рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материалистическая диалектика

Материалистическая диалектика - раздел Философия, Философия Маркс И Энгельс, Высоко Оценивая Диалектику Гегеля, Отмечали Ее Не Способност...

Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали, что диалектичны не только человеческие идеи, но и весь объективный мир, причем диалектика вещей порождает диалектику идей, а не наоборот. «Мой диалектический метод по своей основе, - писал Маркс, - не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Диалектический метод отражает всеобщие свойства и связи объективной действительности. Его принципы правильно ориентируют людей в их познавательной и практической деятельности, способствуют проникновению в сущность объекта и его целенаправленному преобразованию только потому, что диалектические законы, направляющие мыслительный процесс в определенное русло, существуют в самом объекте. Во всех определениях диалектики, данных классиками марксизма, на первый план всегда ставилась диалектика реального мира. «Так называемая объективная диалектика, - писал Энгельс, - царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга, recp. в более высокие формы». Следовательно, диалектика как наука, будучи высшим проявлением субъективной диалектики, должна изучать не только диалектическое мышление, но в первую очередь объективный мир и наиболее общие законы его развития.

Опираясь на материалистическую диалектику, как всеобщую методологию познания, Маркс выработал богатый арсенал конкретных способов и приемов исследования. Одним из главных проявлений диалектического подхода к исследованию социальных процессов является историзм. Маркс рассматривает капитализм и все его элементы как находящиеся в процессе постоянного движения, в их возникновении, развитии и отмирании. Он показал, что капитализм не может быть вечной естественной формой общественного производства, что этот способ производства, как и любой другой, является исторически преходящим.

Маркс широко использует закон количественных и качественных изменений при анализе экономических категорий. В товаре он различает качественную сторону (потребительная стоимость) и количественную сторону (стоимость). Наиболее ярким примером действия данного закона является анализ превращения денег в товар и простого товаропроизводителя в капиталиста. Для того, чтобы деньги начали функционировать как капитал, а производитель стал капиталистом, необходимо сосредоточение определенного количества денег в его руках.

Анализ капитализма Маркс начинает с раскрытия противоречий товара и завершается рассмотрением антагонистических противоречий капиталистической формации в целом, разрешение которых означает переход к коммунизму. Он прослеживает процесс развития противоречия: переход тождества в различие, превращение различия в противоположность, разрешение противоречий и показывает, что развитие противоречия ведет к качественному превращению одного явления в другое.

Маркс устанавливает, что развитие капитализма подчиняется общему диалектическому закону отрицания отрицания. Этот закон обнаруживается в связи капитализма с предшествующими формациями, с одной стороны, и с будущей, коммунистической формацией – с другой. Капитализм развивается из мелкого производства, основанного на частной собственности работника на средства производства. Капиталистическая собственность, «есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде». Усиливающиеся концентрация и централизация капитала ведут к развитию отрицания, готовят предпосылки для второго отрицания, т. е. уничтожение частной собственности в ходе социалистической революции. И «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это – отрицание отрицания.

Вся совокупность средств научного анализа, применяемых Марксом в «Капитале», образует систему, целостность которой обнаруживается в методе восхождения от абстрактного к конкретному. В отличие от Гегеля Маркс показывает, что абстрактное и конкретное в мышлении человека представляет собой не саму действительность, а только формы отражения этой действительности. Поэтому метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного. Конкретное есть «единство в многообразии», есть богатство определений вещи. Абстрактное есть бедное определение вещи, оно является одним из моментов конкретного. Объект научного мышления, по Марксу, всегда представляет собой диалектическое единство абстрактного и конкретного, поэтому способ восхождения от абстрактного к конкретному – и никак не обратный ему способ – оказывается не только правильным в научном отношении, но и вообще «единственно возможным» способом мышления в науке. Способ восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от эмпирического описания явлений, данных в созерцании, к их теоретическому пониманию – к понятию.

Важнейшим звеном диалектического метода Маркса является принцип единства логического и исторического. Вопрос об отношении логического к историческому был связан с необходимостью материалистически обосновать способ восхождения от абстрактного к конкретному. Логическое воспроизведение действительности способом восхождения от абстрактного к конкретному отражает реальную историческую последовательность тех фаз, которые проходит во времени изучаемый объективный процесс. Но логическое развитие понятий не может слепо ориентироваться на историческую последовательность событий во времени. «Было бы неосуществимым и ошибочным трактовать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствует последовательности исторического развития», - отмечал Маркс. Категории берутся на стадии высшего развития предмета и в той последовательности, которая дает наибольшие возможности для понимания предмета. Анатомия человека – ключ к пониманию анатомии обезьяны, а не наоборот, отмечал Маркс. Исторический метод раскрывает историю развития предмета. История вооружает теоретика объективным ориентиром, с помощью которого можно дать верное логическое изображение предмета.

Диалектический метод Маркса вошел в социологические науки, стал основой различных направлений социального познания. Его уже невозможно выбросить из методологического арсенала современной науки, хотя такое желание у противников Маркса всегда было и есть, но дело это безнадежное, как показала история развития самого марксизма. Метод Маркса сравним с луком Одиссея: он не стреляет только у того, кто не в силах его натянуть.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материалистическая диалектика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги