И. Кант

Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Докритический период (1746-1770). В работах Канта этого времени преобладает материалистический подход к анализу природы и уверенность в способности человека познавать мир: «Дайте мне материю и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир». Кант исходит из единства материи и движения, материи и ее законов и выдвигает ряд научных гипотез: 1) о бесконечном развитии Вселенной; 2) о происхождении и развитии Солнечной системы из мельчайших космических частиц; 3) о замедлении вращения Земли под влиянием приливов и отливов; 4) об относительности движения и покоя.

Критический период(1770-1804). Он называется критическим потому, что Кант подвергает критике, т. е. анализу, познавательные способности человека и границы, дальше которых не может простираться познание. Критическая философия была изложена в трех трактатах: «Критика чистого разума» (1781), где рассматривается учение о познании; «Критика практического разума» (1788), где исследуется этика; «Критика способности суждения» (1790), где представлена эстетика и учение о целесообразности в природе.

Исходным элементом философии Канта является учение о «вещи в себе». Понятие «вещь в себе» имеет у Канта два значения.

1. «Вещь в себе» - это то, что существует независимо от сознания и недоступно познанию. Мы можем познавать только явления, а сущность предметов, их внутреннюю основу мы познать не можем, она скрыта от нас непроходимой гранью и является для нас «вещью в себе». По Канту, способность познания одновременно и безгранична, и ограничена. Она безгранична, когда речь идет о познании явлений. Но наука ограничена в том смысле, что при любом расширении познания она не может выйти за пределы явления. Это значение понятия «вещь в себе» Кант использует при исследовании возможности получения достоверного знания в математике и естествознании.

2. Второе значение «вещь в себе» Кант использует, когда обосновывает идеи этики, философии истории, философии права и государства. Под «вещью в себе» в этом случае понимаются особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие, свобода воли, бог как абсолютная причина мира. Кант полагал, что у науки нет доказательств в существовании свободы, бессмертия и Бога, поэтому природу, как предмет научного знания, он относит к миру явлений, а свободу, бессмертие и бога – к миру «вещей в себе». Непознаваемость явлений природы временная, ибо прогресс науки постоянно отодвигает границы непознанного. Непознаваемость «вещей в себе» принципиальная, она не преодолевается научным прогрессом. Существование Бога – это требование практического разума, т. е. морали. Человек верит в Бога не под давлением доказательств, а повинуясь велению нравственного сознания.

Итак, должна быть создана критика «чистого разума». Разум здесь означает совокупность всех познавательных способностей человека: чувственность, рассудок, разум в узком смысле слова. «Чистый» означает свободный от эмпирии, т. е. теоретический разум. Исследование этих проблем Кант начинает с ответа на несколько предварительных специальных вопросов. Прежде всего, он делит знание на совершенное и несовершенное. Совершенное знание носит внеэмпирический, вне опытный, т.е. априорный, характер, и имеет такие признаки: 1) безусловная достоверность; 2) всеобщность; 3) необходимость. Несовершенное знание получено опытным путем и потому носит апостериорный характер.

Кант выделяет четыре вида знаний: 1)аналитические, или поясняющие; 2) синтетические, или приращивающие; 3) априорные; 4) апостериорные. В аналитических суждениях содержание предиката (сказуемого) выводится из субъекта (подлежащего). Пример: «Квадрат имеет четыре стороны». В синтетических суждениях предикат не может быть выведен из субъекта. Пример: «Дом стоит на горе». Здесь знание прибавляется извне. Если суждение апостериорное, то прибавление идет из опыта. Если априорное, то благодаря некоторым внеопытным формам. Аналитические суждения всегда априорные. Синтетические суждения бывают и априорными, и апостериорными.

Синтетические априорные суждения, по Канту, составляют фундамент научной теории, т. к. они расширяют наше знание и являются достоверными, всеобщими и необходимыми. Поэтому вопрос об источниках знания, о видах знания и его границах формулируется Кантом как вопрос о возможности априорных синтетических суждений в каждом из видов знаний: в математике, естествознании и метафизике (философии). Решая эти вопросы он исследует три познавательные способности человека: чувственность, рассудок и разум.

Итак, как возможна математика? Здесь исследуется чувственность. Он рассматривает отдельно геометрию и арифметику. В геометрии он берет суждение: «Прямая – кратчайшее расстояние между двумя точками». В этом суждении количественные представления о кратчайшем расстоянии не могут быть аналитически выведены из качественного представления о прямизне. Понятие о кратчайшем расстоянии должно быть присоединено к понятию прямой линии извне. Чтобы осуществить этот синтез, необходимо, по Канту, использовать чувственное созерцание. Основу чувственных представлений составляют априорные формы, в которые как бы «укладываются» наши ощущения. Такой априорной формой в геометрии является пространство. Но это пространство не является эмпирическим, т. е. данным в опыте. Суждения, основанные на представлении эмпирического пространства, не могут быть истинными, ибо не обладают признаками всеобщности, достоверности и необходимости и потому могут давать только вероятностное знание.

Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал. То пространство, с которым имеет дело геометрия, не выражает действительной природы вещей. Оно есть априорная форма чувственности, благодаря которой в геометрии можно получить синтетические априорные суждения. Вывод - геометрия является наукой.

В основании истин арифметики лежит другая априорная форма чувственности – время. Здесь Кант берет суждение «7+5 = 12». Оно является синтетическим, потому что из суммы 7 и 5 аналитически нельзя вывести число 12. Операция сложения предполагает последовательность моментов счета, а это значит, что число «7» представляется как семь единиц, следующих друг за другом во времени и к ним прибавляется еще пять единиц, следующих друг за другом во времени. Полученный результат будет представлять собой синтетическое априорное суждение. Время, использованное при получении этого суждения, есть время идеальное, априорное. Следовательно, арифметика является наукой. Общий вывод – математика является наукой, потому что здесь возможно получение синтетических априорных суждений.

Как возможно естествознание?? Здесь Кант исследует вторую познавательную способность – рассудок. Рассудок – это способность к понятиям и суждениям. По Канту, рассудок посредством понятий мыслит все содержание знаний, полученных с помощью чувств. Для того, чтобы мыслить данный в опыте предмет, рассудок должен иметь некоторые априорные формы, обеспечивающие возможность подведения мыслимого предмета под понятие. Такими априорными формами для рассудка являются категории. Кант выделяет 12 категорий, разделенных на 4 группы: 1) количество – единство, множество, целокупность; 2) качество – реальность, отрицание ограничение; 3) отношение – присущность (субстанция), причина, взаимодействие; 4) модальность – возможность, существование, необходимость.

По Канту, истину в естествознании можно получить только при условии, если рассудок мыслит предметы природы как подчиненные трем законам: 1) закону сохранения субстанции; 2) закону причинности; 3) закону взаимодействия субстанций. Эти законы являются всеобщими и необходимыми. Но они не являются объективными законами природы, а принадлежат рассудку как априорная форма связи того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет познания, но не в смысле его бытия как предмета природы, а в смысле придания ему формы, наиболее удобной для познания.

Таким образом, не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а наоборот, понятия и категории конструируют предмет познания. Поэтому, мы можем познавать только то, что сами создали для своего познания. Понятия и категории, будучи независимыми от сознания субъекта, обладают необходимым и всеобщим характером, поэтому основанные на них знания о явлениях природы оказываются достоверными, всеобщими и необходимыми. Однако рассудок никогда не сможет перешагнуть за границы явлений и дать достоверное знание о «вещах в себе».

Как возможна метафизика как наука? Здесь Кант обращается к третьей познавательной способности - разуму. Разум – это способность к умозаключениям, доходящая до идей. Идеи – это понятия разума о безусловном единстве всех явлений. Идеи Канта – это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием, как у Платона. Идеи в философии Канат выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к действию.

По Канту, имеются три следующие идеи: 1) психологическая, или идея о душе как безусловном единстве всех душевных явлений; 2) космологическая, или идея о мире как безусловном единстве всех условий явлений; 3) теологическая, или идея о Боге как безусловной причине всего сущего. В соответствии с этим имеются три философские дисциплины: 1) рациональная психология, 2) рациональная космология, 3) рациональная теология.

Кант доказывает, что душа, мир как целое, Бог – это «вещи в себе», т. е. объекты, недоступные теоретическому познанию, поэтому философия не является наукой.

Пытаясь получить достоверное знание об объектах умопостигаемого мира, разум впадает в противоречие. Эту проблему Кант исследует в учении об антиномиях. Антиномия – это сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антиномия включает в себя тезис и антитезис, которые взятые по отдельности имеют все логические основания быть доказанными. Кант исследует следующие антиномии: 1. Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве. Антитезис: Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве. 2. Тезис: Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3. Тезис: Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. Антитезис: Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы. 4. Тезис: К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. Антитезис: Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины.

Анализ антиномий познания у Канта завершается не открытием объективной диалектики вещей, а запрещением мышлению выходить за пределы опыта. В учении об антиномиях Кант не дает положительного понимания значения и роли противоречия в познании, он лишь отмечает, что при определенных условиях разум неизбежно впадает в противоречие.

«Критика чистого разума» образует только первое, хотя и основное, звено в учении Канта, она должна подготовить почву для обоснования практического разума, т.е. этики. Практический разум у Канта создает принципы и правила морального поведения. По Канту, для человека гораздо большее значение имеют вопросы нравственного поведения, чем вопросы научного познания. Человек представляет собой двойственное существо, принадлежащее одновременно двум мирам – миру явлений и миру «вещей в себе». В мире явлений действует эмпирический индивид, в мире «вещей в себе» - трансцендентальная личность. Каждый из них имеет свою меру оценки, выбора и действия. Поэтому необходимо создавать этику для человека как гражданина двух миров, не забывая при это, что высшая нравственность не может быть выведена из эмпирии, что основу нравственных обязанностей надо искать не в природе человека, и не в объективных условиях его жизни, а «исключительно в понятиях чистого разума».

Форму повеления Кант называет императивом. Императив – это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определенного вида. Императивы бывают гипотетические и категорические. Гипотетический императив свидетельствует о том, что поступок хорош как средство достижения конкретной цели. Категорический императив признает поступок необходимым объективно, безотносительно к какой бы то ни было цели. По Канту, нравственно только то поведение, которое полностью ориентировано на требования категорического императива. Формула основного нравственного закона гласит: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». Только такое понимание нравственного закона, по Канту, может обеспечить ему значение априорного, безусловного и объективного правила.

Нравственная воля никогда не должна пользоваться человеком как средством, но всегда должна рассматривать его как самоцель. И здесь Кант дает вторую формулировку категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился к нему только как к средству».

Кант решительно отвергает стремление к счастью в качестве принципа этического поведения. Все принципы, выводимые из принципа счастья, эмпирические, поэтому они не пригодны к тому, чтобы основывать на них моральные законы. В моральном законе нет никакого основания для необходимого соответствия между нравственностью и счастьем. Такое соответствие вообще немыслимо в пределах мира явлений. Оно может быть достигнуто только в мире «вещей в себе» при наличии трех условий, или постулатов, – свободы, бессмертия и Бога. Эти три постулата в совокупности составляют регулятивную характеристику сверхчувственного в человеке, в посмертном его существовании, над его жизнью ради утверждения морального начала.

Для теоретического разума Бог есть гипотеза, а для практического разума это лишь содержание морально необходимой веры. По Канту, Бог «необходим только с моральной точки зрения». Он провозглашает мораль независимой от религии и делает веру в Бога зависимой от морали. Человек морален не потому, что Бог дал ему мораль. Наоборот, человек верит в бога потому, что этой веры требует от него мораль.