Философия духа

Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многообразие общественных процессов Гегель представляет как развитие различных форм духа. Что такое дух? Дух, по Гегелю, есть та же абсолютная идея, но обогащенная в ходе своего диалектического развития. Дух имеет природу в качестве своей предпосылки, но не порождается ею. «Он сам порождает себя из тех предпосылок, которые он сам себе создает, - из логической идеи и внешней природы, в одинаковой мере являясь истиной и той и другой».

Дух, по Гегелю, с самого начала своего существования уже является духом, хотя сам об этом пока не знает. Дух стремится познать себя самого и историю своего возникновения, поэтому он устремлен в прошлое, где скрыта тайна его бытия. Процесс самопознания духа есть процесс диалектического становления духа, который проходит три ступени. В соответствии с этим «Философия духа» имеет три раздела: 1) учение о субъективном духе, 2) учение об объективном духе, 3) учение об абсолютном духе.

Учение о субъективном духе. Этот раздел посвящен характеристике индивидуального сознания и имеет три части: антропологию, феноменологию, психологию.

Антропология рассматривает дух в его телесности, т. е. душу. Душа имеет три формы: 1) природная душа, 2) чувствующая душа, 3) действительная душа. Природная душа есть субстанция духа и она живет общей планетарной жизнью. Жизнь Солнечной системы и Земли оказывают влияние на человека, но «для духа как такового их значение ничтожно». Чувствующая душа обладает способностью идеального воспроизведения реальности. Действительная душа уже овладевает своими ощущениями и чувствами, управляет телом. Вертикальное положение отличает человека от животных. Но оно не дано человеку от природы. Он выпрямляется энергией своей воли. Гегель отмечает огромную роль руки в жизни человека: «Рука, в особенности кисть руки, человека есть… нечто только ему свойственное; ни одно животное не имеет такого подвижного орудия деятельности, направленного вовне. Рука человека, это орудие орудий, способна служить выражением бесконечного множества проявлений воли».