Французский материализм XVIII в

Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедистами Дидро, Ламетри. «Система природы» - его главное сочинение стало программой и основным итогом теоретической деятельности энциклопедистов. На основе законов природы Гольбах в этой работе сформулировал принципиальные положения науки об исправлении отошедшего от «принципов разума» феодального общества Франции. Можно сказать, что в «Системе природы» был перекинут мостик от философии к политике.

Он дает определение материи, по которому «материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». В этом определении впервые в истории философии содержится указание на противоположность материального и идеального. Однако материальное отождествляется с вещественным, чувственно воспринимаемым и это мешало Гольбаху в полной мере осмыслить и понять философскую специфику материи. Философская картина природы строилась на основе механики твердых тел Ньютона, но при этом совершенно исключалась идея божественного первотолчка. Гольбах видел источник движения природы в ней самой и подчеркивал, что сама сущность природы состоит в постоянном действовании. «Движение, - по Гольбаху, - это способ существования, вытекающий необходимым образом из материи». Но он сводил движение к механическому перемещению и не трактовал движение как всеобщее изменение. Метафизическое понимание движения привело Гольбаха к тезису о том, будто бы в природе нет действительного развития. Все происходящее в природе, по Гольбаху, укладывается в рамки огромных круговоротов, в которых общая сумма веществ и элементов не изменяется. Все относительно новое возникает только в результате мировых катастроф. Атомы, составляющие весь мир, он считал неизменными, а механические законы их движения признавал основными и всеобщими.

Концепция всеобщего механического движения в условиях XVIII в. хорошо действовала против принципа божественного творения, а борьбу с религией Гольбах считал главной задачей и смыслом всей своей жизни. Друзья в шутку называли его личным врагом господа Бога. Факт наличия зла в мире доказывал, по Гольбаху, полное отсутствие божественного провидения и вообще высшего существа. Феодальный абсолютизм – это зло, которое может быть устранено только руками человека. Гольбах считал, что простой народ освобождать от религиозных представлений нежелательно, потому что атеизм якобы может привести к социальному хаосу.

Чтобы просветить жизнь людей социальной теорией, надо сделать ее такой же точной наукой, как физика. Существуют три основных закона жизни людей, которые представляют собой распространение законов Ньютона на ь общественные отношения. Первый закон – это общий принцип эгоизма в жизни человека. В соответствии с законом инерции человек стремится сохранить свое существование. Второй закон гласит: в соответствии с принципом гравитации люди притягиваются к тому, что им полезно, и отталкиваются от того, что им вредно. Согласно третьему закону, всеобщий механический детерминизм движения связывает воедино природу и общество. Поэтому движение даже отдельных атомов сказывается на событиях общественной жизни. На основе натурализации и психологизации социальных законов Гольбах делал вывод о наличии в истории вечной разумной справедливости, которая позволяет безболезненно согласовывать личные и общественные интересы.

 

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) родился в семье придворного врача. Основные работы: «Об уме», «О человеке». Исходным началом всякой истинной философии он считал несотворенную, вечную и бесконечную природу. Материя как таковая, материя «вообще» не существует. Это – только слово, обозначающее свойства, общие для всех тел. Материя не может существовать без движения, а движение нельзя представить без материи. Движение – это способ бытия материи. Движение он понимает как перемещение в пространстве. Развитие Гельвеций представляет только как количественное изменение, без скачков и перерывов постепенности.

Человек – это часть природы. Он подчиняется не сверхъестественным силам, а законам физического мира. Гельвеций рассматривал человека вне конкретно-исторических условий и поэтому люди у него всегда одинаковые и «во все времена у людей были почти одни и те же потребности». Человек рождается наделенным чувством отвращения к неприятным ощущениям и стремлением к ощущениям приятным. Из чувственной природы человека он выводил принцип эгоизма, который провозгласил движущим началом жизни общества. Общественная жизнь подчиняется закону интереса, так как принцип эгоизма присущ не только отдельному человеку, но и целым народам. Уничтожить эгоистические страсти – значит уничтожить самого человека, считал Гельвеций, ибо эгоизм составляет сущность человека.

Гельвеций отстаивает идею становления личности под воздействием внешней среды. По его мнению, «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Достоинства и пороки людей не являются унаследованными качествами. Они есть продукт среды, в которой вырос человек.

Возникновение общества Гельвеций связывал с наличием потребностей у людей. Стремясь избежать голода, люди создают и совершенствуют орудия труда, объединяются в коллективы. Он указывал на огромную роль руки в трудовой деятельности человека: «Если бы природа создала на конце нашей руки не кисть с гибкими пальцами, а лошадиное копыто, тогда, без сомнения, люди не знали бы ни ремесел, ни жилищ, не умели бы защищаться от животных и озабоченные исключительно добыванием пищи и стремлением избежать диких зверей, все еще бродили бы в лесах пугливыми стадами».

Возникновение государства Гельвеций связывал с действием интересов людей, которые устанавливают сотрудничество между собой. Но интерес со временем порождает противоречия и вызывает столкновения между людьми, угрожающие безопасности каждого человека. Чтобы защитить себя, люди заключают соглашение между собой об установлении законов, регулирующих их отношения. Для контроля за соблюдением соглашения выделяются люди, облеченные общим доверием. Заключенный договор и созданные органы власти, по мнению Гельвеция, означает появление государства.

Развитие человечества идет от охотничье-собирательного образа жизни к скотоводству, а потом к земледелию. С возникновением земледелия, по Гельвецию, появляется частная собственность и законы, обеспечивающие ее неприкосновенность. На этой стадии появляется неравенство, с углублением которого Гельвеций связывал эволюцию государственной власти. Увеличение народонаселения, умножение количества законов, их усложнение приводит к обособлению от общества людей, на которых возложено выполнение государственных функций. Они все больше высвобождаются из-под общественного контроля. Государство из «слуги общества», по Гельвецию, превращается в его неограниченного властелина. Возникает деспотическое правление, которое еще больше углубляет неравенство, нищету народа. Общество не должно мириться с деспотизмом, поэтому, считал Гельвеций, «всякий народ, стонущий под игом самовластья, вправе сбросить его».

Устранив находящуюся у власти «шайку воров», народ сможет, по мнению Гельвеция, установить разумный общественный строй с соответствующими природе законами, которые восстановят гармонию между личными интересами и общественной пользой. Будет установлена республика, где общественное благо станет верховным законом, воцарится всеобщее счастье, а накопленное имущество будет приносить людям только благо.

В концепции Гельвеция принципы Просвещения в определенной степени подвергаются отрицанию. Ведь получается, что не само просвещение народа, а только коренное изменение политической среды позволит освободиться от деспотии и создать строй, способный защитить интересы всех граждан.