рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Судьба марксистской философии в России

Судьба марксистской философии в России - раздел Философия, Философия Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) Родился В Семье Мелкопоместного Дво...

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов группы «Черный передел». Затем становится марксистом и подвергает критике идеологию народничества. В 1883 г. в Женеве Г.В. Плехановым была создана группа «Освобождение труда». Это была первая российская марксистская организация, которая занялась переводом основных работ Маркса и Энгельса на русский язык и распространением их в России. Плеханов был первым пропагандистом, теоретиком и популяризатором марксизма в России. Он рассматривал марксистскую философию как систему идей, объединяющих совокупность человеческого опыта на данной ступени развития общества. Он разработал самостоятельную философскую концепцию, расходившуюся по некоторым моментам с основными посылками основоположников марксизма.

Философия, по Плеханову, имеет три части: диалектику как метод и теорию развития; философию природы; философию истории. Главная задача философии – решение вопроса об отношении духа к материи, мышления к бытию. Материя существует независимо от сознания человека и является источником ощущений. Мир изменяется закономерно. Законы движения объективного мира – это законы диалектики. «…Всякое явление, - писал Плеханов, - противоречиво в том смысле, что оно само из себя развивает те элементы, которые рано или поздно положат конец его существованию, превратят его в собственную противоположность. Все течет, все изменяется, и нет силы, которая могла бы задержать это постоянное течение, остановить это вечное движение; нет силы, которая могла бы противиться диалектике явлений».

Без диалектики, по мнению Плеханова, невозможна материалистическая теория познания. Он проводит четкое различие между законами объективного мира и законами мышления и доказывает первичность объективных законов по отношению к их отражению в сознании человека. Утверждая познаваемость мира, Плеханов вместе с тем обращает внимание на противоречивость процесса познания, состоящее в том, что достигнутый уровень знания не является окончательным и знания об окружающем нас мире будут расти по мере развития общества. Исходя из этого, он рассматривает объективную истину как процесс, не имеющий окончательного завершения. «Но ведь не остановится же человеческая мысль на том, что вы называете открытием или открытиями Маркса? – спрашивали Плеханова. «Конечно, нет… - отвечал он. – Она будет делать новые открытия, которые будут дополнять и подтверждать эту теорию Маркса, как новые открытия в астрономии дополняли и подтверждали открытие Коперника».

Плеханов одним из первых обратил внимание на необходимость учета мотивов, целей, интересов при исследовании общественных процессов. Говорил о необходимости ценностного отношения к социальному исследованию и прямо отмечал, что «каждый историк сортирует свой научный материал – отделяет существенное от несущественного – с точки зрения известной ценности… Как человек своей науки – и в пределах своей науки – историк считает существенным то, что помогает ему определить причинную связь событий, совокупность которых составляет изучаемый им индивидуальный процесс развития, а несущественным то, что не имеет сюда отношения».

Центральное место в философии Плеханова занимают вопросы диалектического развития общества и, прежде всего материалистическое понимание истории. По признанию Г.В. Плеханова под влиянием сочинений Бакунина у него сформировалось «великое уважение к материалистическому объяснению истории». Вслед за Марксом и Энгельсом он в своих сочинениях показывает, что именно изменения производительных сил и связанных с ними производственных отношений являются причиной изменения в «состоянии умов», в идеях, чувствах и настроениях людей. Отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, существуют независимо от воли и сознания людей и подчиняются объективным законам. «…Общественные отношения людей, - отмечал Плеханов, - не представляют собой плода их сознательной деятельности. Люди сознательно преследуют свои частные, личные цели. Каждый из них сознательно стремится, положим, к округлению своего состояния, а из совокупности их отдельных действий выходят известные общественные результаты, которых они, может быть, совсем не желали и, наверное, не предвидели».

Для совершения конкретного действия кроме знаний объективных условий, по мнению Плеханова, требуется еще социально-психологическая направленность, намерение субъекта выполнить его. Социально-психологическая сфера человеческого поведения, являясь, в конечном счете, отражением объективной закономерности, вместе с тем формируется по своим специфическим законам. «Многообразные изменения в фактических взаимоотношениях людей, - писал Плеханов, - необходимо ведут за собой перемены в «состоянии умов», во взаимоотношении идей, чувств, верований. Идеи, чувства и верования сочетаются по своим особым законам».

В работе «К вопросу о роли личности в истории» Плеханов последовательно проводит марксистскую идею о ведущей роли народных масс в преобразованиях общемтва. «Кто разрушил Бастилию? Кто сражался на баррикадах в июле 1830 г. и в феврале 1848 г.? – спрашивал Плеханов и отвечал: «Народ, народ, т.е. трудящийся класс… Никакими софизмами нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль в борьбе западноевропейских стран за свое политическое освобождение принадлежала народу и только народу».

Признавая влияние выдающихся личностей на ход исторических событий, Плеханов отмечает, что они не могут действовать вопреки объективной закономерности, не могут изменить общего направления течения событий, они могут только повлиять на некоторые частные последствия и придать событиям некоторое индивидуальное своеобразие. Великие личности могут предвидеть перемены, зреющие в недрах истории, указать те общественные нужды, которые создаются предшествующим развитием общества.

В.И. Ленин, несмотря на свои разногласия по многим вопроса теории и партийно-политической практики очень высоко оценивал роль Плеханова в российском революционном движении и постоянно напоминал молодым членам партии: «Нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать… все написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

Плеханов весьма критически относился к В.И. Ленину, не считал его выдающимся теоретиком, обвинял его в философском субъективизме, в отступлении от марксизма при создании партии нового типа, в стремлении внести в массы идеи социализма. Он отрицательно отнесся к Октябрьской революции, полагая, что Россия не созрела для социалистической революции, но наотрез отказался участвовать в антисоветской деятельности.

 

Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (1870-1924) родился в Симбирске в семье инспектора народных училищ. Закончил экстерном юридический факультет Петербургского университета в 1891 г. В юности познакомился с работами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова и стал убежденным марксистом. В творческой деятельности Ленина можно выделить три периода: 1) 1895-1905, 2) 1905-1917, 3) 1917-1924.

Первый период. Основные работы этого периода: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894), «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» (1894), «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать?» (1902). В начале периода Ленин ведет борьбу с идеологией народничества, доказывая, что Россия уже стала на путь капитализма, что в российской деревне идет социальная дифференциация. Он обосновывает идею необходимости внесения социалистического сознания в рабочий класс: «Вопрос стоит только так: буржуазная и ли социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой третьей идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемой классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной».

Для решения этой задачи Ленин предлагает создать партию нового типа – партию профессиональных революционеров, которая возглавит рабочее движение. Против этого выступил Плеханов, ратовавший за партию западноевропейского образца и парламентские формы борьбы, для которой в России в действительности не было никаких объективных условий. Плеханов негативно оценил революцию 1905 г., считая, что пролетариату не надо было браться за оружие. Ленин же в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», проанализировав итоги первого организованного выступления российского пролетариата, сделал важный вывод о том, что в этой революции решающей силой был рабочий класс. На основе всестороннего анализа Ленин выдвинул идею о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую, но теснейшим образом связывал вероятность ее успеха и особенно возможность построения социализма в нашей стране с победой социалистической революции в ряде более развитых капиталистических стран.

Второй период. В этот период Ленин занимается научной деятельностью. Он пишет такие работы: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), «Крах II Интернационала» (1915), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция» (1917). В это же время он усиленно штудирует «Науку логики» Гегеля, конспект которой после смерти Ленина будет издан под названием «Философские тетради».

«Материализм и эмпириокритицизм» - это главный философский труд Ленина, но его философские взгляды излагаются в таких обобщающих статьях, как «Три источника и три составные части марксизма» (1913) и «Карл Маркс» (1914), а также во многих работах социально-политического и экономического характера. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин выступает против увлечения некоторых российских марксистов (Богданова, Базарова, Валентинова и др.) философией махизма, которые попытались соединить марксизм с эмпириокритицизмом, марксистскую социологию с махистской теорией познания. Марксизм, по Ленину, имеет собственную философию – диалектический материализм и не нуждается ни в какой особой философии. Имеет марксизм и собственную диалектико-материалистическую теорию познания, основанную на принципе отражения, рассматривающего наши ощущения и представления как образы находящихся вне нашего сознания явлений и предметов действительности.

Ленин проанализировал кризис, возникший в философии в связи с некоторыми результатами научной революции в физике в конце XIX – начале XX в. и выразившийся в отрицании существования материи. До сих пор в философии и естествознании господствовала атомистическая теория материи, отождествлявшая материю с атомом как ее мельчайшим структурным элементом. Расщепление атома и открытие радиоактивности породило тезис об исчезновении материи. Ленин объяснил эту ситуацию следующим образом: исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. Если раньше мы знали ее до уровня атома, то сейчас до уровня электрона, а завтра будем знать ее еще глубже, потому что материя бесконечна и нет предела ее познанию. И далее Ленин дает определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях и выделяет два подхода к материи – философский и естественнонаучный. В рамках философского подхода материя рассматривается как философская категория для обозначения объективной реальности и в этом аспекте материя обладает одним единственным свойством – быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания человека. Естественнонаучный подход характеризует материю со стороны ее структуры, форм, свойств, состояний и выражает изменчивость конкретно-научных представлений о ней.

В «Философских тетрадях» Ленин материалистически истолковывает некоторых положений гегелевской диалектики. Во фрагменте «К вопросу о диалектике» он обосновывает две концепции развития – метафизическую и диалектическую, подчеркивая несомненное преимущество последней. Здесь же дает обобщающее определение диалектики. Диалектика – это «живое, многосторонне (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности…».

Ленин обосновывает подход к обществу как целостной социальной системе, развивающейся по своим объективным законам. Он внес значительный вклад в разработку вопроса о субъективном факторе в истории и показал, что на содержание исторических событий оказывают влияние интересы, мотивы, настроения различных социальных групп.

Третий период посвящен разработке проблем социального развития и общественно-государственного устройства России после завоевания пролетариатом власти. Основные работы этого периода: «Очередные задачи Советской власти» (1918), «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920), «Письмо к съезду» (1922), «О кооперации» (1923), «О нашей революции» (1923), «Как нам реорганизовать Рабкрин» (1923), «Лучше меньше да лучше» (1923).

Ленин видел преемственность исторического развития общества и показывал, что социализм как экономический уклад естественным образом вырастает из капитализма. «Государственно-монополистический капитализм, - пишет Ленин, - есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет». Переход от капитализма к социализму может совершиться с помощью социалистической революции. Ленин вносит определенные коррективы в теорию социалистической революции Маркса.

Монополизация капиталистического производства и распределения, по Ленину, порождает неравномерность в экономическом и политическом развитии отдельных стран, в результате чего возникает ситуация, при которой отстававшие ранее страны выходят вперед и стремятся устранить несоответствие между развитием производительных сил и накопленного капитала, с одной стороны, разделом колоний и сфер влияния для финансового капитала – с другой. Вследствие неравномерности развития стран объективные предпосылки социалистической революции, по мнению Ленина, не могут сложиться одновременно во всех развитых капиталистических странах, поэтому он делает вывод о возможности победы социалистической революции сначала в немногих странах или даже в одной, отдельно взятой стране.

Ленин видел неготовность России к непосредственному «введению социализма» и многократно открыто заявлял об этом: «Я не только не рассчитываю на «немедленное» перерождение нашей революции в социалистическую, а прямо предостерегаю против этого». «Россия не достигла высоты развития производительных сил, при котором возможен социализм». Но в марте 1818 г Ленин все больше говорит о немедленном переходе к социализму и предлагает два средства решения этой задачи: 1) призыв к трудовой дисциплине и самодисциплине трудящихся; 2) принудительная роль государства.

Государством переходного периода от капитализма к социализму может быть только диктатура пролетариата. Ленин считал необходимым слом буржуазной государственной машины, но полагал возможным использование таких ее элементов, как банки и почта. Он выделяет три основные функции государства диктатуры пролетариата: 1) свержение эксплуататорских классов и подавление их сопротивления; 2) организация рабочих и всех трудящихся на строительство нового общества, обеспечение для них равных прав и обязанностей; 3) хозяйственное и культурное строительство.

Основная задача новой власти должна состоять в реализации и защите коренных интересов рабочих и их союзников по строительству социализма. Органами народовластия должны стать Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Характеризуя Советское государство, Ленин писал, что оно «неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)». Верховным органом власти становится Всероссийский съезд Советов, в руках которого находится и законодательная, и исполнительная власть. Съезд избирал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который руководил работой между съездами Советов. Не все члены ВЦИК были профессиональными политиками, многие из них работали на производстве, хорошо знали конкретные нужды трудящихся и могли не допустить политики, противоречащей интересам народа. Трудящиеся могли свободно выбирать своих представителей в Советы и свободно отзывать тех, кто плохо защищал их интересы. Правительство находилось под строгим контролем съезда Советов и ВЦИК, которые могли вносить изменения в состав и деятельность правительства.

Ленин считал, что насилие со стороны пролетариата – это объективная закономерность социалистической революции, но формы, методы и средства насилия должны соответствовать конкретно-историческим условиям и специфике страны. Он называл такие формы насилия, как гражданская война, использование старых специалистов, борьба за новую дисциплину труда и др. К сожалению практика социалистического строительства в СССР оказалась связанной с неоправданно широким применением насилия и не только против буржуазии, но и против трудящихся, и даже против членов ВКП (б).

Идея ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая Лениным и его соратниками, не находила поддержки у трудящихся масс и все больше отрывалась от их интересов. Благая цель становилась злом: крестьянство «раскрестьянивалось», рабочий класс деклассировался. Ленину стало ясно, что в среде мелкотоварного крестьянского производства перекрывать все рыночные связи – значит обрекать страну на катастрофу. Он выдвигает концепцию новой экономической политики (нэп), заменив продналогом продразверстку и госмонополию на хлебную торговлю и очень быстро переводит страну на рельсы рыночной экономики. Нэп была рассчитана на создание основных предпосылок для строительства социализма и вводилась, по словам Ленина, всерьез и надолго. Модель социализма приобрела новые черты: 1) признается необходимость товарно-денежных отношений; 2) вводится принцип оплаты по количеству и качеству труда; 3) на государство возлагаются предпринимательские функции; 4) кооперация признается социалистической формой жизни; 5) объявляется необходимость формирования гражданского общества и правового государства.

Ленин рассчитывал, что план и государственный аппарат, опирающийся на закон, ограничат стихию рынка, а свободная торговля и вовлечение народных масс в управление и контроль помогут в борьбе с бюрократизмом. Однако после смерти Ленина в стране возродился военно-коммунистический вариант развития общества, победила немарксистская концепция социализма в виде сталинской модели социализма.

 

Сложившаяся в России к началу XX в. система философского образования некоторое время функционировала и после Октябрьской революции. Лекционные курсы продолжали читать Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Г.Г. Шпет, А.И. Ильин, С. Л. Франк, П.А. Сорокин и др. Советское правительство поставило задачу перевести преподавание всех общественных дисциплин на марксистскую основу. Но преподавательских кадров не хватало. Для подготовки марксистски образованных кадров в 1918 г. была создана Социалистическая академия общественных наук, переименованная в 1924 г. в Коммунистическую академию при ЦИК СССР. В 1919 г. организован Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, который стал базой целой сети коммунистических университетов по всей стране. В 1921 г. для подготовки преподавателей общественных наук был открыт Институт красной профессуры, в котором было создано философское отделение. В 1930 г это отделение стало самостоятельным Институтом красой профессуры философии и естествознания. Во второй половине 20-х гг. в МГУ была открыта специальность «философия», которая готовила специалистов по диалектическому и историческому материализму и атеизму. На всех факультетах университета стали читаться небольшие курсы лекций по марксисткой философии. С 1938 г. после выхода «Истории ВКП(б). Краткий курс» все преподавание философии в высших учебных заведениях было сведено к штудированию §2 главы IV «О диалектическом и историческом материализме», написанного Сталиным.

По существу вся отечественная философия была сведена к материалистическим учениям. Систематическое философское образование в СССР стало осуществляться после Великой Отечественной войны. На философских факультетах Московского и Ленинградского университетов наряду с курсами диалектического и исторического материализма стали читать курсы логики, этики, эстетики, психологии, истории философии, атеизма. С конца 50-х гг. преподавание философии было введено во всех вузах страны, что резко повысило потребность в философских преподавательских кадрах. Были открыты философские факультеты в Уральском, Ростовском, Новосибирском университетах, а также в университетах в столицах всех союзных республик.

Другой важной и неотложной проблемой была проблема отсутствия учебников. Поначалу основным учебным пособием была книга Н.А. Бухарина «Теория исторического материализма» (1922). Значительную роль сыграл учебник Деборина «Введение в философию диалектического материализма». Он был издан в начале века с предисловием Плеханова и до 1931 г. выдержал шесть изданий. В 1933 г. под редакцией М.Б. Митина был подготовлен учебник «Диалектический и исторический материализм», который стал официальным учебником несмотря на сложность изложения.

Начинается издание ленинского наследия. Сначала издаются Ленинские сборники. Вышло 36 томов. Затем начинается издание собраний сочинений. До конца 50-х гг. вышло четыре издания. И, наконец, началось издание полного собрания сочинений в 55 томах, завершившееся в 1965 г.

В 1924 г. началась дискуссия, разделившая марксистов на «механистов» (Аксельрод, Варьяш, Тимирязев и др.) и «диалектиков» (Деборин, Стэн, Карев и др.). Обсуждалось две проблемы: 1) о предмете марксистской философии, 2) о переходе количества в качество. По первому вопросу «механисты» утверждали: не может существовать отдельная и обособленная область философствования и отождествляли философию с выводами естественных наук. «Диалектики» напротив считали, что марксистская философия имеет свой особый предмет. Она представляет собой методологию и теорию познания.

При обсуждении второго вопроса «механисты» рассматривали качество как изменение того же количества. «Диалектики» отмечали скачкообразность перехода от низшей формы к высшей, несводимость нового качества к количественным процессам.

II Всесоюзная конференция марксистско-ленинских научных учреждений в апреле 1925 г. квалифицировала «механистов» как ревизионистское течение. Влияние «механистов» падает. Программа «диалектиков» получила поддержку конференции.

7 июня 1930 г. Митин, Ральцевич и Юдин опубликовали в «Правде» статью «О новых задачах марксистской философии». Редколлегия «Правды» объявила о своей солидарности с основными положениями статьи. В статье говорилось, что деборинцы проявили пассивность в разоблачении троцкистов, обнаружили «отставание философской мысли» от практического строительства социализма, в недостаточной критике идеализма. Доборинцы ответили статьей «О борьбе на два фронта», которую подписали десять философов. Они писали об актуальных задачах, которыми должна заниматься философия. Если же пойти по пути, предложенном Митиным и др., то философия превратится в легкомысленную игру в цитаты, будет ограничиваться повторением общих формул без решения конкретных вопросов. Философия при таком подходе может превратиться в служанку политики. К сожалению предсказания Деборина и др. сбылись и философия в эпоху Сталина имела жалкий вид и была очень далека от критического осмысления действительности.

17-20 октября 1930 г. состоялось заседание Президиума Комакадемии, на котором деятельность Деборина была осуждена. Сталин дал «деборинцам» название «меньшинствующий идеализм» и поставил задачу «разворошить» все написанное ими по проблемам философии. 25 ноября 1931 г. ЦК ВКП (б) принимает постановление «О журнале «Под знаменем марксизма». Это решение подвело итог дискуссии, но выкорчевывание «меньшинствующего идеализма» шло в течение всех 30-х гг. Были репрессированы Лосев, Флоренский, Луппол, Стэн. Характерной чертой дискуссии 1930 г. был о раздувание культа личности Сталина и принижение роли Ленина.

 

Начинается активный процесс возвеличивание Сталина как философа. Характерен в этом отношении сборник статей Митина «Боевые вопросы материалистической диалектики» (1936). Ленин представлен в ней только как автор «Материализма и эмпириокритицизма», а Сталин как гигант, лидер философской науки. Восхваление Сталина особенно усилилось после выхода «Истории ВКБ(б). Краткий курс» в 1938 г. §2 главы IV «О диалектическом и историческом материализма» Сталин написал сам и его труд сразу же был объявлен вершиной философской мысли. В действительности этой работе присущ схематизм, упрощенчество, догматизм. Предмет философии трактовался как учение о бытии. Диалектический метод и материалистическая теория рассматривались как учение об одном и том же, а именно о бытии, о мире, о законах действительности. Фактически под методом познания понимались сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону борьбы противоположностей. Закон отрицания отрицания устранялся как пережиток гегельянства. Из абстрактных философских посылок выводились конкретные рекомендации для практики, философия напрямую связывалась с политикой.

Ленин считал, что стремление «искать ответов на конкретные вопросы в простом логическом развитии общей истины» есть «опошление марксизма и сплошная насмешка над диалектическим методом». Сталин напротив исходил из установки: раз ясно общее, то отсюда легко делать конкретные выводы. «Если развитие происходит в порядке раскрытия внутренних противоречий…, то ясно надо проводить непримиримую классовую пролетарскую политику». Опираясь на такой подход к действительности, Сталин выдвинул тезис об обострении классовой борьбы по мере построения социализма и сделал тем самым идеологическое обоснование для массовых репрессий.

Вследствие примитивизации и упрощенчества философии в научных журналах стали появляться статьи с такими характерными названиями: «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «Диалектика синхронных машин», «Диалектика качественных сталей и др. На задний план отодвигалась гносеологическая и логическая проблематика. Сталин отделил учение Ленина от учения Маркса для того, чтобы можно было по своему усмотрению вносить дополнения в теорию марксизма. Появился термин «марксизм-ленинизм». Стал издаваться сборник «Вопросы ленинизма». Издано 11 выпусков. Был совершен целый ряд подлогов, когда идеи Сталина выдавались за ленинские.

Первый подлог, совершенный Сталиным, состоял в доказательстве возможности построения социализма в одной отдельной взятой стране. Хотя Ленин полностью исключал такую возможность: «Конечно, окончательная победа социализма в одной стране невозможна».

Второй подлог состоит в утверждении, что при социализме производственные отношения находятся в полном соответствии с производительными силами и дают полный простор их развитию. Сталин в параграфе «О диалектическом и историческом материализме» заявлял: «Здесь производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства… Поэтому производительные силы здесь развиваются ускоренным темпом, т.к. соответствующие им производственные отношения дают полный простор для такого развития».

Если принять предложенную Сталиным аргументацию, то из данного утверждения напрашиваются три вывода, противоречащие марксистской теории: 1) соответствие между производственными отношениями и производительными сила оказывается не только полным, но и окончательным, вечным, а это значит, что противоречие между ними исчезает и общество может уже больше не заботиться о темпах роста производства; 2) производственные отношения могут опережать производительные силы и тянуть их за собой, словно на буксире; 3) действительное обобществление заменяется формальным юридическим огосударствлением, т.е. колхозно-кооперативная собственность простым юридическим актом превращается в общественную (государственную) собственность, колхоз становится совхозом, крестьянин - рабочим совхоза.

Единственная область, где продолжалась кропотливая работа в это время была история философии. Издаются работы французских материалистов, Фейербаха, Канта, Фихте, Шеллинга. Начинается издание собрания сочинений Гегеля. В 1940 г. начинает выходить «История философии» в семи томах. Но вышло только три тома. Третий том (1943), посвященный западноевропейской философии, подвергся резкой критике в печати. Немецкий идеализм был назван Сталиным философией прусского юнкерства, идеологией захватнических войн и расизма. Дальнейшая работа над «Историей философии» была прекращена. В 1946 г. выходит книга Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии», получившая Сталинскую премию II степени. Но в 1947 г. по инициативе Сталина и под руководством А.А. Жданова было проведено публичное обсуждение этой книги, где она была подвергнута сокрушительной критике, а вся домарксистская философия стала рассматриваться как ненаучная, а современные немарксистские течения в философии отождествлялись с буржуазной идеологией.

 

После осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 г. философия получает некоторую свободу в своей исследовательской деятельности. Расширяется тематика философских исследований, возрос интерес к ранее запретным темам. Одно из центральных мест в философии снова отводится проблемам диалектики и теории познания, видную роль в исследовании которых сыграли Б.М. Кедров, П.В. Копнин, Э.В. Ильенков.

В философии и психологии появились работы по исследованию социальной природы сознания. Здесь особо следует отметить С.Л. Рубинштейна, который в своих трудах дал философские основания принципов психологических исследований и показал, что анализ психики человека должен быть основан на единстве сознания и деятельности, что человек и его психика формируются и проявляются в практической человеческой деятельности На основе этих принципов он создал философско-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса.

Началась разработка проблемы субъектно-объектных отношений в познании. Раньше упор делался на признании существования объекта вне субъекта, а проблем активности субъекта оставалась в тени. Было проведено разграничение понятий бытия и объекта и подчеркнуто, что бытие само по себе независимо от субъекта, но как объект познания оно соотносительно с субъектом. Важных результатов в исследовании диалектики субъекта и объекта достигли В.А. Лекторский, В.Ф. Кузьмин, А.М. Коршунов.

Широкий резонанс вызвала дискуссия о категории идеального и ее соотношении с понятиями индивидуального и общественного сознания. Ильенков рассматривал идеальное как разумную форму активности индивида, как его способность строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела. Идеальное – это не психологический или физиологический факт, а факт общетвенно-исторический, продукт и форма духовного производства. И.Д. Дубровский считал, что идеальное – это актуализированная для личности информация в «чистом виде» и способность свободно оперировать ею.

Начинают активно разрабатывать проблемы логического строения и типологии научных теорий, взаимоотношения теоретического и эмпирического уровней научного исследования, понимания и объяснения (В.А. Штофф, В.С. Швырев, А.И. Ракитов, Е.П. Никитин и др.).

Большой резонанс вызвали работы о природе социальной формы движения, соотношении материального и идеального в обществе, общественном сознании, духовном производстве, сущности культуры (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников, В.М. Межуев, А.К. Уледов и др.).

В философских исследованиях произошел значительный поворот в проблеме человека. Исследователи пришли к выводу, что человек – не просто конгломерат разнокачественных параметров (биологических, психологических, социальных и др.), а органическая целостность, обладающая новыми, специфическими качествами, которые не могут быть сведены к особенностям той или иной составной части или их простой сумме. В результате сложилось новое направление в разработке философских проблем человека – философская антропология (Л.П. Буева, В.Е. Давидович, Б.Т. Григорьян и др.).

Было признанно неправомерным сведение человека к его сущности, признавалась необходимость разработки категории существования. Появились работы, исследующие диалектику сущности и существования человека, изучению механизма взаимодействия и взаимопроникновения биологического и социального в человеке. Было подвергнуто критике понимание свободы как познанной необходимости и выдвинута концепция внутренней свободы как возможности самостоятельного выбора и самореализации человека.

С середины 50-х гг. начинается подъем историко-философских исследований, а в 70-80-е гг. они приобрели интенсивный и многоаспектный характер. Было признано, что история философии есть способ существования, форма развития самой философии. Наряду с материализмом и идеализмом стали применять и другие принципы деления философских учений – рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм и др. Отмечалось, что материалистические взгляды иногда носила консервативный характер, а идеалистические становились порой знаменем прогрессивных сил. Было преодолено сложившееся после 1947 г. нигилистическое отношение к классической немецкой философии. Заметным явлением стало издание пятитомной «Философской энциклопедии» (1960-1970) и «Истории философии» в шести томах(1957-1965) Здесь очень продуктивно трудились В.Ф. Асмус, А..Ф Лосев, А.Н. Чанышев, Ф.Х. Кессиди, М.Ф. Овсянников, И.С. Нарский, Б.Э. Быховский, В.Н. Кузнецов, Н.В. Мотрошилова, М.А. Киссель, и др.).

Все более важное значение приобретали исследования русской философии. Выходит пятитомная «История философии в СССР» (1968-1988). Здесь следует отметить исследования М.Т. Иовчука, И.Я. Щипанова, А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова и др. Появились разные подходы к оценке философских взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и других демократов середины XIX в. Одни определяли общественно-политические взгляды этих мыслителей как философию русских революционных демократов. Другие называли их главными представителями революционно-демократического крыла классического русского Просвещения середины XIX в. Возрос интерес среди читающей публики и философов-профессионалов к русской религиозной философии. Были переизданы основные философские произведения Соловьева, Бердяева, Лосского, Флоренского, Булгакова и др.

В условиях «перестройки» (1985-1991) развернулась широкая критика состояния философии в стране, методов философского исследования. Оказалось, что философия длительное время занималась своими внутренними проблемами и мало уделяла внимания исследованию диалектики конкретных процессов бытия и сознания. Однако при всех недостатках философии советского периода во многих трудах имелись и определенные достижения, прежде всего в методологии и логике научного познания, философской антропологии, в анализе глобальных проблем современности, в истории философии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Судьба марксистской философии в России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

От космоса к человеку: софисты, Сократ
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги