рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия

Философия - раздел Философия, Федеральное Агентство По Образованию Рф ...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского

 

Философия

Курс лекций (часть I)

История философии

Пенза 2007

Составители: А.Б. Никонов, к.филос.н., доцент; М.И. Ефремкин, к.филос.н., доцент; Л.Я. Плешакова, к.филос.н., доцент; В.Л. Очкин, доцент; Е.Н. Синев, к.филос.н., доцент; А.Г. Мясников, к.филос.н., доцент; Е.В. Оликова, асс..

 

 

Рецензенты: Н.М. Инюшкин, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой мировой и художественной культуры ПГПУ им. В.Г. Белинского;

В.П. Кошарный, док. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии ПГУ.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае. 5

1. Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений. 6

2. Философия как особый тип мировоззрений и познаний. 11

3. Становление философии на Древнем Востоке. 18

Лекция 2. Античная философия.. 49

1. Материализм и диалектика досократиков. 49

2. От космоса к человеку: софисты, Сократ. 61

3. Философия классического периода. 66

4. Эллинистическая философия. 76

Лекция 3. Европейская философия средневековья и возрождения 85

1. Философия средневековья. 85

2. Философия возрождения. 95

Лекция 4. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв) 101

1. Эмпирический материализм XVII в. 101

2. Рационалистическая философия XVII в. 110

3. Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма. 119

Лекция 5. Философия французского Просвещения.. 126

1. Дэистическое направление во Французской философии.. 126

2. Французский материализм XVIII в. 130

Лекция 6. Немецкая классическая философия.. 134

1. И. Кант. 134

2. Г.В.Ф. Гегель. 141

3. Л. Фейербах.. 157

Лекция 7. Философия марксизма.. 163

1. Материалистическое понимание истории.. 164

2. Материалистическая диалектика.. 168

3. Обоснование коммунизма.. 171

4. Историческая судьба марксизма.. 175

Лекция 8.Западная философия второй половины XIX-XX вв. 181

1. Философия жизни. 181

2. Позитивизм. 191

3. Экзистенциализм. 195

4. Психоанализ. 199

Лекция 9. Русская философия середины XIX-XX вв.. 204

1. Борьба идей в русской философии в середине XIX в. 204

2. Религиозная философия России.. 218

3. Народническая философия. 227

4. Судьба марксистской философии в России. 234

Заключение.. 252

 

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.

Каждая историческая эпоха формирует свою систему философского осмысления действительности, отвечающую общественным потребностям. Философия выражает… Понимание философии и ее актуальных проблем можно достичь только через… По словам Ф. Энгельса, единственным способом развития диалектического мышления человека является изучение истории всей…

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.

Можно, конечно, попытаться укрыться от этих мучительных проблем по принципу: моя хата с краю. . . Но достойно ли это человека? А поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью: проблемы… Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из…

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти… Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих… К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование…

Становление философии на Древнем Востоке.

Хараппскую цивилизацию создал коренной этнос Индостана — дравиды. Уже в это время в Индии появились города со стройной планировкой, трехэтажными… Иное дело арии, племена которых пришли в район полуострова Индостан откуда-то… Арии смешались с местным населением и вдохнули в индийскую культуру новую жизнь. Их достижения в создании государства…

Лекция 2. Античная философия

 

Философия в Античной Греции зарождается как стихийный материализм. Вместе с тем античная философия – это философия рабовладельческого общества, поэтому ей свойственны обоснование рабства и духовный аристократизм. Однако античная философия – это грандиозная попытка построить целостную картину мира. По словам Ф. Энгельса, она важна для нас тем, что «в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений».

 

Материализм и диалектика досократиков

По мнению Аристотеля, греческая философия начинается с Фалеса, потому что он первым изложил общий взгляд на мир, лишенный мифологических измышлений.… Ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 до н.э.) первоосновой всего сущего считал… Третьим представителем милетской школы был ученик Анаксимандра Анаксимен (585-524 до н.э.). Он первоосновой всего…

От космоса к человеку: софисты, Сократ.

Во-1-х, они были теоретиками риторики и смогли создать науку о слове. Они обратили внимание на гибкость употребления отдельных слов, словосочетаний… Во-2-х, велика их заслуга в области логики. Нарушая в своих рассуждениях еще… В-3-х, в гносеологии они поставили вопрос о познаваемости мира и отвечали на него отрицательно, т.е. они были первыми…

Философия классического периода.

Платон (427-347 до н.э.) был учеником Сократа. После казни Сократа он покинул Афины и в течение 12 лет путешествовал. Он побывал в Сицилии, Египте, Финикии, Персии, Ассирии и Вавилоне. Возвратившись в Афины, Платон открыл свою школу, которая находилась в роще, посвященной герою Академу, поэтому ее стали называть Академией.

Объективный идеализм. Учение Платона – система объективного идеализма. Он делит действительность на два мира – мир идей и мир вещей. Мир вещей текуч и изменчив, так как все тела возникают и через отведенное время исчезают. Поэтому чувственный мир оказывается кажущимся и нереальным. Ему противостоит идеальный мир, обладающий вечностью и неизменностью. Этот мир есть бытие, сущее, которое всегда есть, никогда не порождается и никогда не погибает. Органическими элементами этого мира являются идеи.

Идея всегда себе равна, она есть вечное начало, «не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения». Число идей велико, но не бесконечно. В принципе идей должно быть столько же, сколько вещей. По отношению к вещам идея выполняет следующие функции: 1) она причина или источник бытия, их свойств и отношений; 2) она образец, по которому создается вещь; 3) она цель, к которой, как к верховному благу, стремится все существующее.

Идеи могут быть более или менее общими, находиться в отношении рода и вида. Одна идея может быть подчинена другой. Две или более идей могут входить в одну и туже родовую идею. Например, идея зайца и идея волка входит в идею животные. Но стройной пирамиды идей у Платона нет.

Сама идея не может породить вещь, ей не из чего их создавать. Она дает только форму, структуру вещи. Платон вводит второй элемент для построения мироздания – материю. Материя тождественна себе самой, она мертва и непознаваема. Но материя способна принимать любые формы, поэтому может быть источником всех вещей. Однако ей не достает жизненной силы, творческой мощи, поэтому Платон вводит третий элемент – душа космоса, мировая душа. Она обладает динамической и творческой силой и объемлет мир идей и мир вещей в единое целое. Душа космоса заставляет вещи походить на идеи, а идеи – присутствовать в вещах.

Теория познания. Платон утверждает, что чувства не могут быть источником знания, а понятия не могут возникать из данных чувств путем простого их обобщения. Не чувства предшествуют рациональному познанию, а, наоборот, рациональная ступень познания предшествует чувственной. Это возможно потому, что душа человека ранее пребывала в идеальном мире и непосредственно созерцала идеи вещей. Но, переселившись в тело человека, душа все забыла, поэтому она должна вспомнить то, что когда-то знала. Суть теории познания Платона состоит в утверждении, что знание – это припоминание.

Платон делит знание на интеллектуальное и чувственное. Интеллектуальное знание делится на «мышление» и на «рассудок». Чувственное – на «веру» и «подобие». «Мышление», по Платону, есть деятельность одного лишь ума, свободного от чувственности. На стадии «мышления» познающий субъект пользуется умом ради самого же ума.

Под «рассудком» Платон понимает такой вид знания, при котором познающий так же пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы с помощью ума понимать или чувственные вещи, или их образы.

«Вера» – это такой вид знания, посредством которого человек воспринимает вещи в качестве существующих и утверждает их в этом качестве.

«Подобие» – это не восприятия, а представления вещей. От «мышления» оно отличается тем, что в нем нет действия с чистыми идеями. Здесь осуществляется определенное мыслительное построение, основанное на «вере».

Платон различает знание и мнение. Знание направлено к своему предмету. Знает тот, кто любит созерцать истину. Так, например, знает прекрасное лишь тот, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему. Имеющий мнение любит прекрасное, но его ум бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания. Идеи постигаются посредством знания и знания возможны только относительно идей. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигать посредством рассуждений. Их нельзя постигать достоверно, а только гипотетически.

Диалектика. Диалектика у Платона есть искусство обнаружения противоречия в мысли или объекте, преодоления этого противоречия и достижения непротиворечивого знания. В предметах чувственного мира имеются противоположные качества, совмещение которых в вещи оказывается не случайным, а необходимым. Но противоположности могут существовать только для мнения, только для низшей части души, направленной на познание чувственных предметов. Напротив, для разумной части души, направленной на познание идей, законом будет невозможность и недопустимость мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении.

Противоречие для Платона есть не то, что может быть установлено познанием в самих вещах, а то, что, появившись в мысли, побуждает ее к познанию истинно-сущего. Душа забыла то, что она видела в мире идей и противоречие, заключенное в мысли, заставляет ее припомнить истинные отношения вещей. Противоречие у Платона не столько раскрывает содержание истины, сколько есть «сигнал бедствия», заставляющий мысль отвернуться от мнимого знания и обратиться к знанию истинному. Противоречие есть знак, указывающий не на обладание истиной, а на пребывание мысли в сфере мнения, заблуждения. И вместе с тем диалектика у Платона – это путь движения мысли через неистинное знание к истинному. Диалектика Платона – важный этап в развитии логики, учения о категориях, о родах и видах понятий, о методах определения понятий. Но она не может рассматриваться как учение о развитии через противоположности.

Учение о душе. Платон выделяет в человеке смертное тело и бессмертную душу. Сущность человека составляет его душа. Тело человека не просто место обитания души, а скорее тюрьма для нее. Смерть тела – это жизнь для души, потому что душа освобождается из неволи и вновь возвращается в мир идей, где будет созерцать высшее благо. В душе человека Платон выделял три части: 1) разумную; 2) эмоциональную; 3) чувственную. Если в душе преобладает разумная часть, то люди стремятся к созерцанию красоты, высшего блага. Они склонны к справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях и обладают способностями управлять государством. Если преобладает эмоциональная часть души, то человек отличается храбростью, мужеством, отвагой. Из таких людей получаются отличные воины. Люди с чувственной душой не способны к восприятию прекрасного, не отличаются благородством, поэтому они должны заниматься физическим трудом и обеспечивать материальное благополучие государства.

Учение о государстве.Государство возникает вследствие многообразия человеческих потребностей и общественного разделения труда. Платон с осуждением относился к существующим формам общежития, потому что в них было имущественное неравенство, делавшее из одного государства «два враждебных друг другу государства: одно – бедняков, другое – богачей». Известные ему формы государственного устройства он называл отрицательными, потому что в них граждане больше заботятся о личном благополучии, чем о благе государства. Платон предлагает свой проект идеального государства, основным принципом которого является справедливость. Согласно этому принципу каждый гражданин обязан заниматься только тем, к чему предназначен своей природой. Переход от одного вида деятельности к другому не допускается, потому что это опасно для благополучия общества.

Подобно тому, как в душе человека имеются три части, так и в государстве, по мнению Платона, должно быть три сословия граждан: 1) философы-правители; 2) воины-стражи; 3) работники производительного труда (ремесленники, крестьяне). Но, строго говоря, сословий два, потому что философы-правители выходят из сословия воинов. Он подробно описывает жизнь и быт воинов. Стражи получают физическое и духовное воспитание. Физическое воспитание исключает употребление алкоголя, предписывает строгую диету и должно служить здоровью людей. Духовное воспитание включает знакомство с науками и искусством. Стражами могут быть и мужчины, и женщины. Они не имеют собственности, живут и питаются сообща, получая все необходимое от государства. За службу стражи не получают какого-либо вознаграждения. Стражам, по Платону, дает удовлетворение чувство исполненного долга, уважение и любовь граждан, надежда на посмертное воздаяние.

В государстве Платона упраздняется семья, ведь если жена и дети у каждого свои, то и радости и печали у каждого свои, а это, по Платону, разобщает людей и нарушает государственное единство. Лишенные семьи, детей, собственности стражи живут только заботой о государстве. По Платону, человек живет ради государства, а не государство существует ради человека.

 

Аристотель (384-322 до н.э.) родился в г. Стагирит, во Фракии, в семье врача. В 17 лет приехал в Афины и поступил в Академию Платона. В ней пробыл 20 лет, до самой смерти Платона, а затем уехал из Афин. В течение 8 лет был воспитателем Александра Македонского. В 335 г. возвращается в Афины и открывает свою школу рядом с храмом Аполлона Ликейского, которая получила свое название ликей. Развитие Аристотеля как философа происходило под влиянием Платона. Но Аристотель сумел создать свою собственную философскую систему, которая была шагом вперед в развитии философской мысли. Подобно Платону, Аристотель считал, что посредством понятий познаются существенные, коренные свойства бытия. Но, согласившись в этом с Платоном, он решительно отвергает его учение о безусловной независимости идей от вещей. Аристотель согласен с Платоном в том, что идея – это сущность вещи. Но если вещь имеет идею в качестве своей сущности, то она не может существовать отдельно от идеи. Идея, будучи сущностью вещи, не может существовать самостоятельно, в противном случае она не сможет быть сущностью вещи. Этот тезис о пребывании идеи вещи внутри самой вещи есть то основное, чем аристотелизм отличается от платонизма.

Учение о бытии. Для теоретического осмысления действительности Аристотель вводит понятие субстанции. Под субстанцией он понимает бытие вполне самобытное, существующее в самом себе и ни в чем-либо ином. Вполне самобытным может быть только единичное бытие, представляющее собой сочетание формы и материи. «Форма» – это сущность предмета. В ней соединяются вечность и общность. «Форма» – это общее, реально же существует только единичное. Чтобы «форма» стала формой чего-то, к ней должна присоединиться материя. «Материя», по Аристотелю, имеет два признака: 1) отсутствие формы; 2) возможность принимать любую форму.

Различие этих понятий Аристотель поясняет на примере работы медника по изготовлению медного шара. Формой здесь выступает шар, материей – медь. Ясно, что шар стал шаром не благодаря отсутствию шаровидности, а благодаря способности меди принимать форму шара. Здесь медь является материей. Но медь можно рассматривать саму по себе независимо оттого, что из нее можно изготовить. И в этом случае медь выступает не как возможность для изготовления чего-то, а как реальность, т.е. медь стала выступать как форма. Но для меди как «формы» должна быть своя «материя», через которую она могла бы осуществляться. В качестве материи для меди Аристотель указывает четыре элемента – воздух, огонь, вода и земля. Они обладают всеми признаками материи: 1) они есть отсутствие меди; 2) они обладают возможностью принять форму меди.

Эти элементы могут рассматриваться не только в качестве материи для иной действительности. Взятые сами по себе как таковые, они составляют особую действительность. Материя, из которой возникают четыре физических элемента, не обладает уже никакими определенными признаками, поэтому природа этой материи не может быть выражена ни в каком понятии.

Аристотель вводит понятие первой и последней материи. Последняя материя – это та материя, которая не только обладает возможностью принять конкретную форму, но есть одновременно и особая действительность, доступная чувственному восприятию. Первая материя уже не может рассматриваться как действительность. Она есть только возможность какой угодно действительности и никогда не может восприниматься с помощью чувств. Она может только мыслиться.

Таким образом, мир, по Аристотелю, есть совокупность субстанций, каждая из которых представляет собой некоторое единичное бытие, состоящее из формы и материи. Все в мире, кроме первой материи, состоит из формы и материи. У Аристотеля форма первична и активна, а материя вторична и пассивна, т.е. в этом вопросе он стоит на позициях идеализма.

Аристотель выделяет четыре вида причин, составляющих основу бытия: 1) материальная причина раскрывает содержание и структуру вещей; 2) формальная причина показывает способ, которым форма проявляет себя, образуя субстанцию бытия; 3) действующая причина раскрывает источник движения и превращения возможности в действительность; 4) целевая причина определяет цель, ради которой совершается действие. Формальные причины, по Аристотелю, являются более важными, чем материальные.

Признание вечности мира и вечности существования мирового движения ведет Аристотеля к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Таким перводвигателем, по Аристотелю, может быть только Бог.

Теория познания. По Аристотелю, предмет познания предшествует процессу познания. В познании выделяются четыре ступени: 1) чувственное восприятие, которое свойственно человеку и животным; 2) опыт, который возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накоплению их в памяти; 3) искусство как знание общего и причин явлений; 4) наука постигает общее через причины. Искусство существует ради какой-либо пользы. Наука существует ради себя самой, знание ради знания.

Основными чертами знания Аристотель называет: 1) доказательность, 2) способность объяснения, 3) единство знаний, соединенное с подчинением одних знаний другим.

Доказательность. Доказательство это получение выводов из начал, которые сами истинны, необходимы и относятся к предмету доказательства. Доказательство может быть только об общем или о том, что случается достаточно часто (затмение солнца), и невозможно относительно единичных событий. Способность объяснения. Задача научного знания заключается: 1) в установлении факта; 2) в выяснении причин; 3) в исследовании сущности факта; 4) в анализе условий, определяющих существование или не существование факта. Единство знаний. Единство означает, что различные предметы науки принадлежат составу одного и того же рода. Конкретные знания об отдельных вещах входят в состав более общего знания, а частные науки входят в состав более общих наук.

По Аристотелю, цель знания – верное отражение действительности. Но далеко не всегда знание сразу возникает как достоверное. В ряде случаев можно получать только вероятное знание. Это знание предполагает особый метод. Аристотель назвал его «диалектикой». Диалектика, во-1-х, должна показать, каким образом необходимо исследовать вопрос; во-2-х, она дает способ исследовать то, что в полученных ответах может быть ложного; в-3-х, она исследует высшие начала через рассмотрение противоречий и трудностей, которые могут обнаружиться при разработке того или иного вопроса.

Учение о душе. По Аристотелю, душа, с одной стороны, связана с материей, а с другой, – с богом. Душой может обладать только естественное тело, искусственное тело (топор) души не имеет. Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление этой возможности и есть душа. Аристотель выделяет растительную, животную и человеческую души. Растительная душа ведает функциями питания, роста и размножения. Растения не ощущают, поэтому они воспринимают воздействие среды вместе с материей и не способны отделить форму от материи. Животные, выполняя все функции растительной души, обладают еще способностью воспринимать формы предметов без их материи. Животные обладают ощущениями. Человеческая душа кроме функций, свойственных растениям и животным, обладает разумом. Разумная душа наиболее сложна по своей структуре. Душа неотделима от тела и ей небезразлично, в каком теле она пребывает. Аристотель отвергает учение о переселении душ. Растительная и животная часть человеческой души умирает вместе с телом. Разум, однако, не зависит от тела. После смерти человека разум покидает тело и сливается с мировым разумом.

Учение об обществе и государстве.Аристотель рассматривает человека как общественное существо, называя его «политическим животным. Только в обществе человек ведет нравственную жизнь. Без объединения в сообщество люди не могли бы любить друг друга, быть справедливыми, добрыми, честными и т.д. Самой совершенной добродетелью Аристотель считает справедливость, под которой понимает то, что соответствует законам. Он различает справедливость уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость – это воздаяние по количеству, т.е. равное за равное, как это происходит при обмене товаров. Распределяющая справедливость имеет дело со свойствами людей, их качествами, которые никогда не бывают равными. Справедливо то, что за большие заслуги воздается и больший почет.

Государство, по Аристотелю, создано для благой жизни. Человек по природе своей лицо государственное и вне государства не может быть нравственным существом. В состав государства входят отдельные лица, семьи и селения. Рабы не входят в состав государства. Раб – это собственность свободного человека, и тот должен относиться к рабу как к любому другому орудию труда. В отличие от Платона, Аристотель признает необходимость частной собственности. Следует держаться того способа пользования собственностью, говорил Аристотель, который сочетает в себе общественную и частную собственность. При таком разделении между людьми не будет ссор и недовольства, а общество станет крепким и сплоченным.

По Аристотелю, для построения идеального государства не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего человека. Улучшить государственный строй значительно легче, чем создавать его заново. Хороший политический деятель не должен упускать из виду не только абсолютно лучшую форму государства, но и форму относительно лучшую. Наилучшим государством будет то, где ведущая роль принадлежит среднему по имущественному состоянию классу. Только средний класс может содействовать достижению цели государства, которая состоит в общении родов и селений ради достижения счастливой и прекрасной жизни.

Аристотель выделяет три правильные и три неправильные формы правления. Правильные: монархия – правление одного, аристократия – правление немногих, полития – правление большинства. Лучшей из них Аристотель считает политию, где власть принадлежит среднему классу. Неправильные: тирания – власть, защищающая интересы одного, олигархия – власть, отстаивающая интересы зажиточного класса, демократия – власть, защищающая инте­ресы неимущих. Отличие правильной формы правления от неправильной состоит в том, что здесь власть заботится, прежде всего, об общей пользе и благе государства независимо от того, в чьих руках она находится.

 

Эллинистическая философия.

Одним из таких течений был скептицизм (от греч. - быть в нерешительности, сомневаться). Основоположником скептицизма является Пиррон (ок. 305-275 до… На первый вопрос, считает Пиррон, мы не можем получить никакого ответа, т.к.… После смерти ученика Пиррона Тимона (320-230 до н.э.) развитие скептицизма прерывается. Вновь возрождается он в конце…

Лекция 3. Европейская философия средневековья и возрождения

Философия средневековья.

В основе христианского мировоззрения лежат два принципа – идея творения и идея откровения. Идея творения стала основой средневековой онтологии, т.е.… Патристика (от лат. patеr – отец) формируется в период непримиримой борьбы… Патристика заложила основы христианской идеологии и рассмотрела целый ряд важнейших для христианства проблем:…

Философия Возрождения.

Далее Кузанский обращается к диалектике целого и части и подчеркивает, что целое всегда находится в любой составляющей его части, определяет… Вместо принципа творения Кузанский выдвигает принцип ограничения абсолютного… Человек трактуется им как часть природы. Он конечен как телесное существо и бесконечен как духовное. Человеческая…

Эмпирический материализм XVII в.

Для Бэкона материя и движение неразрывны. Причем движение составляет коренное, необходимое свойство материи, без которого ее существование просто… Таким образом, по мнению Бэкона, движение, во-1-х, обеспечивает сохранение… Природа познаваема, но на пути познания встречается множество препятствий, главными из которых Бэкон считал…

Рационалистическая философия XVII в.

Декарт формулирует метод, который позже стал называться «картезианским сомнением». Чтобы получить твердое основание для своей философии, он… Этот принцип делает сознание более достоверным, чем опыт, поэтому научные… С установлением этих правил, по мнению Декарта, исчезают те трудности, которые возникают при познании. Основным…

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.

В этих целях Беркли развивает критику проблемы первичных и вторичных качеств Локка. Он умышленно исказил взгляд Локка и утверждал, что согласно… Далее Беркли делает попытку доказать отсутствие объективной основы у идей… Таким образом, Беркли пришел к выводу: ни о каких объективных чувственных качествах (первичных и вторичных) в познании…

Лекция 5. Философия французского Просвещения

 

Деистическое направление во Французской философии

На основе естественных законов люди начинают создавать положительные (человеческие) законы. Появляются законы, определяющие отношения между… По мере развития цивилизации роль законов, издаваемых государством,… Он различает три формы правления – республику, монархию, деспотию. В республике власть находится или в руках всего…

Французский материализм XVIII в

Он дает определение материи, по которому «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В этом определении… Концепция всеобщего механического движения в условиях XVIII в. хорошо… Чтобы просветить жизнь людей социальной теорией, надо сделать ее такой же точной наукой, как физика. Существуют три…

Лекция 6. Немецкая классическая философия

 

Немецкая классическая философия представляет собой особый этап в развитии философской мысли и культуры нового времени. Основные представители – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

 

И. Кант

Докритический период (1746-1770). В работах Канта этого времени преобладает материалистический подход к анализу природы и уверенность в способности… Критический период(1770-1804). Он называется критическим потому, что Кант… Исходным элементом философии Канта является учение о «вещи в себе». Понятие «вещь в себе» имеет у Канта два…

Г.В.Ф. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте. Закончил Тюбингенский университет. Основные работы: «Феноменология духа» (1807); «Наука логики» в 3-х тт. (1812-1816); «Энциклопедия философских наук» в 3-х тт. (1817); «Лекции по истории философии» (1833-1836)» «Философия права» (1821). Исходным понятием философии Гегеля является абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении. Сначала она движется в сфере чистых сущностей, где ее движение состоит в переходе от одного понятия к другому. Затем идея отчуждает себя в природу. И, наконец, в человеческом сознании возвращается к себе самой в форме абсолютного духа.

Философская система Гегеля имеет три части, каждая из которых включает три раздела: I. Логика – 1) учение о бытии, 2) учение о сущности, 3) учение о понятии; II. Философия природы – 1) механизм, 2) химизм, 3) организм; III. Философия духа – 1) учение о субъективном духе, 2) учение об объективном духе, 3) учение об абсолютном духе.

 

Логика

Учение о бытии. Гегель начинает рассмотрение абсолютной идеи с самого бедного по содержанию определения. Вначале предмет мысли только есть и мы знаем о нем только то, что он существует. Поэтому началом движения логических категорий будет Чистое бытие. Его нельзя ощущать. Оно есть чистая бессодержательная мысль, лишенная всяких определений. Такое бытие равноНичто. Оно есть то же самое отсутствие всяких определений, как и Чистоебытие. Если Ничто тождественно Чистомубытию, значит ни то, ни другое не существуют по отдельности. Поэтому Ничто переходит в Чистоебытие и наоборот. Следовательно, должно быть нечто третье, возникающее в результате этого перехода. Этим третьим является Становление, в которомЧистоебытиеиНичтосняты,т.е. упразднены и сохранены.

Итак, абсолютная идея на этой стадии своего движения проходит три ступени: 1) Бытие - тезис, 2) Ничто – антитезис, 3) Становление – синтез. Так возникает знаменитая гегелевская триада, выражающая сущность диалектического закона отрицания отрицания, согласно которому развитие идет по спирали с возвращением к исходному пункту, но на более высоком уровне. По Гегелю, диалектическое отрицание, во-1-х, создает необходимые условия для дальнейшего развития; во-2-х, является обязательной ступенькой восхождения вещи от одной стадии к другой; в-3-х, удерживает все положительное из отрицаемой вещи. Однако принцип развития распространяется Гегелем только на сферу духовных явлений и не действует в природных процессах.

Результатом становления, по Гегелю, есть ставшее, выражающее единство Бытия и Ничто. Это ставшее он называет Наличнымбытием. Оно уже обладает некоторой определенностью, а именно качеством. Качество – это определенность, тождественная с бытием, делает вещь похожей саму на себя и отличает ее от других вещей. С потерей своего качества вещь перестает быть данной вещью. Но Гегель имеет в виду не реальное качество вещей, а самые отвлеченные их определения, и все-таки он сумел увидеть особенности качественной характеристики вещей.

Другой определенностью бытия является Количество. Эта определенность безразлична к бытию, т. к. количество может меняться, а бытие оставаться прежним. Лес остается лесом независимо от его площади.

Единство качества и количества выражает категория Мера. Мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не приводят к качественным. Когда же количественные изменения переходят границу меры, тогда возникает новое качество. Переход к новому качеству совершается посредством скачка. Скачок – это всеобщая форма движения от одного качественного состояния к другому. При переходе к новому качеству возникает новое соотношение качества и количества, появляется новая мера их единства. При этом не происходит слияния качества и количества, или их взаимного поглощения. Здесь имеет место диалектический синтез, в результате которого прежние качество и количество «снимают» себя и превращаются в новое качественно-количественное единство. Здесь Гегель сформулировал еще один закон диалектики – закон количественных и качественных изменений, который показывает скачкообразный характер процесса развития.

Учение о сущности.В первом разделе рассматривался переход от одного качества к другому. Теперь же Гегель обращается к вопросу об источнике этого перехода. «Истина бытия – это сущность», отмечает Гегель. Бытие непосредственно, но знание хочет понять, что стоит за этим непосредственным. Оно углубляется внутрь бытия и находит там сущность. Анализ сущности Гегель начинает с понятия тождества. Тождество – это совпадение сторон отношения. Гегель различает формальное и конкретное тождество, которое содержит в себе и различие. Различие – это несовпадение сторон отношения. Различие выступает сначала как непосредственное различие, разность. Когда между объектами найдено общее, тогда возникает категория определенного различия, которая наряду с тождеством включает в себя и различие. В определенном различии складывается зародыш противоположности. Противоположность – это категория, выражающая исключение сторон отношения. В ней предшествующие определения (тождество, разность, определенное различие) содержатся в снятом виде. Противоположность – есть единство тождества и разности, одинаковости и неодинаковости, положительного и отрицательного. Единство противоположностей образует противоречие.

Противоречие – это категория, которая выражает процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Противоречие является центральной категорией в законе единства и борьбы противоположностей. Противоположности в противоречии составляют единство в том смысле, что каждая из них не может существовать без другой, исчезновение одной их них неизбежно приводит к гибели другой. Противоречие, по Гегелю, является источником развития. «Противоречие – вот что на самом деле движет миром». Оно есть «корень всякого движения и жизненности». «Нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие».

В своем развитии противоречие проходит несколько фаз или ступеней. Первая ступень характеризуется преобладанием тождества над различием. Здесь явление соответствует конкретным условиям своего бытия, поскольку именно благодаря им оно и зародилось. Вторая ступень представляет углубление начавшегося различия, его определившийся перевес над тождеством. В этой фазе происходит нарастание различия и превращение его в существенное различие. Третья ступень выражает превращение различий в противоположности. Одна из противоположностей связана со старыми, породившими его условиями, поэтому она стремится удержать явление в рамках прежнего качества. Это – положительная противоположность. Вторая сторона отрицает старое качество, ориентирована на переход вещи к новому качественному состоянию. Это – отрицательная противоположность. Противоборство положительной и отрицательной противоположностей находит свое выражение в постоянном взаимном влиянии их друг на друга. При благоприятных условиях роль отрицательной стороны возрастает и наступает такой момент, когда их совместное пребывание в рамках данного явления оказывается невозможным. Развитие противоречия переходит в стадию конфликта. Это – четвертая ступень. На пятой ступени противоречие разрешается или «снимает себя само через себя». Снятие у Гегеля происходит тогда, когда он вместо разрешения противоречия через переход к новому качеству ограничивается простой констатацией единства противоположностей и их примирением в основании.

Учение о понятии. Все прежние определения мысли, по Гегелю, содержатся в понятии как снятые моменты. Понятие не является лишь простой формой мышления. Оно существует раньше предмета и обеспечивает его появление, формирование и развитие. Предметы всеми своими качествами и свойствами обязаны тому понятию, которое живет в них. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все конкретные предметы. «Понятие есть начало всякой жизни», - говорит Гегель.

Движение понятия представляет собой развитие, посредством которого возникает лишь то, что уже имеется в возможности, что может стать при определенных условиях действительностью. Развитие понятия аналогично процессу развития растения. Подобно тому, как в семени уже идеально существует корень, стебли, листья данного растения, так и в понятии в процессе развития ничего не полагается нового по содержанию, а только лишь происходит изменение формы. Понятие «переходит к реальности так, что производит ее из себя, а не так, что возвращается к некоторой готовой, найденной в противоположность ему реальности…», - отмечает Гегель.

Философия природы

По мнению Гегеля, вся природа представляет собой целостную систему, где каждая следующая ступень более сложная, чем предыдущая, из которой она… Немецкие естествоиспытатели XIX в. оценивали гегелевскую натурфилософию резко…  

Философия духа

Дух, по Гегелю, с самого начала своего существования уже является духом, хотя сам об этом пока не знает. Дух стремится познать себя самого и историю… Учение о субъективном духе. Этот раздел посвящен характеристике… Антропология рассматривает дух в его телесности, т. е. душу. Душа имеет три формы: 1) природная душа, 2) чувствующая…

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.

Психология. Здесь противоположность идеального и реального снимается, и дух рассматривается в полном отрыве от материального. Психология исследует:… Учение об объективном духе.В этом разделе Гегель излагает свои взгляды на… Абстрактное право рассматривает проблему свободы личности. Свою реализацию свобода личности находит, прежде всего, в…

Л. Фейербах

Критика религии. Непримиримая борьба против религии была главным делом всей жизни Фейербаха. Он не ограничивался критикой библейских преданий, а… Основу всякой религии, по Фейербаху, составляет чувство зависимости. Предмет,… Вера в бога, по Фейербаху, вытесняет мысль о средствах устранения существующего зла, потому что человек под влиянием…

Лекция 7. Философия марксизма

Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса… По мнению В.С. Соловьева, социализм «оправдывается исторически как необходимое… Марксизм возникает в середине 40-х гг. XIX в., когда капитализм стал господствующим способом производства.…

Материалистическое понимание истории

До середины XIX в. философы искали причины общественных изменений в сознании людей, связывали их с деятельностью законодателей и разумной волей… Функционирование материального производства совершается в процесс трудовой… Производственные отношения складываются в ходе производственной деятельности и выражают, во-1-х, отношения людей к…

Материалистическая диалектика

Диалектический метод отражает всеобщие свойства и связи объективной действительности. Его принципы правильно ориентируют людей в их познавательной и… Опираясь на материалистическую диалектику, как всеобщую методологию познания,… Маркс широко использует закон количественных и качественных изменений при анализе экономических категорий. В товаре он…

Обоснование коммунизма

В каком соотношении оказываются частная собственность и отчужденный труд? Маркс показывает, что «отчужденный труд есть непосредственная причина… Далее Маркс обращается к различным учениям утопического социализма и… Отвергнув уравнительный коммунизм, Маркс и Энгельс вырабатывают собственную концепцию коммунизма. «Коммунизм для нас,…

Историческая судьба марксизма

Итак, сначала о некоторых недостатках марксистской теории. Прежде всего, следует отметить отрицательное отношение основоположников марксизма к… Второй момент связан с абсолютизацией революционно-преобразующей роли… Ошибкой следует считать преувеличение роли революции как средства перехода от одной стадии развития общества к другой.…

Лекция 8.Западная философия второй половины XIX-XX вв.

Философия жизни.

  Артур Шопенгауэр (1788-1860) родился в Данциге (Гданьск). Закончил Берлинский… Шопенгауэр вместо кантовского термина «явление» вводит термин «представление». Представление охватывает все, что…

Позитивизм.

Классический позитивизм представлен в работах Конта, Милля, Спенсера и др. Позитивисты считали, что науки обладают способностью к бесконечному… При исследовании каждой социальной дисциплины нужно разливать, по Конту:… Позитивистская философия создала научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования…

Экзистенциализм.

Учение о бытииПервоосновой онтологии экзистенциализма, по Хайдеггеру, является Dasein, которое характеризуется как особое человеческое бытие,… Далее вводится понятие «бытие-в-мире», которое характеризует неразрывность… Сартр в книге «Бытие и ничто» выделяет три формы бытия: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «бытие-для-другого».

Психоанализ.

Оно (Id) – глубинный слой бессознательных влечений, которое руководствуется только принципом удовольствия безотносительно к социальной реальности, а… Я пытается подчинить себе Оно. Если это не удается, то Я подчиняется Оно.… Задача писхоанализа, по Фрейду, состоит в том, чтобы перевести бессознательное в область сознания. «Там, где было Оно,…

Лекция 9. Русская философия середины XIX-XX вв

 

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.

Характерной чертой русской философии, является проблема осмысления судьбы русского народа, тема России. В рамках этой темы рассматривается вопрос об… Философия выступает как важнейшая сторона общекультурной и… В XVII в начинается процесс выделения философии в самостоятельную форму общественного сознания, в особую область…

Религиозная философия России

В своей философии он пытается соединить христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Он считает, что «нравственный… Центральной идеей философии Соловьева является идея всеединства. Он считает,… Философия всеединства утверждает не только единство различного, но единство, в котором сохраняется все. Для освоения…

Народническая философия

Известность как идеолог народничества Лавров получил после опубликования работы «Исторические письма», сразу привлекшей к себе внимание читающей… Философские взгляды Лаврова сложились в результате усвоения различных идейных… Более сложным было отношение у него к материализму. Положительной чертой этого направления он считал знание законов…

Судьба марксистской философии в России.

Философия, по Плеханову, имеет три части: диалектику как метод и теорию развития; философию природы; философию истории. Главная задача философии –… Без диалектики, по мнению Плеханова, невозможна материалистическая теория… Плеханов одним из первых обратил внимание на необходимость учета мотивов, целей, интересов при исследовании…

Заключение

 

Мы кратко рассмотрели важнейшие вехи становления и развития истории европейской философской мысли с древнейших времен до настоящего времени. В процессе становления, распространения и смены различных философских течений и школ шло накопление знаний об общих связях и отношениях действительности, формировались законы логического мышления, преодолевались ошибки, заблуждения, искажения истины, происходило поступательное движение философского познания мира, обогащалась культура мышления. В многообразных формах древнегреческой философии сложились в зародыше все позднейшие типы мировоззрения – материализма, идеализм, диалектика, метафизика, агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм. Сформировались два принципиально разных подхода к пониманию отношения бытия и мышления – материализм и идеализм, «линия Демокрита» и «линия Платона», - взаимоотношение которых предопределило содержание всей последующей философии.

В процессе развития истории философии на смену наивным материалистическим представлениям античных греков о мире, возникшем из естественных первоначал (огня, воды, воздуха, земли, апейрона, атома и т.д.), пришли научные понятия материалистов нового времени о первичности материи как объективной реальности, существующей независимо от сознания человека. Развитие философской мысли характеризует процесс перерастания наивно-материалистических представлений человека о своих способностях познать мир в стройную материалистическую теорию познания, основанную на принципе отражения, показывающую безграничную возможность человеческого сознания познавать окружающую действительность и получать достоверное знание о природных и социальных процессах.

История философии показывает, что при всей односторонности и заблуждениях, в которые довольно часто попадала философская мысль за многие века своего существования, философия в целом шла вперед по пути прогрессивного развития философского познания мира, способствуя решению задач, стоящих перед человечеством на каждом конкретном этапе его бытия. Развитие философии никогда не было плавным и безмятежным. В действительности внутри нее шла постоянная борьба между различными школами и направлениями, отражающими интересы различных социальных слоев общества.

История философии – это не сумма многообразных философских знаний, сменяющих друг друга, а закономерный исторический процесс, в котором все ступени тесно связаны между собой и каждая последующая стадия вырастает из предыдущей. В процессе развития устаревшее знание не отбрасывается за ненужностью, а включается в качестве элемента в новую философскую систему.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Философия0.034

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Философия конспект лекций.— Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
Автор составитель Якушев А В... Вопрос Философия как разновидность мировоззрения... Вопрос Специфика философского знания...

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева
Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Философия, ее предмет, функции и структура. Философия и мировоззрение
Термин философия возник из соединения двух греческих слов phileo любовь и sophia мудрость и означает любовь к мудрости... Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии иКитае... Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их...

Античная философия и философия средневековья
Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным… Интеллектуальные открытия греков хотя и не столь популярны, но едва ли не… Античная философия представляет собой единство содержания, метода, цели. В содержании философия стремится к…

Философия 2 курс 2 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Если во всех реальностях в которых существует человек его жизнь... Качество познания действительности идет от того насколько я смог ощутить себя этой психоэнергетической сущностью...

Философия 2 курс 3 – конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Расшифровка значений ВЪРА ВеРА ВЬРА ВЕРА Слово ошибка О это ОНО какое то ШИБКА т е быстро...

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи
На сайте allrefs.net читайте: Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи...

Философия 1 - конспект выполнила РАСА
Почти стенографическое конспектирование уроков АДУ начато в июле года... Видеоуроки го курса скачаны отсюда http yafh narod ru asg html... Слова мне ранее незнакомые или непонятные отмечены знаком вопроса в скобках Конспекты вторично не...

Философия 12 - конспект выполнила РАСА
СОДЕРЖАНИЕ Слово Мудрости Волхва Велимудра Кто решит идти по вниз уходящей дороге никогда не получат достаточной силы чтобы вернувшись к... Родовая мудрость Государства и... Ежели кто приласкает накормит чадо сироту дав ему кров тепло и уют от Души а не корысти для то совершит он...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам