рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обоснование коммунизма

Обоснование коммунизма - раздел Философия, Философия Идея Коммунизма Связана С Упразднением Частной Собственности, Поэтому Маркс, ...

Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследование той формы труда, которая ее создает. Экономисты считали, что частная собственность создается всяким трудом. Маркс показал, что частную собственность создает не труд вообще, а исторически определенная форма деятельности – отчужденный труд. Труд, по Марксу, - это сущность человека, то, благодаря чему он становится человеком как общественным существом. Если бы труд создавал только товары, то понятие отчужденного не имело бы столь существенного значения для человека. Однако труд играет решающую роль в историческом развитии человека, поэтому понятие отчужденного труда напрямую связано с понятием отчуждения человеческой сущности. Отчужденный труд, по Марксу, характеризуется следующими признаками: 1) этот труд для рабочего является чем-то внешним, не принадлежащим его сущности; 2) этот труд принудительный, он не является удовлетворением потребности в трудовой деятельности, а является только средство для жизни; 3) этот труд и его результаты принадлежат не рабочему, а владельцу средств производства.

В каком соотношении оказываются частная собственность и отчужденный труд? Маркс показывает, что «отчужденный труд есть непосредственная причина частной собственности», а содержание отчужденного труда раскрывается как результат движения частной собственности. «Частная собственность, - пишет Маркс, - оказывается, с одной стороны, продуктом самоотчужденного труда, а с другой стороны, средством его самоотчуждения, реализацией этого отчуждения». Понять частную собственность как следствие отчужденного труда, как определенный исторический продукт – значит обнаружить ее преходящий характер. Но если существует историческая необходимость появления частной собственности, то должна быть историческая необходимость ее ликвидации как изжившего себя отношения.

Далее Маркс обращается к различным учениям утопического социализма и коммунизма и обнаруживает, что они упразднение частной собственности сводят чаще всего к «экспроприации экспроприаторов», т. е. к отнятию и распределению собственности. Он подвергает резкой критике уравнительный коммунизм. Главной целью человека здесь считается обладание вещами, поэтому принцип уравнительного коммунизма – равное право всех на существующую частную собственность. Этот коммунизм отрицает личность человека, является последовательным выражением частной собственности, поэтому он проповедует возврат «к неестественной простоте бедного и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее». Уравнительный коммунизм «еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребностей», поэтому он все еще находится в плену у частной собственности. Реализация на практике принципов этого коммунизма привела к тому, что собственность стала государственной. Основная масса граждан оказалась отделенной от собственности, не была заинтересована в результатах своего труда, в росте его производительности.

Отвергнув уравнительный коммунизм, Маркс и Энгельс вырабатывают собственную концепцию коммунизма. «Коммунизм для нас, - писали они, - не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». Т. о., коммунизма для них - это не идеальное общество, где будут разрешены все проблемы человека, а реальное действие, уничтожающее частную собственность. Но уничтожение прежних форм собственности не является только прерогативой коммунизма. Все отношения собственности подвержены постоянной смене по мере их несоответствия меняющимся историческим условиям бытия общества. Так, например, французская революция отменила феодальную собственность и провозгласила буржуазную собственность. Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

Капитал – это собственность, эксплуатирующая наемный труд. Капитал вместе с тем представляет собой коллективный продукт, который может быть приведен в движение совместной деятельностью многих членов общества, а, в конечном счете, всех членов общества. Капитал – не личная, а общественная сила и «если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер». И далее Маркс и Энгельс еще раз убедительно напоминают: «Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

С победой революции пролетариат превращается в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, вместе с которыми он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Развитие общественной собственности на средства производства создает материальные предпосылки для всестороннего развития и духовного обогащения личности. Благодаря этому «на место политико-экономического богатства и политико-экономической нищеты становится богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, нужда». В мире частной собственности богатство человека – это главным образом принадлежащие ему вещи, товары, капитал. При коммунизме мерилом богатства будет степень развития и применения человеческих способностей, поэтому коммунистическое переустройство общества представляет собой всестороннее освобождение человека.

По Марксу, положительное упразднение частной собственности является не конечной целью всемирной истории, а основой последующего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются три этапа: 1. Эпоха отчуждения – царство естественной необходимости. 2. Эпоха коммунизма, эпоха уничтожения частной собственности – это царство осознанной необходимости. 3. Эпоха гуманизма – царство свободы. Уничтожение капитализма есть конец предыстории человечества и начало его действительной истории, когда все блага общества будут направлены на развитие человеческой сущности и формирование гармоничной всестороннее развитой личности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обоснование коммунизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги