Позитивизм.

Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Сложилось три формы позитивизма: 1) классический позитивизм, 2) эмпириокритицизм, 3) неопозитивизм.

Классический позитивизм представлен в работах Конта, Милля, Спенсера и др. Позитивисты считали, что науки обладают способностью к бесконечному развитию, поэтому они не нуждаются в какой-либо стоящей над ними философии и должны опираться сами на себя. Но из этого не следует, что для познания действительности достаточно деятельности отдельных дисциплин. Существующая в науке объективная потребность в раскрытии связей между отдельными дисциплинами, в создании их системы, может быть решена обобщающей дисциплиной, за которой можно сохранить название философия. Но эта новая позитивная философия не должна иметь ничего общего с традиционной философией, т к методы исследования старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Новая философия должна быть продолжением специальных наук. Специальные науки раскрывают более или менее общие законы, а философия исследует самые общие закономерности. Т. о., философия сводится к общим выводам науки, не имеет дела с метафизическими проблемами, поэтому она не будет ни материалистической, ни идеалистической по своей направленности.

При исследовании каждой социальной дисциплины нужно разливать, по Конту: 1)исследование условий ее существования, законов ее функционирования (социальная статика); 2) исследование законов ее развития и изменения (социальная динамика). В основе контовской социальной статики лежит представление об обществе как организме, все части которого органически взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Это – теория порядка. Социальная динамика исследует законы последовательности смены явлений. Это – теория прогресса. Конт выделяет четыре формы прогресса: 1) материальный прогресс - улучшение внешних условий жизни; 2) физический прогресс – совершенствование самой природы человека; 3) интеллектуальный прогресс – развитие интеллекта, переход от религиозного миросозерцания к положительному мировоззрению; 4) моральный прогресс – развитие коллективности и нравственных чувств. Конт утверждал, что общество в своем движении подчиняется закону двойственной эволюции – интеллектуальной и технической. Человечество, по его мнению, проходит три стадии интеллектуального развития: теологическую, метафизическую, положительную и три стадии технического развития: традиционное, доиндустриальное и индустриальное. Закон трех стадий – главный закон социальной динамики Конта.

Позитивистская философия создала научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Прогресс естественнонаучного знания на рубеже XIX-XX вв., связанный с развитием квантовой физики, поставил под сомнение позитивистскую методологию и разрушил прежнюю научную картину мира. Интенсивное развитие науки заставило философию обратиться к изучению логических основ науки, т. е. тех вопросов, от рассмотрения которых уклонялся позитивизм.

Эмпириокритицизм Его основателями были Э. Мах (1838-1916) и Р. Авенариус (1843-1896). Эмпириокритицизм настаивает на удалении из философии таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное». Его представители считали главной задачей философии не создание всеобщей системы научного знания, а построение теории научного познания. Махисты ставили такие вопросы, которые сторонникам Конта казались слишком метафизическими, как природа познания и опыта, проблема субъекта и объекта, взаимоотношение физического и психического и т.д.

Эмпириокритицизм выдвинул три принципа познания: 1) принцип экономии мышления, который базируется на присущей человеку от природы потребности в самосохранении. Согласно этому принципу, при исследовании необходимо ограничиваться эмпирическими фактами, избегать теоретических объяснений и интерпретаций полученного материала; 2) принцип описания, который сводит всю процедуру научного познания и все приемы исследований только к описанию имеющегося результата наблюдения; 3) принцип координации между субъектом и средой, согласно которому между человеческими ощущениями существует неразрывная связь.

Однако эмпириокритицизм поставленные вопросы решал с позиций субъективного идеализма Д. Беркли. Подлинной реальностью он объявил ощущения. Вещи – это комплексы ощущений. Человеческое «Я» тоже представляется совокупностью различных ощущений, замкнутых внутри человека. Эта группа ощущений прочнее связана между собой, чем с ощущениями, образующими внешний мир. Поэтому принципиального различия между физическим и психическим, между объектом и субъектом не существует, а кажущееся различие между ними возникает вследствие разницы точек зрения на обработку материала ощущений.

Неопозитивизм – начинается с 20-х гг. XX в. Исторически первой формой неопозитивизма был логический позитивизм, сложившийся в 1923 г. в Венском университете, в так называемом «Венском кружке», в который входили М. Шлик, Р. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Вайсман и др. Философия, по их мнению, не может высказать об изучаемом предмете ни одного нового положения сверх того, что сформулировали о нем конкретные науки. Ее задача состоит в осуществлении логического анализа положений науки, в которых может быть выражено имеющееся знание о мире. Важнейшую задачу логического анализа неопозитивисты видели в том, чтобы отделить предложения, которые имеют смысл, от тех, которые с научной точки зрения такого смысла не имеют. Они делят все научные знания на фактуальные и формальные. Фактуальные, или эмпирические, науки дают нам знание о мире. Суждения этих наук являются синтетическими и они дают прирост нового знания. Формальные науки не несут никакой новой информации о мире, но дают возможность преобразовывать имеющееся знание. Предложения этих наук оказываются аналитическими. Они истинны при любом положении вещей, т. к. их истинность определяется принятыми правилами языка. Например, предложение типа: «Сейчас дождь идет или не идет».

Для того, чтобы отделить предложения, имеющие смысл, от тех предложений, которые смысла не имеют неопозитивизм использует специальный метод – принцип верификации., согласно которому, проверка предложений проходит через их сопоставление с фактами чувственного опыта субъекта. Предложение будет истинным, если оно подтверждается фактами-переживаниями. Принцип верификации доставил неопозитивистам немало хлопот. Прежде всего, потому, что сам принцип нельзя отнести ни к аналитическим, ни к синтетическим суждениям. Он вообще не подходил к неопозитивистской схеме научного знания. Оказалось, что ни одно предложение относительно будущего или прошлого не поддается верификации.

Чтобы спасти свои позиции, неопозитивисты заменили принцип верификации принципом верифицируемости, т.е. принципиальной возможностью проверки, а затем подтверждаемостью, т. е. возможностью хотя бы частичной эмпирической проверки научных предложений. Но очень скоро обнаружились новые трудности, и логический позитивизм все больше внимания начинает уделять семантическим проблемам языка. Эта работа оказалась важной и нужной для выработки «машинного языка».

Постпозитивизм. Одним из наиболее влиятельных течений этой формы неопозитивизма является критический рационализм: К. Поппер (1902-1988), Т. Кун (1922), И. Локатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924).

Критический рационализм предметом философии сделал науку как целостную развивающуюся систему, которую нельзя разбить на различные независимые друг от друга уровни – эмпирический и теоретический. Принцип верификации заменяется принципом фальсификации, который позволяет отделить научно знание от ненаучного. По мнению Поппера, этот принцип не является способом проверки эмпирического знания. Его задача помочь решить проблему критического пересмотра имеющегося научного знания, обеспечить смену отживших теорий новыми, соответствующими накопленным достижениям.

Заметный вклад в разработку критического рационализма внес Т. Кун, который считает, что история науки – это конкурентная борьба не различных теорий, а научных сообществ, сопровождаемые сменой парадигм. «Под парадигмой я подразумеваю, - пишет Кун, - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Господство определенной парадигмы определяет спокойное развитие науки, когда используются сходные методы исследования, по сложившимся стандартам решаются проблемные ситуации. Но со временем появляются проблемы, неподдающиеся решению в рамках данной парадигмы. Тогда в науке происходит взрыв и революционный переход к новой парадигме.