рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Народническая философия

Народническая философия - раздел Философия, Философия Петр Лаврович Лавров (1823-1900) Родился В Помещичьей Семье, Окончил Михайлов...

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он входит в тайное революционное общество «Земля и воля». В 1866 г. был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В начале 1870 г. бежал из ссылки за границу, где установил связь с французскими социалистами и стал членом парижской секции Интернационала. Он принимал участие в Парижской Коммуне. В мае 1871 г. по поручению Коммуны выехал в Лондон для установления связи с Генсоветом Интернационала. Там Лавров познакомился с Марксом и Энгельсом. Он признавал верность марксистской теории для Запада и не видел реальной базы для ее приложения в России.

Известность как идеолог народничества Лавров получил после опубликования работы «Исторические письма», сразу привлекшей к себе внимание читающей публики, особенно молодежи. Член организации «Земля и Воля» О.В. Аптекман писал: «Исторические письма» были не только настольной книгой молодежи 70-х гг. Нет! Это была книга жизни, революционное евангелие, философия революции. Она читалась, перечитывалась. Некоторые ее главы списывались». В этой книге Лавров прямо указал на роль людей умственного труда в осуществлении прогресса и на их обязанности перед народом. В отличие от Бакунина, который призывал к немедленному всенародному бунту, Лавров требовал от молодежи овладения знаниями, опираясь на которые вести последовательную пропагандистскую работу по подготовке будущей социальной революции в России. При этом Лавров постоянно указывал на важность для успешной подготовки революции в России тесных связей с революционной борьбой пролетариата западных стран.

Философские взгляды Лаврова сложились в результате усвоения различных идейных течений – кантианства, гегельянства, позитивизма. Он испытал влияние антропологического материализма Фейербаха. Из философских систем он выделял позитивизм за его антитеологизм и критику умозрительной философии. Главным недостатком позитивизма он считал отсутствие философского принципа. Лавров отвергал идеализм, в особенности гегелевский, прежде всего за его враждебность естествознанию.

Более сложным было отношение у него к материализму. Положительной чертой этого направления он считал знание законов материального бытия, поэтому материалистический принцип очень удобен для теоретических наук. Но Лавров считал, что материализм, как и идеализм, умозрительно и произвольно решает вопрос о начале бытия. Материалисты не дали правильного решения проблемы взаимоотношения материальных и духовных явлений. Они упрощенно выводили сознание из материи. При этом он имел в виду прежде всего вульгарный материализм Бюхнера и Молешотта. Что же касается новейших материалистических теорий, к которым он относил системы Фейербаха, Маркса и Энгельса, то они существенным образом отличаются от прежних теорий вульгарного материализма. Он даже полагал, что эти системы напрасно сохраняют название материалистических. Будущее построение научной философии он связывал с Фейербахом и Дж. С. Миллем, теории которых считал необходимым дополнить идеями неокантианства.

Лавров называет свое мировоззрение антропологическим. В антропологию он включает те науки, которые в той или иной степени изучают различные сферы жизнедеятельности человека, которого он рассматривает как главную фигуру философского построения. Человек – это целостный организм, для которого характерны две функции – познавательная и практическая. Первая реализуется посредством мышления, вторая – посредством действия. Мыслительный акт направлен на объект, а действие сводится к выбору целей и средств их достижения, в основе которых лежит влечение к приятному, полезному и должному.

Лавров убежден в реальном существовании окружающего нас мира, признает материальное существование вещей, объективную необходимость, но все это в конечном счете истолковывается в кантианском духе. Влияние кантианства обнаруживается в делении Лавровым мира на «вещи в себе» и «вещи для нас», в признании непознаваемости сущности вещей. По его мнению, «невозможно знать так называемые вещи сами в себе, или сущность вещей. Теоретический и практический миры остаются неизвестными по их сущности и представляют для человека совокупность познаваемых явлений с непознаваемою подкладкой».

Философскую теорию Лавров связывает с психологией и этикой, через которые осуществляет переход к социологии или «практической философии». Человек, по Лаврову, всегда оценивает свои знания с точки зрения их полезности для удовлетворения своих потребностей и формирования нравственного идеала, которому подчиняется вся практическая и теоретическая деятельность. Для создания науки об обществе «надо взять человеческую личность в ее психологических данных, надо в этих данных искать основу того развития, при котором человек способен правильно судить о политических и общественных вопросах». А на основании теории личности в дальнейшем можно будет подвергнуть анализу и существующие общественные формы.

По мнению Лаврова, явления общественной жизни имеют иной характер, чем явления природы, поэтому в общественной науке должен использоваться свой особый метод исследования. В отличие от естествознания, где применяется объективный метод, в истории и социологии используется субъективный метод. К этому, по мнению Лаврова, вынуждают два обстоятельства: 1) история делается людьми, которые стремятся к удовлетворению своих запросов; 2) личность рассматривает исторический процесс как подготовление своего идеала. История, по Лаврову, субъективна, потому что ее двигает субъективный идеал и изучается она с точки зрения определенного идеала.

Лавров отвергает противопоставление естествознания наукам об обществе. Достижения в естествознании приобретают смысл только тогда, когда они используются для лучшего и справедливого общества, «поэтому труды историка составляют не отрицание трудов естествоиспытателя, а неизбежное их дополнение». Естествоиспытатель, пренебрегающий общественными науками, обнаруживает только «узость и неразвитость своей мысли».

По Лаврову, история и социология должны: 1) раскрыть форму и содержание исторического процесса; 2) определить понятие прогресса, его движущих сил и критерий; 3) выяснить отношение к прогрессу различных классов; 4) определить обязанность и ответственность критически мыслящих личностей перед народом; 5) указать условия и средства превращения демократической интеллигенции в двигатель общественного прогресса. Критерием прогресса Лавров считал «высшее благо человечества», т.е. абстрактный принцип, пригодный для всех времен и обстоятельств. Двигателем прогресса являются критически мыслящие личности, способные активно действовать в интересах народа. Борьба личности за прогресс проходит три стадии: на первой появляются люди, осознавшие негодность существующих общественных форм и необходимость их изменения и открыто высказывающие свои убеждения; на второй мыслящие личности оформляются в действительную силу, но пока еще слабо организованную; на третьей личности объединяются в партию, которая сообщает революционной силе направление и единство.

Взгляды Лаврова на государство были в основном анархическими. Но он не соглашался с Бакуниным относительно немедленного разрушения государственного аппарата. Он считал, что государство является полезным оружием в руках революционеров первое время после захвата власти. Однако он опасался той концентрации власти, которая сосредоточена в руках государства, и выступал за возможно более быстрое устранение государства после революции. Социалистическое общество он представлял как соединение автономных общин, образующих свободную федерацию.

 

Николай Константинович Михайловский (1842-1904) происходил из небогатой дворянской семьи. Он получил хорошее образование в Петербургском институте корпуса горных инженеров. С середины 60-х гг. он связан с революционным движением, хотя ни в одну народническую организацию не входил и открыто заявлял о том, что он «не революционер». Однако признавал возможность революции в России и свою готовность в ней участвовать.

По своим теоретическим взглядам Михайловский стоял ближе всего к П.Л Лаврову. В философии они оба тяготели к позитивизму, а в социологии представляли одну школу и отстаивали субъективный метод познания. Сначала он одобрительно относился к марксизму и приветствовал выход «Капитала» на русском языке. Он признавался, что примыкал «к основным положениям экономической доктрины Маркса», но выражал «сомнение относительно приложимости формулы Маркса к нашим русским делам». С постановки вопроса о судьбах капитализма в России начинается его борьба с марксизмом. Он начинает отрицать научность теории Маркса, в том числе и экономическую доктрину.

Михайловский признавал существование материи и объективной закономерности в природе, но отрицал возможность их познания. «Мы не знаем и не можем знать нуменов, вещей в себе, - писал он, - мы знаем только феномены в их связи последовательности и сосуществования…». Познавательный процесс, по его мнению, совершается в каждом отдельном человеке и потому он оказывается ограниченным, с одной стороны, природными возможностями индивида, а с другой, социальными условиями его жизнедеятельности.

Важным для социологии Михайловского было понятия простой и сложной кооперации. Простая кооперация представляет собой общественный союз, в котором все люди выполняют одинаковые функции. Это кооперация равных, имеющих одинаковые социальные интересы. Ее главный признак - солидарность. Сложная кооперация имеет развитое разделение труда. Люди здесь различаются по их роли и месту в общественной жизни. Главный отличительный признак этой кооперации – это наличие борьбы между разными социальными группами. В современном обществе это противостояние приняло форму борьбы труда и капитала.

Михайловский различает два вида разделения труда – органическое, или физиологическое, и общественное. Под первым он понимал разделение труда между органами тела индивида. Под вторым – разделение труда между разными людьми. По его мнению, индивидуальность человека тем совершеннее, чем выше степень физиологического разделения труда. Но общество, используя общественное разделение труда, стремится превратить личность в свой отдельный орган. Он считает, что между физиологическим и общественным разделением труда существует жесткий антагонизм, а прогресс общества и личности противоположен. Там, где господствует общественное разделение труда, общество как целое прогрессирует, а личность утрачивает свою цельность и индивидуальность и потому постоянно регрессирует. Общество в форме сложной кооперации становится злейшим врагом личности.

Он пытается найти общественные формы, в которых может быть снято противоречие между физиологическим и общественным разделением труда и предполагает два исхода: 1) общественное разделение труда со временем разделит людей на два новых биологических вида; 2) совершится революция, которая заменит» порядок разделения труда порядком простого сотрудничества» и утвердит «разнородную личность на почве однородного общественного строя». Он был убежден, что победит вторая возможность.

Историю человечества Михайловский делил на три периода: объективно-антропологический, эксцентрический, субъективно-антропологический.

Первый период связан с доисторической стадией человеческой истории, где господствовала простая кооперация. Здесь еще не было никакой социальной дифференциации и человек представлял собой целостную индивидуальность. Второй период идет сейчас. Он возник вследствие разделения труда и превратил человека в придаток общества, лишив его собственной индивидуальности. Третий период будет возвратом к господству простого сотрудничества. Здесь человек снова станет мерилом всех вещей. Основным содержание исторического процесса является борьба личности за свою индивидуальность. Ее цель состоит в достижении третьего периода. В конечном счете его точка зрения сводится к требованию подчинить общество интересам личности.

К теориям «борьбы за индивидуальность» и «разделение труда» вплотную примыкает теория «героев и толпы», рассматривающая роль народных масс и личности в истории. Михайловский считает, что народ есть совокупность личностей, поэтому при его изучении надо исходить из тех же категорий, что и при изучении личности. Герой – это не только выдающаяся личность, наделенный исключительными способностями. Героем может стать любой человек, который сумел возвыситься над толпой и повести ее за собой, считает Михайловский. Подобное отношение между героем и толпой возможно в обществе, где господствует разделение труда. С исчезновением разделения труда не будет деления общества на героев и толпу.

Он дал более развернутое обоснование субъективному методу и сделал его основным принципом своей концепции общественной жизни. Субъективный метод, по Михайловскому, это такой метод, когда исследователь ставит себя мысленно в положение наблюдаемого. Необходимость этого метода вытекает, во-1-х, из целесообразного характера самой истории; во-2-х, из моральной оценки, присутствующей при наблюдении. Он применяется при рассмотрении мотивов и целей человеческой деятельности и ее оценке. Правомерность такого подхода несомненна. Но у Михайловского субъективный фактор оказывается независимым от объективных законов и превращается в решающую силу исторического развития.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Народническая философия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги