рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позитивизм.

Позитивизм. - раздел Философия, Философия Одним Из Наиболее Влиятельных Течений Западноевропейской Философии Является П...

Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Сложилось три формы позитивизма: 1) классический позитивизм, 2) эмпириокритицизм, 3) неопозитивизм.

Классический позитивизм представлен в работах Конта, Милля, Спенсера и др. Позитивисты считали, что науки обладают способностью к бесконечному развитию, поэтому они не нуждаются в какой-либо стоящей над ними философии и должны опираться сами на себя. Но из этого не следует, что для познания действительности достаточно деятельности отдельных дисциплин. Существующая в науке объективная потребность в раскрытии связей между отдельными дисциплинами, в создании их системы, может быть решена обобщающей дисциплиной, за которой можно сохранить название философия. Но эта новая позитивная философия не должна иметь ничего общего с традиционной философией, т к методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Новая философия должна быть продолжением специальных наук. Специальные науки раскрывают более или менее общие законы, а философия исследует самые общие закономерности. Т. о., философия сводится к общим выводам науки, не имеет дела с метафизическими проблемами, поэтому она не будет ни материалистической, ни идеалистической по своей направленности.

При исследовании каждой социальной дисциплины нужно разливать, по Конту: 1)исследование условий ее существования, законов ее функционирования (социальная статика); 2) исследование законов ее развития и изменения (социальная динамика). В основе контовской социальной статики лежит представление об обществе как организме, все части которого органически взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Это – теория порядка. Социальная динамика исследует законы последовательности смены явлений. Это – теория прогресса. Конт выделяет четыре формы прогресса: 1) материальный прогресс - улучшение внешних условий жизни; 2) физический прогресс – совершенствование самой природы человека; 3) интеллектуальный прогресс – развитие интеллекта, переход от религиозного миросозерцания к положительному мировоззрению; 4) моральный прогресс – развитие коллективности и нравственных чувств. Конт утверждал, что общество в своем движении подчиняется закону двойственной эволюции – интеллектуальной и технической. Человечество, по его мнению, проходит три стадии интеллектуального развития: теологическую, метафизическую, положительную и три стадии технического развития: традиционное, доиндустриальное и индустриальное. Закон трех стадий – главный закон социальной динамики Конта.

Позитивистская философия создала научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Прогресс естественнонаучного знания на рубеже XIX-XX вв., связанный с развитием квантовой физики, поставил под сомнение позитивистскую методологию и разрушил прежнюю научную картину мира. Интенсивное развитие науки заставило философию обратиться к изучению логических основ науки, т. е. тех вопросов, от рассмотрения которых уклонялся позитивизм.

Эмпириокритицизм Его основателями были Э. Мах (1838-1916) и Р. Авенариус (1843-1896). Эмпириокритицизм настаивает на удалении из философии таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное». Его представители считали главной задачей философии не создание всеобщей системы научного знания, а построение теории научного познания. Махисты ставили такие вопросы, которые сторонникам Конта казались слишком метафизическими, как природа познания и опыта, проблема субъекта и объекта, взаимоотношение физического и психического и т.д.

Эмпириокритицизм выдвинул три принципа познания: 1) принцип экономии мышления, который базируется на присущей человеку от природы потребности в самосохранении. Согласно этому принципу, при исследовании необходимо ограничиваться эмпирическими фактами, избегать теоретических объяснений и интерпретаций полученного материала; 2) принцип описания, который сводит всю процедуру научного познания и все приемы исследований только к описанию имеющегося результата наблюдения; 3) принцип координации между субъектом и средой, согласно которому между человеческими ощущениями существует неразрывная связь.

Однако эмпириокритицизм поставленные вопросы решал с позиций субъективного идеализма Д. Беркли. Подлинной реальностью он объявил ощущения. Вещи – это комплексы ощущений. Человеческое «Я» тоже представляется совокупностью различных ощущений, замкнутых внутри человека. Эта группа ощущений прочнее связана между собой, чем с ощущениями, образующими внешний мир. Поэтому принципиального различия между физическим и психическим, между объектом и субъектом не существует, а кажущееся различие между ними возникает вследствие разницы точек зрения на обработку материала ощущений.

Неопозитивизм – начинается с 20-х гг. XX в. Исторически первой формой неопозитивизма был логический позитивизм, сложившийся в 1923 г. в Венском университете, в так называемом «Венском кружке», в который входили М. Шлик, Р. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Вайсман и др. Философия, по их мнению, не может высказать об изучаемом предмете ни одного нового положения сверх того, что сформулировали о нем конкретные науки. Ее задача состоит в осуществлении логического анализа положений науки, в которых может быть выражено имеющееся знание о мире. Важнейшую задачу логического анализа неопозитивисты видели в том, чтобы отделить предложения, которые имеют смысл, от тех, которые с научной точки зрения такого смысла не имеют. Они делят все научные знания на фактуальные и формальные. Фактуальные, или эмпирические, науки дают нам знание о мире. Суждения этих наук являются синтетическими и они дают прирост нового знания. Формальные науки не несут никакой новой информации о мире, но дают возможность преобразовывать имеющееся знание. Предложения этих наук оказываются аналитическими. Они истинны при любом положении вещей, т. к. их истинность определяется принятыми правилами языка. Например, предложение типа: «Сейчас дождь идет или не идет».

Для того, чтобы отделить предложения, имеющие смысл, от тех предложений, которые смысла не имеют неопозитивизм использует специальный метод – принцип верификации., согласно которому, проверка предложений проходит через их сопоставление с фактами чувственного опыта субъекта. Предложение будет истинным, если оно подтверждается фактами-переживаниями. Принцип верификации доставил неопозитивистам немало хлопот. Прежде всего, потому, что сам принцип нельзя отнести ни к аналитическим, ни к синтетическим суждениям. Он вообще не подходил к неопозитивистской схеме научного знания. Оказалось, что ни одно предложение относительно будущего или прошлого не поддается верификации.

Чтобы спасти свои позиции, неопозитивисты заменили принцип верификации принципом верифицируемости, т.е. принципиальной возможностью проверки, а затем подтверждаемостью, т. е. возможностью хотя бы частичной эмпирической проверки научных предложений. Но очень скоро обнаружились новые трудности, и логический позитивизм все больше внимания начинает уделять семантическим проблемам языка. Эта работа оказалась важной и нужной для выработки «машинного языка».

Постпозитивизм. Одним из наиболее влиятельных течений этой формы неопозитивизма является критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Локатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924).

Критический рационализм предметом философии сделал науку как целостную развивающуюся систему, которую нельзя разбить на различные независимые друг от друга уровни – эмпирический и теоретический. Принцип верификации заменяется принципом фальсификации, который позволяет отделить научно знание от ненаучного. По мнению Поппера, этот принцип не является способом проверки эмпирического знания. Его задача помочь решить проблему критического пересмотра имеющегося научного знания, обеспечить смену отживших теорий новыми, соответствующими накопленным достижениям.

Заметный вклад в разработку критического рационализма внес Т. Кун, который считает, что история науки – это конкурентная борьба не различных теорий, а научных сообществ, сопровождаемые сменой парадигм. «Под парадигмой я подразумеваю, - пишет Кун, - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Господство определенной парадигмы определяет спокойное развитие науки, когда используются сходные методы исследования, по сложившимся стандартам решаются проблемные ситуации. Но со временем появляются проблемы, неподдающиеся решению в рамках данной парадигмы. Тогда в науке происходит взрыв и революционный переход к новой парадигме.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позитивизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги