Эмпирический материализм XVII в.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, что наука не нуждается в понятии бога как творца всего существующего и рассматривал природу как причину самой себя, которая никем не порождена и ни от кого не зависит. Основой всего существующего в мире является материя: «Эта первичная материя является причиной всех причин, не будучи сама обусловленной никакой причиной». Материя не возникает и не уничтожается, а лишь подвергается постоянным изменениям. Ни одна конкретная вещь или конкретное свойство не могут, по его мнению, рассматриваться в качестве материи, потому что любая вещь природы, во-1-х, не обладает качеством вечности, во-2-х, имеет причину своего возникновения, тогда как материя вечна и не имеет внешних причин своего существования. Материя не есть какая-либо вещь природы, - утверждает Бэкон, «она нечто самое всеобщее в природе». И в связи с этим он отвергает понимание атома как первоосновы мира и отстаивает идею бесконечного деления материи.

Для Бэкона материя и движение неразрывны. Причем движение составляет коренное, необходимое свойство материи, без которого ее существование просто невозможно. По мнению Бэкона, одно можно утверждать с достоверностью: «Материя не знает покоя и находится в вечном движении». Он отвергает идею первотолчка и видит источник движения в самой материи. Движение не только изначально присущее материи, оно универсально, т.е. охватывает все вещи и явления материального мира, в том числе и общество. Бэкон отстаивает принцип неуничтожимости материи и считает, что «сумма материи вечна и не может быть увеличена или уменьшена». Сопротивление материи уничтожению он рассматривал как один из главных видов движения материи.

Таким образом, по мнению Бэкона, движение, во-1-х, обеспечивает сохранение материи; во-2-х, обусловливает взаимосвязь вещей природы; в-3-х, поддерживает стремление вещей к соединению и разъединению; в-4-х, создает необходимые условия для появления новых форм и разложения старых.

Природа познаваема, но на пути познания встречается множество препятствий, главными из которых Бэкон считал засоренность сознания людей, так называемыми «идолами», т.е. искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон выделяет четыре вида идолов – идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Идолы рода – это ложные представления, связанные с ограниченностью человеческого ума и органов чувств. Идолы пещеры – это искаженные представления, характерныедляотдельныхлюдейисвязанныессубъективныммиромчеловека.Идолырынка – это ложные представления, порожденные неправильным употреблением слов, разным смыслом, который в них вкладывается. Идолытеатра – это ложные представления, порожденные некритическим усвоением различных философских систем, слепой верой в авторитеты.

Освободившись от идолов, человек должен выбрать путь, ведущий к открытию истины. Существует, по Бэкону, три возможных пути познания – путь паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истины из чистого сознания. Кто идет по этому пути, тот пренебрегает фактами. «Путь муравья» - это узкий эмпиризм. Идущие этим путем, подобно муравьям, собирают разрозненные факты, не умея их обобщить, классифицировать, поэтому они не в состоянии создать настоящую теорию, способную объяснять действительность. «Путь пчелы» является единственно истинным, поскольку именно он обеспечивает получение достоверного знания. Он соединяет достоинства двух первых способов познания и освобождается от свойственных им недостатков. Здесь в полной мере используется и чувственное познание, и логическое мышление, поэтому переход от ощущений к общим положениям, от эмпирических данных к теоретическим обобщениям совершается в процессе исследования постоянно и непрерывно.

Для того, чтобы получить достоверное знание, требуется, по мнению Бэкона, специальный метод, выработку которого он считает важнейшей задачей философии, ибо «это самая важная проблема из всех существующих». Познание должно соответствовать действительности, природу следует брать такой, какой она есть на самом деле, о ней нельзя «судить на основании предвзятого мнения». «Познание есть копия того, что существует, знание есть изображение бытия», - утверждает Бэкон. Методом познания у него становится индукция, представляющая движение мысли от частных фактов к общим выводам.

Какой же должна быть индукция? Полную индукцию Бэкон отвергает на том основании, что сфера ее действия весьма ограничена, так как обзор всех фактов возможен лишь в самых простых случаях. Вывод, полученный в результате такого исследования, не имеет большого научного значения. Неполная индукция, в которой вывод получен через простое перечисление известной части случаев, не дает достоверного знания. Если мы, например, видим красные розы, то не можем сделать достоверный вывод о том, что все розы красные. Достоверное знание, по Бэкону, может дать только истинная индукция, где выводы получены не только в результате наблюдения фактов, подтверждающих его, но и на основании изучения случаев, противоречащих доказываемому положению. На отрицающие факты следует обратить особое внимание, потому что большинство ошибок при исследовании возникает тогда, когда люди обращают внимание только на те факты, которые подтверждают их гипотезу и игнорируют факты, не соответствующие сделанному предположению.

Учет «отрицательных фактов» требует от исследователя активного вмешательства в процесс наблюдения, т.е. использование эксперимента, который позволяет устранить недостатки, присущие чувствам. Для познания причин явлений необходимо провести наблюдения по трем направлениям и составить три таблицы. Первая из них – таблица присутствия, включающая в себя все вещи, в которых обязательно присутствует данное свойство. Например, свойство теплоты в костре, солнце и т.д. Другая – это таблица отсутствия, в которой указываются случаи, где данное свойство отсутствует (луна). Третья – это таблица степеней, в которой указываются случаи, где исследуемое свойство присутствует в разной степени развития – от самой слабой до наиболее полной. В конечном счете, ученый должен получить положительный вывод, указывающий наличие общего свойства во всех случаях, включенных в таблицы.

Социально-политические взгляды Бэкона были антифеодальными. Он верит в перспективы буржуазного развития Англии и советует всячески способствовать капиталистическому ведению сельского хозяйства, развитию купечества, без которого невозможно процветание страны, рост ее богатства. Он считал наиболее подходящей для Англии парламентскую монархию, а для Нидерландов – республику. В народе он видел источник возмущения и бунта более опасный, чем своевольная знать. Он отказывает народу в праве на сопротивление, ибо всякая власть от бога. В отношении народа следует проводить политику кнута и пряника: успокаивать обещаниями и запугивать репрессиями.

В книге «Новая Атлантида» Бэкон описывает будущее общество, которое сложилось на острове Бенсалем. Здесь есть классы, король, все жители христиане. Но реальная власть сосредоточена в руках «мудрецов» - своеобразного парламента. Расцвет Бенсалама обеспечивается развитием науки. Здесь имеется «дом Соломона» - это своеобразная Академия наук. В «Новой Атлантиде» можно увидеть один из первых проектов технократической утопии в истории социологической мысли.

Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье сельского священника, окончил Оксфордский университет и некоторое время был секретарем Ф. Бэкона. Основные работы: «Элементы законов, естественных и политических» (1640), «Левиафан» (1651). В его философской теории материализм Бэкона получил свою систематизацию и дальнейшее развитие. Философия, по Гоббсу, должна служить практическим потребностям людей. Философская система Гоббса имеет две части – философию природы и философию государства.

Гоббс признавал наличие только одной единственной субстанции - материи, которая не может быть произведена и не может бесследно исчезнуть. Она вечна в своих постоянных превращениях и переходах из одного состояния в другое. Нет материи как таковой. «Первая материя поэтому не является самостоятельной вещью. Materia prima есть, таким образом, тело в общем смысле, т.е. тело, рассматриваемое универсально». Материя, по Гоббсу, - это то, что присуще всем телам природы и что не может существовать отдельно от них.

В природе реально существуют только тела, нет никаких нематериальных, субстанций. Не бывает так же и врожденных идей. Тела – это то, что не зависит от мышления человека и протяженно. Тела состоят из корпускул, делимых до бесконечности. Все тела обладают свойствами, или акциденциями, которые никогда не существуют отдельно от тел. Основными акциденциями тел, по Гоббсу, являются протяженность, место, движение, покой. Главнейшей акциденцией он считал протяженность и поэтому отрицал наличие в мире пустоты.

Гоббс сводил все движение в природе к механическому перемещению. Всякое изменение имеет своим основанием движение. Разнообразие всяких форм материи возникает из разнообразия движений, посредством которых они образуются. Познать вещь – значит раскрыть ее движение. Сам процесс познания рассматривается им как особая форма движения, в ходе которой предмет воздействует на органы чувств человека и вызывает определенное восприятие. Восприятия и представления – это ничто иное как остатки прошлых движений. Жизнь он определяет как особое движение.

Для Гоббса человек – это промежуточное звено между природой и обществом. Учение о человеке играет у него роль введения в учение о государстве. Природу человека он характеризует как совокупность потребностей, страстей, способностей и сил. По способностям и по крови люди от природы равны. Различия между людьми возникают вследствие телесного устройства и воспитания. По Гоббсу, человек от природы враг другому человеку в силу естественной жадности и эгоистичности своих желаний. Но это вовсе не значит, что люди по природе своей злы. Они озлобляются вследствие постоянных столкновений, происходящих потому, что человек от природы получил право на все. Человек стремится не к мирному сожительству с себе подобными, а к обладанию благами, могуществом, властью. Возникает состояние «войны всех против всех». Это состояние Гоббс называет «естественным состоянием. В ходе всеобщей войны возникает угроза взаимного уничтожения. Людьми овладевает страх, они принимают решение перейти в общественное состояние, заключают общественный договор и создают государство, надеясь с его помощью поддерживать среди людей надлежащий порядок.

Государство, по Гоббсу, получает неограниченное право распоряжаться жизнью и смертью людей в силу действия объективной закономерности самой природы,. Среди мира тел, созданных природой, государство выделяется как тело искусственное, созданное сознательной волей людей. Государство – это «искусственное животное», поэтому строение государства уподобляется устройству животного организма. Правитель – это его душа, чиновники – нервы и сухожилия, исполнительные и судебные органы – суставы, тайные агенты – глаза и уши государства. Гражданский мир в государстве – это его здоровье, а мятеж, перерастающий в гражданскую войну, означает болезнь.

По Гоббсу, общественный договор был реальностью только в момент его заключения, когда люди договорились между собой о совместной передаче ими своей свободы государству, т.е. правительству. Власть передается правительству без всяких условий и без права денонсации договорного обязательства. Народ не является сувереном, потому что вся полнота власти достается правительству, а конкретнее – правителю, который, по Гоббсу, является безраздельным и никому неподотчетным носителем государственной воли. Ему принадлежит и законодательная, и исполнительная, и судебная власть, ибо разделение властей ведет к гражданской войне, считает Гоббс. Наиболее подходящей формой государственной власти Гоббс считает монархию, где общие интересы наиболее полно совпадают с частными интересами.

Гоббс отмечал, что в условиях общества начинают в полной мере действовать вечные и неизменные законы естественного права, вытекающие из законов природы. На законы естественного права затем опираются конкретные гражданские законы. Естественный и гражданский закон совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем. Государство, используя всю свою мощь, реализует естественные законы, устраняя все преграды, возникающие на их пути, потому что эти законы ему выгодны.

Все граждане, в том числе и правитель, должны неукоснительно исполнять законы, действующие в государстве. Правитель обязан соблюдать перед гражданами свои обязательства, вытекающие из естественных законов, которые он не может нарушать. «Государство установлено не ради себя самого, а ради граждан». Правитель обязан издавать «хорошие законы» и не может устанавливать что-либо противное «естественным законам».

Государство должно поощрять развитие отраслей промышленности, где имеется спрос на рабочие руки; силой принуждать к труду физически здоровых людей, уклоняющихся от работы. Оно должно заниматься воспитательной и просветительской деятельности с целью внушения подданным убеждения в безграничности власти правителя и обязанности каждого покорно ему подчиняться. Государство гарантирует все гражданам свободу. По Гоббсу, каждый имеет право делать все то, что не запрещено законом. Такое понимание свободы имело исторически прогрессивное значение не только для Англии, но и для всей Западной Европы.

Джон Локк (1632-1704) родился в семье мелкого судебного чиновника. Окончил Оксфордский университет. Основные работы: «Опыт о человеческом разуме, «Два трактата о государственном правлении». Локк продолжил линию эмпирического материализма, идущую от Бэкона и Гоббса. Он поставил ряд важнейших философских вопросов: как возникает сознание? как приобретаются знания? что такое разум? Он не смог дать на них последовательного материалистического ответа, но заложил прочные основы для их правильного решения. Он решительно выступил против теории врожденных идей и отверг идеалистическое учение о нематериальном происхождении и сущности человеческого разума. Человек от рождения имеет только способность чувственного восприятия мира вещей. Если бы знания давались человеку от рождения, то они, во-1-х, должны быть известны всему человечеству; во-2-х, быть одинаковыми по содержанию у всех людей; в-3-х, должно быть особенно ясны детям, дикарям и необразованным людям, чей разум ближе всего стоит к естественной природе. Однако история показывает, что человечество на разных ступенях своего развития имеет разные знания. Да и отдельные люди обнаруживают поразительное неравенство в количестве имеющихся знаний. Если бы идеи были врожденными, то тогда бы, по мнению Локка, все духовное развитие человека было заранее фатально предопределено и совершенно не зависело бы от конкретных условий его жизнедеятельности. В этом случае человечеству не пришлось бы постоянно совершенствовать и развивать педагогическую систему обучения и воспитания подрастающего поколения.

Источником знаний и нравственных правил, по Локку, являются сами вещи и опыт их использования. Он различает внешний и внутренний опыт. Внешний опыт возникает под воздействием на человека предметов внешнего мира. Он состоит из ощущений. Внутренний опыт представляет собой знание души о своей собственной деятельности, в особенности о своих психических переживаниях. Этот опыт Локк называет рефлексией. Из ощущений и рефлексии человек получает весь материал своего познания. Сам этот материал складывается из простых идей – наиболее ясных элементов нашего знания. Простые идеи внешнего опыта Локк разделил на две группы – идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.

К идеям первичных качеств Локк относил фигуру, протяженность, длительность, величину, движение, покой. Они первичны, во-1-х, потому, что тело ни при каких изменениях не может их потерять, а во-2-х, они действуют на наши органы чувств, вызывая различные ощущения и идеи. Идеи вторичных качеств (цвет, запах, вкус) возникают только при определенных условиях и связаны со спецификой наших органов чувств. Об этих идеях уже нельзя говорить с уверенностью, что они отражают качества тел такими, какими эти качества существуют на самом деле в реальной действительности. В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения.

Локк является основателем материалистической теории познания, детальной разработанной на основе принципа эмпиризма. Он различает три вида познания: чувственное (сенситивное), демонстративное, интуитивное.

Чувственное познание основано на чувственном опыте и дает достаточно точную копию предметов объективной реальности. Здесь знание мы получаем через идеи первичных и вторичных качеств, которые воспринимаются нами в данный момент. Чувственному познанию соответствует определенный вид истинности, а именно истинность идей. Простые идеи истинны, если они точно отображают свойства конкретных вещей.

Демонстративное познание происходит посредством умозаключений и по степени достоверности оно стоит выше чувственного. Этот вид познания определяет соответствие связи идей связям свойств в вещах и связям вещей. Знание на этой ступени опирается на доказательства.

Интуитивное познание есть непосредственное, без всяких доказательств и рассуждений, ясное и отчетливое убеждение соответствия и несоответствия идей друг другу. Локковская интуиция не имеет ничего общего со средневековым пониманием интуиции как мистического озарения, божественного откровения. Основой знаний он считал чувственные восприятия вещей и предметов реального мира, поэтому интуицию понимал как такое действие разума, которое обращено на идеи, полученные из опыта, а не чисто интуитивным путем.

Локк решительно выступил против учения Гоббса о неограниченности правительственной власти. Его политический идеал – конституционная монархия с разделением ветвей власти. По Локку, верховная, законодательная власть принадлежит парламенту, решающему все вопросы «по воле большинства». Исполнительная власть, включая судебную и военную, передается правительству и королю. Сношения с другими государствами также поручаются кабинету министров. Полномочия правительства регулируются законом и ни один министр или сам король не вправе преступить закон.

Свою политическую концепцию Локк пытался обосновать с помощью собственного варианта учения об естественном праве и общественном договоре. По Локку, в существовавшем изначально естественном состоянии людей отсутствовало состояние «войны всех против всех». Тогда каждый человек имел частную собственность, которая была разной по размеру, но достаточной для поддержания достойного существования. Кроме того, каждый обладал равными возможностями увеличить ее в силу своего умения и способностей. Таким образом, по Локку, частная собственность существовала задолго до установления государства, поэтому ни король, ни князья не имеют никакого права посягать на имущество граждан.

Однако опасность потери имущества становилась все более очевидной и люди с целью обеспечения неприкосновенности собственности, заключили общественный договор и создали государство. Общественный договор был заключен, по Локку, как бы «молчаливым образом», т.е. вошел в жизнь людей стихийно и постепенно. На основе общественного договора правительству от имени народа была вручена власть, получив которую правительство не ввело новых законов, но гарантировало действие ранее сложившихся принципов взаимоотношений между людьми. В естественном состоянии таких гарантий не было. Если же правительство нарушает основные принципы, народ вправе поднять восстание, расторгнуть договор с существующим правительством и установить новую власть. Но выступать с оружием в руках против парламента народ не может, потому что имеет законные основания замены неугодного парламента с помощью выборов. Своей политической теорией Локк заложил основы для формирования идеи правового государства.