Обоснование коммунизма

Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследование той формы труда, которая ее создает. Экономисты считали, что частная собственность создается всяким трудом. Маркс показал, что частную собственность создает не труд вообще, а исторически определенная форма деятельности – отчужденный труд. Труд, по Марксу, - это сущность человека, то, благодаря чему он становится человеком как общественным существом. Если бы труд создавал только товары, то понятие отчужденного не имело бы столь существенного значения для человека. Однако труд играет решающую роль в историческом развитии человека, поэтому понятие отчужденного труда напрямую связано с понятием отчуждения человеческой сущности. Отчужденный труд, по Марксу, характеризуется следующими признаками: 1) этот труд для рабочего является чем-то внешним, не принадлежащим его сущности; 2) этот труд принудительный, он не является удовлетворением потребности в трудовой деятельности, а является только средство для жизни; 3) этот труд и его результаты принадлежат не рабочему, а владельцу средств производства.

В каком соотношении оказываются частная собственность и отчужденный труд? Маркс показывает, что «отчужденный труд есть непосредственная причина частной собственности», а содержание отчужденного труда раскрывается как результат движения частной собственности. «Частная собственность, - пишет Маркс, - оказывается, с одной стороны, продуктом самоотчужденного труда, а с другой стороны, средством его самоотчуждения, реализацией этого отчуждения». Понять частную собственность как следствие отчужденного труда, как определенный исторический продукт – значит обнаружить ее преходящий характер. Но если существует историческая необходимость появления частной собственности, то должна быть историческая необходимость ее ликвидации как изжившего себя отношения.

Далее Маркс обращается к различным учениям утопического социализма и коммунизма и обнаруживает, что они упразднение частной собственности сводят чаще всего к «экспроприации экспроприаторов», т. е. к отнятию и распределению собственности. Он подвергает резкой критике уравнительный коммунизм. Главной целью человека здесь считается обладание вещами, поэтому принцип уравнительного коммунизма – равное право всех на существующую частную собственность. Этот коммунизм отрицает личность человека, является последовательным выражением частной собственности, поэтому он проповедует возврат «к неестественной простоте бедного и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее». Уравнительный коммунизм «еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребностей», поэтому он все еще находится в плену у частной собственности. Реализация на практике принципов этого коммунизма привела к тому, что собственность стала государственной. Основная масса граждан оказалась отделенной от собственности, не была заинтересована в результатах своего труда, в росте его производительности.

Отвергнув уравнительный коммунизм, Маркс и Энгельс вырабатывают собственную концепцию коммунизма. «Коммунизм для нас, - писали они, - не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние». Т. о., коммунизма для них - это не идеальное общество, где будут разрешены все проблемы человека, а реальное действие, уничтожающее частную собственность. Но уничтожение прежних форм собственности не является только прерогативой коммунизма. Все отношения собственности подвержены постоянной смене по мере их несоответствия меняющимся историческим условиям бытия общества. Так, например, французская революция отменила феодальную собственность и провозгласила буржуазную собственность. Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

Капитал – это собственность, эксплуатирующая наемный труд. Капитал вместе с тем представляет собой коллективный продукт, который может быть приведен в движение совместной деятельностью многих членов общества, а, в конечном счете, всех членов общества. Капитал – не личная, а общественная сила и «если капитал будет превращен в коллективную, всем членам общества принадлежащую, собственность, то это не будет превращением личной собственности в общественную. Изменится лишь общественный характер собственности. Она потеряет свой классовый характер». И далее Маркс и Энгельс еще раз убедительно напоминают: «Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд».

С победой революции пролетариат превращается в господствующий класс и упраздняет старые производственные отношения, вместе с которыми он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Развитие общественной собственности на средства производства создает материальные предпосылки для всестороннего развития и духовного обогащения личности. Благодаря этому «на место политико-экономического богатства и политико-экономической нищеты становится богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, нужда». В мире частной собственности богатство человека – это главным образом принадлежащие ему вещи, товары, капитал. При коммунизме мерилом богатства будет степень развития и применения человеческих способностей, поэтому коммунистическое переустройство общества представляет собой всестороннее освобождение человека.

По Марксу, положительное упразднение частной собственности является не конечной целью всемирной истории, а основой последующего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются три этапа: 1. Эпоха отчуждения – царство естественной необходимости. 2. Эпоха коммунизма, эпоха уничтожения частной собственности – это царство осознанной необходимости. 3. Эпоха гуманизма – царство свободы. Уничтожение капитализма есть конец предыстории человечества и начало его действительной истории, когда все блага общества будут направлены на развитие человеческой сущности и формирование гармоничной всестороннее развитой личности.