рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материя

Материя - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Субстанция Предполагает Взгляд На Бытие В Аспекте Единства Многообразия Всех ...

Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В такой картине многообразие предстает в форме единства, а единство раскрывает наиболее существенные связи многообразной действительности.

Категория субстанции в разных философских системах понимается по-разному: и как материальное начало, и как идеальное, как объективное идеальное и как субъективное. Решение основного вопроса философии в пользу первичности материального начала создает теоретические предпосылки мышления “единства мира”, в котором сознание рассматривается как особое состояние материи. Идея первичности конкретизируется в принципе монизма, который воспроизводит интегральные связи и тенденции реального мира и выступает всеобщим способом организации философского знания.

Принцип монизма имеет глубокие корни в истории идей и практического опыта человечества. По всей очевидности, он восходит к потребности обоснования единых норм древнего общежития, к космогоническим и антропогоническим мифам, стремившимся представить мир как единое целое. На уровне философского осмысления отношений человека к миру он принял форму синтетического суждения, включающего три идеи: первичности, связи и развития. Этот принцип является итогом предельного обобщения всего предшествующего знания, содержит в себе логику его развития, субординацию, благодаря чему обладает прогнозирующей силой. Логическая реализация принципа монизма раскрывает единую природу вещей и природу их разнообразия, поскольку она определяется не отдельным эмпирическим бытием, а способом его связи со всеобщим. Монистический взгляд на природу закладывает глубокие, соответствующие науке предпосылки единой философской картины мира, в которой происходит объективация человека не в том смысле, что он лишается своей свободы и самостоя-

тельности, а в том, что он определяет свою самостоятельность содержательно, в контексте всеобщих законов, в аспекте происхождения и развития.

Философская картина мира воспроизводит наиболее существенные, фундаментальные связи природы. Она строится на основе и с помощью идеи первичности материального начала и в соответствии с фактами науки. Ни логика, ни фрагменты научных знаний сами по себе не могут составить философской картины и не могут служить критерием ее соответствия реальности. Они сохраняют истинность только в системе воззрений, которая содержит в себе истинный центральный тезис. Исходный тезис философской системы указывает на массовидный факт действительности и в силу этого доступен наивному взгляду. Однако увидеть в данном факте свойство сущности, определяющее характер мировоззрения, выделить его из бесконечного множества других, выдвинуть в качестве теоретического постулата возможно только при адекватном использовании всего предшествующего опыта познания. Поэтому решение основного вопроса есть и тезис, и процесс его обоснования, полнота и последовательность которого зависят от уровня науки, ее методов, обладающих относительной самостоятельностью от позиции мыслителя.

Исторически первой формой мышления “единства мира”, которая строилась по принципу реализма, с использованием элементов научного знания и наблюдения в качестве основного метода изучения действительности, явилась натурфилософия древности. При таком взгляде история философии прослеживается как традиция материализма, основным понятием которого выступает материя, содержание которого в зависимости от изменения уровня науки и практики также претерпевало изменения.

Определение материи с самого начала формировалось как умозрительное представление. В античной Греции в атомистической концепции Левкиппа и Демокрита материя предстает как результат высокого абстрактного мышления — предел делимости материального вещества. Материя здесь толкуется как субстанция — основа и сущность бытия, которая обусловливает все многообразие мира, его ос-

новные формы и атрибуты. Атомы — неделимые далее кирпичики мироздания — взаимодействуют в пустоте, притягиваясь и отталкиваясь, “трясутся во все стороны”, — говорил Демокрит.

Эпикур, Лукреций Кар, М.В. Ломоносов, А. Лавуазье, И. Ньютон, П. Гольбах, продолжая линию Демокрита, имели то общее, что рассматривали материю как субстанцию, обладающую свойством делимости. Их научный язык включал понятия, выражающие данное свойство, — корпускулы, материальная точка, тело, простые природы. Когда в XVIII в. благодаря А. Лавуазье, М.В. Ломоносову, Дж. Дальтону была доказана реальность атомов, гипотетический характер концепции Демокрита приобрел черты настоящей научной теории. Физики понимали под материей вещество, а его мерой стала выступать масса. Ньютон прямо утверждает: “Количество материи (масса) есть мера таковой”.35 При помощи данных понятий были сформулированы принципиальные положения физической и химической науки, их основные законы. Законы инерции, ускорения, противодействия, всемирного тяготения были бы немыслимы без новой терминологии. Они буквально создали механику как рациональную науку, лидирующую среди всех научных дисциплин Нового времени. Открытие закона сохранения массы Ломоносовым и Лавуазье сыграло важную роль в становлении химии как науки, а также физической химии, основателем которой является Ломоносов. Вся совокупность научного знания, по сути, развивалась на основе представления о прерывном строении материи.

Подход к материи как субстанции был характерен для философии и науки практически до конца XIX в. Правда, еще в XVIII в. французский философ-энциклопедист П. Гольбах определяет материю через отношение к сознанию. Согласно Гольбаху, материя “есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”. Это представление материи как реальности всего многообразия мира, воздействующего на наши чувства, подчеркивает необходимость именно философского подхода к определению, т.е. через соотношение самых общих и в некотором смысле противоположных категорий. В дальнейшем определение Голь-

баха получило развитие. Это произошло в процессе философской интерпретации новых открытий естествознания, которые не могли быть истолкованы в рамках механистической картины мира.

Кризис механицизма начался во второй половине XIX в. Начало ему положила диалектизация естествознания, что означало утверждение универсальной взаимосвязи и эволюционного характера возникающих концепций. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка, клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна, закон сохранения и превращения энергии Ю. Майера и Дж. Джоуля, эволюционное учение Ч. Дарвина свидетельствовали о том, что в естествознание стихийно проникает диалектика. А. М. Бутлеров — автор теории химического строения органических соединений, Д. И. Менделеев — творец периодической системы элементов, И. М. Сеченов — создатель основ научной физиологии; М. Фарадей и Дж. К. Максвелл, в определенном смысле перевернувшие представление о материи своей теорией электромагнитного поля, — все они возвели естествознание на новый уровень осмысления действительности. Оно проявило необходимость систематизации знания, потребность изучения явлений и процессов, их глубинной природы и источников развития.

Глобальная научная революция конца XIX — первой половины XX в. началась в физике, захватив впоследствии другие области знания, и в конце концов существенно изменила философские основания науки. Первый этап новейшей революции обозначился каскадом величайших открытий, которые первоначально считались буквально парадоксальными, не вписывающимися в предшествующие системы и картины мира. Открытие электромагнитных волн Г. Герцем, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П. Н. Лебедевым, теория относительности А. Эйнштейна, создание планетарной модели атома Н. Бора - Э. Резерфорда, квантовая механика — каждое из них могло поставить под вопрос механистическую методологию и разрушить картезианско-ньютоновскую картину мироздания. Требовался радикальный пересмотр философии естествознания, что напрямую относится к понятиям, освещающим вопросы онтологии.

Физика и весь комплекс естествознания открыли множество новых свойств материального мира. Опора на главное из свойств, которое считалось существенным, выражающим субстанциональность бытия (вещественность и ее мера — масса), оказалась несостоятельной. Стала очевидной необходимость нового осмысления категории “материя”, с выдвижением собственно философской дефиниции. Это было реализовано В. И. Лениным, который определил материю через соотносительную категорию — сознание, но, в отличие от П. Гольбаха, подчеркнул, что главным свойством материи, которое имеет отношение к философии, является объективность. Материя, согласно этому, есть понятие, обозначающее объективную реальность, существующую вне и независимо от ощущений.

Указание на факт существования материи вне и независимо от ощущений не означает, что ощущения совсем не связаны с материей. Напротив, и онтологически, и гносеологически ощущения представляют собой специфическую форму связи сознания и материи. Однако признание первичности материи обусловливает поиск специфического характера этой связи, исходя из вторичности сознания. Гносеологический подход к данному соотношению не только не исключает, но предполагает субстанциальное исследование материи. В данном аспекте она обладает рядом всеобщих атрибутивных характеристик — неуничтожимость, универсальность, вечность, бесконечность, прерывность и непрерывность, изменчивость и устойчивость, системность, самоорганизация. Черты и характеристики материи также обладают свойством объективности, а их философское осмысление развивается содержательно в зависимости от науки и практики.

Структурность материи. Субстанциальный подход к исследованию материи существенно расширяет представление о содержании и формах ее существования. Данные частных наук, с одной стороны, конкретизируют общие идеи, доказывают их реальность, чем стимулируют дальнейшее “погружение” знания в действительность, с другой — порождают новые факты, требующие обобщения и рефлексии в отношении познавательного процесса.

В анализе субстанциальных свойств материи наука и философия плодотворно используют понятие “структура”. Структура (лат. — строение, расположение, порядок) есть совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.36 В современной науке данное понятие часто употребляется в смысле системы или организации, хотя здесь имеются некоторые различия в содержании и объеме. “Система” указывает на “все множество проявлений некоторого сложного объекта (его элементы, строение, связи, функции и т.д.); структура выражает лишь то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных преобразованиях системы; организация же включает в себя как структурные, так и динамические характеристики системы, обеспечивающие ее направленное функционирование”.37 Рассмотрение структурных аспектов материи, предполагает, таким образом, акцентирование общих, устойчивых, относительно неизменных свойств и характеристик объектов материального мира.

Понятие структуры относится как к единичным, сколь угодно малым объектам, так и к целым классам или всей объективной реальности. Сами объекты обладают качественной определенностью, спецификой, отделяющей их от других объектов (существует категория отдельного). Данное обстоятельство выражено в таком фундаментальном свойстве материи, как дискретность, прерывность, делимость. Но качественная определенность не означает абсолютной изоляции объектов, она обеспечивается всей совокупностью их свойств, объединенных внутренними и внешними связями. Наличие связей обусловливает существование более сложных целостностей, вплоть до единства материального мира как целого.

История философии и естествознания показывает, что начиная с классического периода античности поиск основы мироздания осуществлялся с акцентом на свойство прерывности материи. Как выше было сказано, идеи атомизма, сформулированные античными мыслителями Левкиппом и Демокритом, двадцать с лишним веков существовали практически в неизменном виде, если не считать, что естествознание Нового времени отмечено немаловажным фактом —

доказательством их реальности. В XIX в. Д. И. Менделеевым была обоснована единая природа атомов, и только в конце столетия с открытием Дж. Томсоном электрона (отрицательно заряженной частицы, которая входит в состав всех атомов) началось изучение его строения.

Томсон же предложил и первую модель атома (сгусток материи, обладающий положительным электрическим зарядом, нейтрализующим вкрапленные в него электроны). Другая модель атома (планетарная, или ядерная) разработана Э. Резерфордом. Здесь электроны движутся вокруг ядра, как планеты вокруг Солнца. Установлена мерность атома, ядра, соотношений элементов, раскрыты условия взаимопревращений химических веществ одного в другое. Затем была создана квантовая модель Н. Бора, согласно которой атомы могут иметь стационарное состояние, в котором не излучается энергия, и нестационарное, когда происходят переходы электрона с орбиты на орбиту с излучением или поглощением одного фотона (частицы поля). Дж. Франк и Г. Герц экспериментально подтвердили положения концепции Бора. Однако модель оказалась хороша только для описания атома водорода. Для описания сложных атомов потребовалась радикальная перестройка механики и электродинамики. Через десяток-другой лет были созданы физические теории — квантовая механика и квантовая электродинамика, анализировавшие строение и свойства элементов на новом уровне.

В XX в. было открыто огромное количество элементарных частиц, включая античастицы, имеющие заряды, противоположные частице (электрон — позитрон; протон — антипротон), или дробные заряды (кварки). В современной физике этот термин употребляется для наименования большой группы мельчайших частиц материи, не обязательно неделимых, но не являющихся атомами или атомными ядрами. Не случайно мир элементарных частиц называют еще субатомным. Элементарные частицы по тем или иным признакам классифицируются. Например, по массе покоя они делятся на легкие частицы — лептоны, средние — мезоны, тяжелые — барионы. Существуют частицы и не обладающие массой покоя, это частицы полевых структур — фотоны.

С открытием нейтрона (1932) и созданием нейтронно-протонной модели атомного ядра (В. Гейзенберг, Дм. Иваненко) стала интенсивно развиваться ядерная физика. Она изучает свойства и структуру атомных ядер, а также их взаимопревращения в результате ядерных реакций Атомное ядро состоит из нейтронов и протонов. Протоны и нейтроны объединяются в группу нуклонов.

Элементарные частицы представляют собой формы делимой, прерывной материи. Но материя обладает и противоположным свойством — непрерывностью. Из истории философии и науки известно, что мыслители обращались и к данному свойству. Примером может служить философия античной Греции, выдвигающая в качестве материальной основы мира различного рода стихии (вода у Фалеса, огонь у Гераклита). В естествознании волновая теория света X. Гюйгенса, “невесомые материи” Р. Декарта и И. Ньютона, феномен и понятие поля у М. Фарадея и Дж. Максвела - свидетельствуют о попытке мышления “непрерывных” сторон материи.

Современная физика “прерывные” формы материи неразрывно связывает с “непрерывными”, которые представлены четырьмя видами фундаментальных взаимодействий. Образующееся противоречие обусловливает единство взаимодействующих частиц, системность, а в конце концов и субстанциальное единство мира.

Сильное взаимодействие вызывает процессы, протекающие с наибольшей интенсивностью, и приводит к самой сильной связи частиц (протоны и нейтроны в ядре атомов). Электромагнитное взаимодействие обеспечивает связь электронов с ядрами, атомов в молекулах. Слабое взаимодействие управляет взаимными переходами между различными видами кварков или лептонов. Гравитационное взаимодействие — всемирное тяготение, универсальное взаимодействие между любыми видами физической материи. В теории элементарных частиц оно практически не учитывается, поскольку в микромире оно проявляется как самое слабое. Однако на сверхмалых расстояниях и при сверхбольших энергиях гравитационное взаимодействие проявляет необычные свойства физического вакуума. Эта необычность

состоит в том, что тяжелые виртуальные частицы (непрерывно возникающие и исчезающие в очень короткое время) создают гравитационное поле, которое начинает искажать геометрию пространства.

Каждый вид взаимодействия, являясь в определенных условиях ведущим, главным, выполняет функцию связи частиц, образующую тот или иной системный объект. Так, гравитация наиболее существенно проявляется в космосе, выступая в качестве фактора, объединяющего разнообразные космические элементы в единое эволюционное целое. Без гравитации, имеющей неограниченный радиус действия, немыслим ни один крупный космический объект, ни одна космическая система. Вместе с тем в космических процессах представлены все виды взаимодействий, обеспечивающие закономерную связь микро-, макро- и мегаобъектов. Сами фундаментальные взаимодействия внутренне взаимосвязаны. Современной наукой доказано, что при сверхвысоких температурах или энергиях все четыре взаимодействия объединяются в одно.

Структурные уровни материи. Говоря о структуре материи, мы имеем в виду представление о ней не как о некоей совокупности элементов, но как о внутренне расчлененной целостности. Слово “уровни” употребляется в том значении, что существуют определенные слои материи, различающиеся по сложности, качественной и количественной специфике составляющих их объектов и несводимости высших системных образований к низшим. Каждый уровень отличается своим материальным носителем и законами, регулирующими его существование и развитие.

Научная картина мира формировалась исторически. До открытия элементарных частиц и их взаимодействий наука оперировала двумя понятиями, выражающими видовые особенности материи, — это вещество и поле. Первоначально данные виды рассматривались как несоотносимые противоположности, воспроизводящие либо прерывные свойства материи (атомы, корпускулы, тела), либо непрерывные (электрическое и магнитное поля). С развитием квантовой механики, согласно которой каждая частичка вещества или поля обладает корпускулярными и волновыми свойствами,

вещество и поле составили специфическое единство, выражающее противоречивую сущность материи. В настоящее время физика элементарных частиц приблизилась к созданию общей теории, раскрывающей их единую природу. Речь идет о выделении субэлементарного уровня организации материи. Исследование этого уровня, по всей видимости, должно привести к открытию закономерностей, которые раскроют многие тайны Вселенной, позволят осмыслить особенности ее происхождения и эволюции.

Элементарный уровень организации материи содержит такие малоисследованные объекты, как физический вакуум, представляющий особое состояние электромагнитного поля при отсутствии возбуждения, и так называемые “виртуальные частицы ”, которые самостоятельно существовать не могут (они возникают и исчезают в кратчайшие промежутки времени), но выполняют роль посредников во взаимодействиях и превращениях частиц. Современная физика делает вывод о качественном разнообразии вакуума и его способности скачкообразно перестраивать свою структуру.

Физика микромира, особенно ядерная физика, дает сейчас много фактов, объясняющих космические процессы. В астрофизике существует концепция “большого взрыва”, построенная исключительно на основе современного понимания структуры и взаимодействий субатомного мира. Согласно данной концепции, в процессе “большого взрыва” образуются и выбрасываются в космос элементы практически всей таблицы Менделеева. Далее происходит усложнение элементов, формирование более крупных материальных образований — атомов (атомный уровень), молекул (молекулярный уровень). Возникают макрообъекты, размерность которых сопоставима с человеческим опытом, составляющая макроскопический уровень; космические объекты, охватывающие звезды, планеты, системы планет — галактики, системы галактик — метагалактику, образуют космический уровень.

Структурные уровни неживой природы, отличающиеся специфическими законами функционирования и развития, свидетельствуют о многокачественности и одновременно о единстве материи. Это единство проявляется в общей при-

роде элементов и системности их связей. Оно обеспечивается фундаментальными взаимодействиями, которые в процессе эволюции функционируют как единое целое.

Строение живой природы также носит уровневый характер. Здесь к структурным уровням организации материи-относят системы доклеточного уровня (нуклеиновые кислоты и белки); клетки; многоклеточные организмы; надорганизменные структуры (виды, популяции, биоценозы); биосферу (вся масса живого вещества). В силу того, что в природе все взаимосвязано, выделяют также формы, включающие элементы живой и неживой природы, — биогеоценозы.

Прежде чем раскрывать структуру живого, следует перечислить его отличительные признаки. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. На поддержание этой упорядоченности тратится энергия, получаемая из окружающей среды, что свидетельствует об открытости живых систем. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду, они обладают раздражимостью, которая обеспечивает направленность их активности на выживаемость. Жизнь способна к самовоспроизведению, которое включает механизм наследственности и изменчивости, чем обусловливается эволюция видов живой природы. Наследственность “ответственна” за передачу от поколения к поколению информации, необходимой для сохранения жизни, ее самоорганизации. Передаваемая информация содержится в генах — мельчайших внутриклеточных структурах, представляющих собой единицу наследственности. Изменчивость выступает основой появления признаков, качественно отличающих потомство от родителей. Строение живых организмов полностью соответствует образу их жизни, сформировавшемуся во взаимодействии со средой. Важнейшими носителями живых систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

Уровни живой материи представляют собой своеобразную иерархию, выражающую ступени эволюции систем от простых к сложным.

Молекулярный уровень (наименьших частиц вещества, обладающих химическими свойствами) раскрывает процесс постепенного усложнения углеродистых соединений, кото-

рый привел к образованию органического вещества, а затем жизни. На этом уровне происходит формирование механизма передачи генной информации.

Различают доклеточный и клеточный уровни живого. Материальным носителем, характерным для доклеточного уровня, являются нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки. Единицей клеточного уровня выступает клетка (Т. Шванн, М. Шлейден) — элементарная живая система, способная к обмену веществ, обладающая способностью к саморегуляции, передаче наследственной информации. Клетка — это основа строения и жизнедеятельности всех живых организмов.

Организменный уровень выражает признаки отдельных особей, их строение, физиологические и поведенческие особенности.

Популяционно-видовой уровень образуется скрещивающимися между собой особями одного и того же вида. Популяция представляет собой совокупность таких особей, населяющую некоторую территорию, относительно изолированную от других и обладающую определенным генофондом. Она рассматривается как элементарная единица эволюции. Вид, как правило, состоит из нескольких популяций. Популяция образует определенную системную целостность, регулирующую ее численность, программирующую поведение отдельных индивидов, и отношения их друг к другу. Здесь происходят обмен генетическим материалом, процессы естественного отбора, формируются признаки изменения видов.

Уровень биогеоценозов выражает более масштабную ступень организации живого, представляющую собой определенный природный комплекс, включающий элементы живого и неживого. Биогеоценозы (по В. Н. Сукачеву) характерны для ограниченного пространства, в котором популяции взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Данному уровню свойственны такие процессы, что результаты жизнедеятельности одной популяции служат условиями жизнедеятельности другой. Эти процессы, складывающиеся на основе обмена веществ и энергии, и обусловливают возможность длительного сосуществования множества популяций, образуя сложную природную систему.

Уровень биосферы включает всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой. Биосфера (Э. Зюсс, В. И. Вернадский) — это область активной жизни, в которой живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему. В. И. Вернадский не ограничивал понятие биосферы “живым веществом”, он уточняет содержание понятия и способы функционирования живого вещества, особенно подчеркивая его активность, изменяющую естественную природу. Жизнедеятельность организмов следует считать настоящей биогеологической силой, выступающей в качестве преобразующего и системообразующего механизма, связывающего биосферу в единое целое, осуществляющего планетарные интеграции живого и неживого.

На определенном этапе развития в биосфере возникают популяции, отличающиеся от всех других специфическим обменом веществом с природой. Этот специфический обмен веществом с природой получил название предметно-чувственной, преобразующей деятельности человека, т.е. практической деятельности. На основе практической деятельности возникает новая форма материи — человеческое общество.

Как особый уровень организации материи человеческое общество отличается тем, что включает в свою систему возникшее сознание в качестве чрезвычайно активного преобразующего агента. Благодаря практической деятельности, представляющей собой процесс созидания новых материальных форм, не встречающихся в естественной среде, возникает “вторая природа”, эволюция которой возможна только в человеческом обществе. Создание “второй природы”, т.е. условий существования человеческого сообщества, предполагает его определенную организацию, которая получила название социальной. Система социальных связей людей (слои, группы, классы, нации) обусловлена потребностями производства условий их существования и материально и исторически зависит от способов этого производства. Создавая новые формы вещественной материи (орудия труда, средства связи, здания), люди одновременно изменяют

себя и характер материальных, общественных отношений, создают новые формы социальной организации (государство, партии, церковь). И те, и другие являются формами реализации человеческих замыслов, которые, воплощаясь в действительность, составляют специфический уровень бытия материи — общественное бытие.

Выше мы говорили о качественной определенности материальных объектов, о специфике связей, образующих эти объекты и их более сложные структуры. Качественная определенность тех или иных структур уже свидетельствует об относительной устойчивости их свойств и упорядоченности связей. Качественное своеобразие вещей материального мира выражено в различии предметов научных дисциплин, в специфике законов, отражающих существенные связи действительности. Тем более это касается масштабности объектов, уровней их сложности, ступеней развития.

Уровни организации материи условно делятся на “низшие” и “высшие”. Элементарность низших уровней не означает их простоты. Они скорее являются базовыми, основными, обладают такими свойствами, которые отличаются общим характером, входят в более сложные структуры, внося в них особое своеобразие, но не выражая их специфику. Напротив, структуры высших уровней организации материи не входят в низшие, несводимы к ним.

Такое положение хорошо выражено в системе знания. Так, науки об обществе не могут раскрыть его природу на основе биологических или химических знаний. Химические теории не могут быть выведены только при помощи законов механики или квантовой физики. Сущность живого не может быть определена только на базе структурной химии. Однако знание законов более низких уровней организации материи необходимо для понимания процессов уровней более высоких, особенно процессов их генезиса, происхождения. Например, невозможно было сформулировать концепцию биохимической эволюции, гипотетически освещающую происхождение жизни (А. И. Опарин). Более того, здесь необходимо знание физики микро- и мегамира. Тем не менее для того чтобы правильно ориентироваться в океане знания, требуется направленность поиска. Важно знать,

что искать, то есть специфику живого. Таким образом, знание высших форм организации материи дает возможность глубже понять характер взаимосвязи всех уровней.

Современная наука дает достаточно оснований для подтверждения неуничтожимости материи. Законы сохранения, открытые физикой в течение XVIII-XX вв. (массы, энергии, зарядаи пр.) и рассматриваемые в настоящее время как универсальные, свидетельствуют не только о структурном единстве материального мира, но и о системной динамике, развитии. Эволюционная химия, одной из важнейших задач которой является изучение процесса возникновения органической материи из неорганической, плодотворно решает эту задачу. Примером может служить выдвинутая А. П. Руденко в конце 60-х гг. общая теория химической эволюции и биогенеза, в которой сформулирован основной закон химической эволюции. Возникающие новые направления развития научного знания — нестационарная кинетика (теория управления нестационарными процессами), синергетика (междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов самоорганизации материи) — свидетельствуют о бесконечном процессе самосозидания, самосохранения и саморазвития материального бытия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги