированностью и способностью принимать на себя ту или иную форму. Если иметь в виду, что из несуществующего (небытия) в смысле возможности возникает сущее, “то все же не из какого угодно, а одно из одного, другое — из другого. И недостаточно сказать, что “все вещи вместе”, ибо они различаются по материи, иначе почему возникло их бесчисленное множество, а не одна вещь?”. То есть рассуждения о небытии относятся как к материи, охватывающей все существующее в возможности в целом, так и к отдельным потенциально существующим вещам. Стало быть, мы имеем дело с многокачественной

материей, ибо бытие отдельных вещей зависит от разных свойств, разных видов материального мира. И как сама материя, так и любое ее возможное качество обладают и бытием (при наличии формы), так и небытием (если форма отсутствует), то есть отсутствует активность, движение, творчество.

Важно, что Аристотель определяет небытие не только через полное отрицание чего-либо или всего положительного. Он определяет его как возможность, которая при определенных условиях может превратиться в действительность. Это обстоятельство особенно касается человека. Человек ставит цели, имеет мотивы, может приложить усилия для реализации своих возможностей. Мир возможностей характеризует его нереализованный духовный потенциал, указывает на отсутствие тех или иных качеств бытия либо условий для бытия вообще.

Этот диалектический момент особенно выражен в логике Г. Гегеля. Гегель различает чистое ничто и определенное ничто. “Чистое ничто”, так же как “чистое бытие”, квалифицируются им как пустые абстракции и необходимы для начала диалектического рассуждения, раскрывающего процесс становления и развития. “Определенное ничто”, по Гегелю, — содержательное понятие и означает “ничто некоторого определенного нечто”.30

Данное положение хорошо иллюстрирует Ф. Энгельс, рассматривая положительное значение мыслительных операций с нулем, главным пунктом и стержнем таких операций. “Нулевая точка термометра, — пишет он, — это вполне определенная нижняя граница температурного отрезка, разделяемого на произвольное число градусов и служащего благодаря этому мерой температур как внутри самого себя, так и более высоких или более низких температур. Таким образом, и здесь нулевая точка является весьма существенной точкой. И даже абсолютный нуль термометра представляет отнюдь не чистое абстрактное отрицание, а очень определенное состояние материи — именно ту границу, у которой исчезает последний след самостоятельного движения молекул и материя действует только как масса”.31 Таким образом, категория “определенное ничто” выражает целый

ряд положительных свойств явлений и процессов действительности. Во-первых, это отношение, вернее, даже центр отношений, к которому “стягивается” множество взаимодействий данного качества, чем определяется направление развития. Во-вторых, это мера изменений, предел, у которого прекращается самостоятельность движения “определенного нечто”. В-третьих, это процесс вхождения “определенного нечто” в “определенное ничто”, но так, что “бытие остается у себя”, то есть сохраняется в совокупном движении к новому целому. Данный процесс длительное время может быть не вполне определенным, но именно он приводит к новому бытию и означает становление.

Термины “ничто” и “небытие” по существу идентичны. Правда, в зависимости от контекста различаются иногда более или менее трагичными оттенками. Применительно к человеку, например, они означают утрату им собственного основания, почвы, утрату жизненной смысловой доминанты или жизни как таковой. Не случайно они часто используются в современной антропологической философии.

Выше на материале экзистенциализма мы рассматривали вопрос о соотношении сущности и существования. Решение этого вопроса прямо связано с проблемой бытия и ничто. Бытие и ничто — это понятия, выражающие суть экзистенциального сознания. Они развернуты на человека, соотнесены именно с ним. Бытие представляет лишь момент жизни человека в бездне ничто. Ничто здесь — объективный мир, громадный, бесконечный и враждебный человеку; настоящий монстр, угрожающий бытию, разрушающий его, наполняющий жизнь ужасом небытия. “Ничто” для человеческого сознания означает временность существования, неотвратимость конца, гибель исключительного и уникального внутреннего мира, который обретен им в краткий период жизни. Однако ничто в экзистенциализме не означает простого утверждения о том, что человеческая жизнь заканчивается смертью. Ничто выполняет функцию пограничной ситуации, которая стимулирует сознание человеком своей сущности.

Сущность бытия, или, по Хайдеггеру,подлинное, собственное бытие, характеризуется осознаниемчеловека сво-

ей уникальности, установлением самоидентичности. Неподлинному бытию свойственны повседневные заботы, нацеленность на вещественный мир. Все люди отчуждены друг от друга, перестают быть самими собой, усредняются, их существование становится внешним, конформистским. “Мы наслаждаемся и веселимся, как люди веселятся; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как люди смотрят и судят; но мы и отшатываемся от “толпы”, как люди отшатываются; мы находим “возмутительным”, что люди находят возмутительным”, — читаем в “Бытии и времени”.32

Внешнее, социальное поведение не способствует осознанию человеком своей “подлинной сущности”. Последнее возможно только в пограничных ситуациях, когда у порога стоит ничто. Ощущение его, осознание конечности бытия проявляет его сущность, указывает на то, что есть “собственное” бытие. Различение М. Хайдеггером “собственного” человеческого бытия и “несобственного” хорошо описано Г. Гадамером. Согласно этому описанию, “собственно человеческое бытие, принципиально отличаясь от несобственного “поддержания жизни”, от “публичности”, от man, от “болтовни”, от “любопытства” и от всех прочих форм впадения в социум и исходящей из него нивелирующей силы, выступает в пограничных ситуациях, в движении к смерти — словом, выступает как человеческая конечность... Конечность значит временность, а “сущность” человеческого бытия в его историчности, — таковы знаменитые положения, на которые он опирался, ставя свой вопрос о бытии”.33

Изучение вопроса о бытии и небытии показывает, что эта проблема имеет многосторонний и противоречивый характер. История языка категорий, которые использовались для его описания, свидетельствует о том, что следует различать бытие целого и частей. Бытие как целое есть реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна. Бытие отдельных вещей — временно и конечно. Вещи возникают, существуют и гибнут. Бытие отдельных вещей, включая человека, и их связь с бытием как целым — особая проблема. Она не менее значима, но иная и предполагает специ-

альное рассмотрение. Но бытие как целостность — проблема не менее сложная и требует обоснования.

Исходный факт состоит в том, что существует бесконечное множество качественно и количественно отличающихся вещей. Они представляют собой такую безграничную совокупность, характеристикой которой может служить только термин “всеобщее” и в которой усматривается лишь одно основание — способность быть, составлять реальность. Бытие здесь и есть существование, реальность.

Но есть совокупности, выступающие в качестве частей данной всеобщности, которые имеют особенные основания и обладают особенными свойствами. Мир вещей и мир людей, одаренных сознанием. Мир естественных вещей природы и мир материальной культуры. Есть общественное бытие и бытие духовной культуры.

Наконец, существует индивидуальное бытие человека и индивидуальный мир его идеального. Бытие отдельного человека — сложнейшая проблема, которая решается с учетом и на основе как особенного, так и всеобщего, ибо единичное, индивидуальное, неповторимое является уникальным продуктом творчества природы, соединяющим в себе великое множество взаимодействующих сторон, черт и процессов.

Философское толкование категории бытия предполагает поиск более глубокой основы его форм и частей, нежели факт существования. Поиском такой основы философия занимается целые тысячелетия. Такой основой является субстанция (латинское слово, означающее сущность, нечто лежащее в основе^. Это философское понятие, обозначающее “то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменения вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальный — лежащий в основе, относящийся к субстанции, существенный, материальный”.34