рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциализм.

Экзистенциализм. - раздел Философия, Философия Экзистенциализм Возникает В 20-Е Гг. Xx В. В Германии. Его Основателями Были ...

Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представителями французского экзистенциализма были Ж. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960). «Экзистенция» - ключевое понятие экзистенциализма. Экзистенциалисты различают «бытие» и «существование». Бытие относится к окружающему человека природному и социальному миру, существование - к внутренней жизни человека, к его индивидуальному «Я».

Учение о бытииПервоосновой онтологии экзистенциализма, по Хайдеггеру, является Dasein, которое характеризуется как особое человеческое бытие, которое способно «вопрошать» о самом себе и о бытии вообще. Такое бытие и есть фундамент, на котором должна строиться всякая онтология.

Далее вводится понятие «бытие-в-мире», которое характеризует неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и объективного. Хайдеггер рассматривает «бытие-в-мире» как априорное определение человека, основу которого составляет страх, тревога, забота и т. д. «Бытие-в-мире» он считает первичным. Его первичность обусловлена сознанием индивида. Таким образом, бытие внешнего мира формируется через бытие внутреннего мира человека. Человек конструирует бытие, или мир, поэтому выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия вообще.

Сартр в книге «Бытие и ничто» выделяет три формы бытия: «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «бытие-для-другого».

«Бытие-в-себе» - это бытие вещей. Оно выражает полную слитность вещи с собой, отсутствие различия и тем более противоположности. Это бытие есть абсолютная пассивность. Оно не может действовать на сознание и вообще не может действовать на что бы то ни было. Лишенное качественной определенности, движения, развития это бытие превращается в пустое бессодержательное понятие. «Бытие-для-себя» есть не что иное, как сознание. «Сознание существует само по себе, - пишет Сартр. - Нет ничего, что было бы причиной сознания. Оно является причиной своего собственного рода бытия». Поскольку «бытие-в-себе» пассивно, то «бытие-для-себя» становится единственным источником качественного многообразия мира, носителем жизни и движения. «Бытие-для-других» выражает межличностные отношения, в основе которых лежит конфликт между «Я» и «Другими». Источником конфликта является позиция «Другого», препятствующего тому, чтобы Я стало полнотой бытия. «Другой» может рассматривать меня не как свободное бытие, а как вещь среди других вещей. Тем самым взгляд «Другого» крадет, по Сартру, свободное бытие личности. Со своей стороны, личность посредством своего взгляда крадет свободное бытие «Другого». В поисках разрешения этого конфликта личность стремится слить взгляд «Другого» со своим сознанием и таким образом получить знание о себе как «изнутри», так и «извне».

Сущность и существование. Это центральная проблема экзистенциализма. Сартр так объясняет специфику человеческого существования. При изготовлении ножа ремесленник руководствуется понятием ножа. Невозможно представить себе человека, который изготовил бы нож, не зная, зачем он ему нужен. Следовательно, по Сартру, мы можем сказать, что у ножа его сущность предшествует его существованию. Иначе обстоит дело с человеком. Ребенок, родившись, уже начинает существовать, ничего еще собой не представляя. Здесь существование предшествует сущности, ведь ребенку еще предстоит создать свою сущность. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя – в этом состоит первый принцип экзистенциализма. Но если существование действительно предшествует сущности, говорит Сартр, то человек ответственен за то, что он есть. Человек отвечает не только за свою судьбу, но и за всех людей, потому что нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим понятиям, должен быть, и потому оказывается значимым не только для нас, но и для всего человечества.

Брать на себя ответственность – значит делать выбор. Человек выбирает при любых обстоятельства, даже тогда, когда не хочет выбирать. Сартр приводит такой пример. Один молодой человек никак не может для себя решить проблему: вступить ему в ряды Сопротивления или остаться с матерью. Юноша может обратиться за советом к священнику. Но ответ зависит от того, к какому священникуон обратится: или к священнику – коллаборционисту, или к священнику – участнику Сопротивления. Так что, выбирая советчика, юноша все равно выбор делает сам, и он свободен в своем выборе.

Человек не может опереться на других людей в своем выборе, потому что каждый человек свободен и действует на свой страх и риск. Поскольку моральные ценности, существующие в обществе, не дают человеку оснований для своего выбора, то человек имеет право опираться на собственные моральные представления, т. е. признается право человека действовать по своему произволу. Но никто, по Сартру, не должен пытаться переложить ответственность за свои действия на другого человека или обстоятельства. За свой выбор человек сам несет полную ответственность, но не перед обществом, а только перед самим собой.

И здесь встает вопрос о свободе человека. Возможность выбора составляет содержание свободы. Причем речь идет не о выборе реальной возможности, а об отношении к данной ситуации. Независимость человека, по сути дела, состоит в том, как он воспринимает свою зависимость. Он может «свободно» примириться с ней или не принять ее и бороться с ней. Более того, объективная ситуация не сама по себе ограничивает нашу свободу, а только в той мере, в какой мы переживаем ее как ограничение, относимся к ней как к препятствию. Расстояние от Парижа до Нью-Йорка, по Сартру, является препятствием только для того, кто собрался ехать в Нью-Йорк. Если же у человека такого желания нет, то расстояние не ограничивает его свободы.

Категория «свободы» противопоставляется необходимости, закономерности. Свобода предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его. Свобода, по Сартру, есть разрыв причинной обусловленности, она образует «дырку в бытии». Критерием свободы служит не настоящее, а проектируемое сознанием будущее. Причем это будущее берется вне связи с возможностью ее превращения в действительность. Свобода обеспечена только выбором цели и не нуждается в достижении цели. Абсолютность свободы делает человека не свободным от свободы. Человек, по Сартру, «осужден быть свободным». Фатализм свободы, по Сартру, «оборачивается тотальным отчуждением человека».

Проблема смысла жизни. В своем главном философском труде «Миф о Сизифе» Камю рассматривает вопрос о том, является ли жизнь просто биологическим процессом, или в ней реализуются собственно человеческие ценности, придающие ей смысл. Стремясь разобраться в смысле своей жизни человек, по Камю, обращается за подсказкой к окружающему миру и очень скоро осознает отличие природы от него и ее равнодушие к его заботам. Если мир бесчеловечен, то «люди также порождают бесчеловечное». Люди не понимают ни себя, ни других. В отношениях между ними царит жестокая бессмысленность. Абсурдность мира порождает абсурдность человеческой жизни.

Человек не хочет примириться с иррациональностью мира и бунтует против него. Камю подчеркивает, что «абсурдный человек» - это прямая противоположность примирившемуся человеку, что абсурд означает постоянное напряжение и борьбу. С бунтом Камю связывает вопрос о свободе человека. Осознав равнодушие мира, и утратив веру в бога, абсурдный человек приходит к выводу, что источником всех его ценностей и единственным судьей может быть только он сам. В этой самодетерминации и выражается свобода человека, которую никто не может у него отнять. Именно свобода, выраженная в бунте, придает смысл человеческой жизни.

Символом человеческого состояния для Камю является Сизиф. Величие Сизифу придает тот факт, что он, зная о нескончаемости своего труда, стойко переносит кару и не думает просить богов о прощении. Хотя Сизиф осужден на вечные муки, он все же, по Камю, является свободным человеком, т. к., сознательно подняв бунт против богов, он сам выбрал свою судьбу. Камю приходит к своеобразному трагическому оптимизму, утверждая, что даже безнадежная борьба человека с бесчеловечностью является источником высшей радости и счастья.

Камю отмечал, что от присущего бунту отрицания неотделимы позитивные моменты, которые заключаются в утверждении ценности, ради которой производится отрицание. Это приводит к тому, что в процессе бунта, начатого в одиночестве, между людьми устанавливается солидарность. Это находит выражение в формуле: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Важно подчеркнуть, что бунтарское действие начинает рассматриваться Камю не как безнадежный Сизифов труд, а как эффективное средство избавления от зла, с которым борются люди.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциализм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги