рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Материализм и диалектика досократиков

Материализм и диалектика досократиков - раздел Философия, Философия Античная Философия Возникла На Восточной Окраине Греческого Мира, В Основанны...

Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Первая в Греции философская школа была создана в г. Милете, основателем которой стал один из семи мудрецов Фалес (ок. 624 - ок. 547 гг. до н.э.). Как ученый Фалес был широко известен в Греции. Он предсказал в 585г. до н.э. полное затмение солнца, определил продолжительность года в 365 дней, а месяца - в 30 дней. Фалес сформулировал и доказал ряд теорем.

По мнению Аристотеля, греческая философия начинается с Фалеса, потому что он первым изложил общий взгляд на мир, лишенный мифологических измышлений. Фалес свел все многообразие явлений природы к единой естественной основе – влажному началу, воде. Он считал, что в мире все возникает из воды и все в нее превращается. Но вода для Фалеса – это не вещество, а некое аморфное, текучее основание, из которого вырастают все тела и явления природы. Вода и вся природа одушевлены. Доказательством этого Фалес считал способность магнита и янтаря приводить в движение другие тела. Если древний грек привык верить, что мир был создан из хаоса божественными титанами, то после Фалеса в сознании людей начинает распространяться мнение, что мир возник сам по себе, без всякого вмешательства извне.

Ученик Фалеса Анаксимандр (610-546 до н.э.) первоосновой всего сущего считал апейрон, т.е. беспредельное. Апейрон вечен, неуничтожим, находится в постоянном движении, в ходе которого порождает противоположности – влажное и сухое, холодное и горячее. Парные комбинации этих противоположностей образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее). Тем самым, Анаксимандр впервые в философии обратил внимание на роль противоположностей в процессе развития. В процессе дальнейшего движения в центре собирается земля как самое тяжелое, которую окружают водная, воздушная и огненная сферы. Под воздействием огня часть воды испаряется и образуется суша. Небесная сфера разрывается на три кольца, окруженных воздухом. Эти кольца невидимы с земли. В нижнем кольце имеется множество отверстий, через которые виден божественный огонь. Это – звезды. В среднем кольце есть только одно отверстие. Это – Луна. В верхнем - то же одно отверстие. Это – Солнце. В процессе постоянного вращения небесной сферы отверстия могут частично или полностью перекрываться. Так Анаксимандр объяснял лунные и солнечные затмения. Жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием огня. Первые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым, человек вышел на сушу.

Третьим представителем милетской школы был ученик Анаксимандра Анаксимен (585-524 до н.э.). Он первоосновой всего сущего считал воздух. Все из воздуха происходит и, погибая, снова превращается в воздух. А различные состояния материальной субстанции зависят от степени сгущения или разряжения воздуха: разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, - ветром, облаками, водой, землей, камнями. Анаксимен впервые в философии отмечает необходимость количественных изменений при переходе от одного качественного состояния к другому.

Заслуги милетской школы состоя в следующем: 1) ее представители первыми сделали попытку преодолеть мифологическое понимание возникновения и существования мира и дать ему естественное объяснение; 2) они стремились материалистически объяснить действительность и впервые поставили вопрос о первовоснове всего сущего; 3) в своей философской системе они смогли соединить наивный материализм с элементами диалектики.

Другим крупнейшим торговым, политическим и культурным центром Малой Азии был Эфес. Здесь сформировалась сильная философская школа, связанная с именем Гераклита (540-480 до н.э.). За первооснову мира он берет огонь, который является не только основой всего сущего, но и тем, из чего все возникает. Гераклит пишет: «Этот космос, один и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». В этом фрагменте содержится отрицание акта сотворения мира богами. Другая важная мысль – это указание на наличие меры как основного космического закона, которому подчиняется не только люди, но и сам огонь. И с Гераклита древние греки стали рассматривать меру как основу любой вещи.

Гераклит был убежден, что в мире нет ничего неизменного, все находится в постоянном движении. Ему принадлежат знаменитые изречения: «Все течет, все изменяется»; «нельзя войти дважды в одну и ту же реку». Гераклит не отрицал устойчивости вещей в космосе. Но эта устойчивость относительна и она возможно именно потому, что вещь вечно самовоспроизводится. Причиной всех изменений он считал наличие в каждой вещи противоположных начал. Противоположности в вещи составляют единство, потому что они не могут существовать по отдельности: «Дорога вверх и дорога вниз есть та же самая дорога». Гераклит отмечает относительный характер противоположностей: «…самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей». Гераклит высказывал мысль о взаимном переходе противоположностей: «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

Тождество противоположностей означает вместе с тем не их взаимопогашение, а их борьбу. Эта борьба – главный закон мироздания. По Гераклиту, «борьба – отец всего и царь над всем», «борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Здесь мы видим элементарное и в значительной степени наивное представление Гераклита о законе единства и борьбы противоположностей.

Гераклит первым в истории философии попытался создать целостную теорию познания. Он различает чувственное и рациональное познание. Чувства не бесполезны, особенно зрение и слух. Однако тот, кто опирается только на чувства, часто ошибается, потому что природа любит таиться. Чтобы проникнуть в истинную природу вещей, требуются большие усилия. Истина может быть получена только с помощью рационального мышления.

Люди от природы равны. Но фактически они неравны, потому что у них нет равенства интересов. Большинство людей живет не по логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний, а желания людей таковы, что «люди не стали бы лучше, если бы исполнились все их желания». Счастье не в услаждении тела, а в размышлении и в умении «говорить и действовать согласно природе, к ней прислушиваться».

В конце VI в. до н.э. центр античной философии перемещается из Малой Азии на побережье Южной Италии и Сицилии, т.е. в «Великую Элладу», как называли эту область сами греки. «Философия италийцев» (Аристотель) была дальнейшим шагом в становлении античной философии. К ней принадлежали Пифагорейский союз, элейская школа, Эмпедокл.

Основателем Пифагорейского союза был Пифагор (ок. 570 - ок. 497 гг. до н.э.). Пифагорейский образ жизни опирался на сложившуюся иерархию ценностей: на 1-е место в жизни пифагорейцы ставили прекрасное и благопристойное, на 2-е – выгодное и полезное, на 3-е – приятное. В союз принимались и мужчины, и женщины, только свободные, выдержавшие многолетнюю проверку своих умственных и нравственных качеств. Собственность была общей. В союзе было две ступени: на 1-й знания усваивались догматически, т.е. простым заучиванием; на 2-й – преподавание шло с обоснованием. Пифагорейский союз был закрытой организацией, а его учение – тайным.

По Пифагору, самое мудрое – это число. Число владеет всеми вещами, в том числе нравственными и духовными качествами. К этой идее он пришел, наблюдая работу кузнеца. Он заметил, что совпадающие удары разных по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес молота можно измерить. Отсюда Пифагор делает вывод – качественное явление (созвучие) точно определяется через количество (вес молота). Начало всего – единица, которая, повторив себя, образует двойку, а комбинация единиц и двоек – десятку, с помощью которой образуется все многообразие чисел. Из чисел происходят точки. Из точек – линии, из линий – плоские фигуры. Из плоских - объемные фигуры. Из них – чувственно воспринимаемые тела, состоящие из четырех основ: земли, воды, воздуха и огня.

Объявив основой всего сущего число, пифагорейцы обратили тем самым внимание на количественную сторону в закономерностях космоса в целом и предложили математическое решение проблемы бытия.

Элейская школа сложилась в г.Элея, в «Великой Элладе». Ее основателем считается Ксенофан (ок. 570 - ок. 478 гг. до н.э.). Но всегреческую известность она приобрела при Пармениде и его ученике Зеноне.

Парменид (ок. 540 - ок. 470 гг. до н.э.) рассматривает две важнейшие философские проблемы:1)вопрос об отношении бытия и небытия; 2)вопрос об отношении бытия и мышления. Он впервые в истории античной философии использует логическую аргументацию для доказательства философского тезиса, а до него философы просто излагали свои идеи. Во-1-х, бытие есть нечто, что характеризуется положительными свойствами. Небытие - это ничто. Оно не имеет никаких оснований для превращения в реальность, т.е. стать бытием. Во-2-х, небытие не существует потому, что «небытие невозможно ни познать, ни в слове выразить». В-3-х, данное бытие может возникнуть из другого бытия, которое уже имеет в себе зародыш данного бытия. Бытие не может возникнуть из ничего и не может превратиться в ничто.

Если небытия нет, то бытие должно быть едино и неделимо, потому что разделить бытие на части могло бы только небытие. Поэтому бытие неизменно и покоится в центре мира в виде сплошного шара. Для этого бытия не существует ни прошлого, ни будущего. Оно полностью лишено движения. Для Парменида «небытие» - это абсолютная пустота, пустое пространство. И когда он говорит, что небытия нет, то это означает, что нигде в мире нет пространства, не заполненного веществом. Концепция Парменида – это первая в философии попытка изложения метафизического понимания природы.

Отвечая на второй вопрос, Парменид заявляет, что мысль и предмет мысли – одно и то же. Но это не следует понимать так, будто предмет мысли есть, по своей природе, мысль. Нет. Здесь Парменид обосновывает другую важную философскую идею: мысль – это всегда мысль о конкретном предмете. Мысли, лишенной своего предметного содержания, не существует.

В теории познания Парменид противопоставляет чувственное и рациональное познание. Наблюдение, опираясь на чувства человека, показывает множественность вещей мира. Но чувства не дают истинного знания. Для мышления мир представляется как единство, лишенное всякого движения и изменения. Он проводит различие между истиной и мнением, между знанием достоверным и вероятностным. Достоверное знание он связывает с деятельностью ума, а вероятностное - с чувственным восприятием.

Концепция Парменида встретила серьезные возражения со стороны философов. Его ученик и последователь Зенон (480-430 до н.э.) выдвинул ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод Зенона состоял в выяснении истины путем обнаружения противоречий в рассуждениях собеседника и их устранения. Он напоминает прием доказательства от противного, используемого в математике. Зенон принимает условно тезис оппонентов Парменида.

Тезис 1.«Допустим, что пространство может быть мыслимо как пустота».

Доказательство. Если мы допустим существование такого пространства, то в силу вступает следующее рассуждение: все существующее находится в пространстве. Чтобы существовать, пространство как пустота должно находиться в другом пространстве. Это второе пространство должно существовать в третьем и т.д. до бесконечности. Вывод: Существование пространства как пустоты немыслимо.

Тезис 2. «Допустим, что мыслимо существование множества вещей». Доказательство. Если принять этот тезис, то окажется, что о каждом элементе множества придется говорить, что он одновременно и не имеет никакой величины и бесконечно велик по величине, а сумма элементов множества должна мыслиться и как число конечное, и как число бесконечное. Вывод: Существование множества вещей немыслимо.

Тезис 3. «Допустим, что может быть мыслимо движение».

Аргументы Зенона против мыслимости движения приобрели широкую известность в истории философии. До нас дошли четыре таких аргумента, которые Зенон назвал апории (затруднение, недоумение): «Дихотомия (деление на два)», «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела», «Стадий».

В апории «Дихотомия» Зенон пытается доказать, что движение немыслимо как движение одного тела, проходящего по прямой из одной точки в другую. Чтобы попасть из точки А в точку В, тело сначала должно пройти 1/2 пути. Но чтобы пройти 1/2 пути, тело должно пройти 1/4, а до того 1/8, 1/16 и так до бесконечности. Поэтому тело никогда не достигнет точки В, ибо оно должно было бы пройти за конечное время бесконечное множество точек.

Немыслимость движения одного тела доказывается так же в апории «Летящая стрела». Предположим, что стрела летит. Но ее можно рассматривать как покоящуюся, т.к. она занимает в каждый момент времени пространство, равное своей длине, по отношению к которому она оказывается неподвижной. Следовательно, стрела в одно и то же время и движется, и не движется.

Движение немыслимо как движение двух тел друг относительно друга. Это Зенон рассматривает в апории «Ахилл и черепаха». Самый быстроногий среди людей Ахилл никогда не догонит черепаху. Чтобы догнать черепаху, Ахилл должен сначала пройти расстояние, отделяющее его от черепахи. Но пока он преодолевает это расстояние, черепаха прошла еще некоторый отрезок. Пока Ахилл проходит этот отрезок, черепаха опять продвинулась вперед и так до бесконечности, потому что расстояние между Ахиллом и черепахой никогда не будет равно нулю.

В этих логических конструкциях Зенон вовсе не думает отрицать движение как чувственную данность. По мнению Гегеля, «мы должны понимать аргументы Зенона не как возражения против реальности движения, каковыми они представляются на первый взгляд, а как указание на необходимый способ определения движения и на ход мысли, который необходимо соблюдать при этом определении». Короче говоря, дело заключается не в отрицании движения, а в том, как его можно выразить в мышлении.

Зенон верно заметил диалектику в понятии движения, но разорвал это понятие на две части и противопоставил их друг другу. На самом деле пространство и время и прерывны, и непрерывны, а движение есть разрешение противоречия между прерывностью и непрерывностью как пространства, так и времени. Заслуга Зенона заключается в том, что он специально занялся обнаружением противоречий в мышлении человека и тем самым поставил проблему необходимости диалектико-материалистического определения мышления и бытия в философии. Исследование Зенона привело к осознанию важности таких категорий, как движение, покой, время, пространство, конечность, бесконечность, к частичному пониманию их противоречивой природы.

О жизни и сочинениях Левкиппа известно мало. По свидетельству античных авторов он признавал наличие атомов как мельчайших частиц, из которых состоят все тела. Атомы постоянно движутся в пустоте и имеют бесконечное множество форм.

Демокрит (ок. 460 –370 до н.э.) развивает атомистическое учение в логически последовательную систему. Ему принадлежит около 70 сочинений по физике, этике, математике, музыке, риторике, астрономии, медицине и т.д. Обширные знания, глубина и цельность исследований сделали его одним из самых выдающихся мыслителей античности. О нем с уважением говорили Аристотель, Цицерон, Плутарх. К. Маркс писал: «Демокрит был эмпирическим исследователем и первым энциклопедическим умом среди греков».

Началом всего сущего Демокрит считает атомы, число которых во Вселенной бесконечно. Атом неделим, вечен, неизменен, тождествен самому себе, внутри его не происходит никаких движений. Атомы бывают разной формы - шарообразными, выпуклыми и вогнутыми, с крючками и петлями, угловатыми и якореобразными. Число форм атомов бесконечно. При столкновении атомы сцепляются между собой и образуют тела. Демокрит пояснял, что «большая или меньшая степень твердости или мягкости тела соответствует большей или меньшей степени плотности или разряженности».

Свои атомистические воззрения Демокрит развивает в неразрывном единстве с понятием вечности времени, из которого он выводит необходимость всех явлений природы. По Демокриту, ни одна вещь «не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Необходимость – это атрибут атома, неразрывно связанный с его внутренней сущностью. Атом не подчиняется никакой внешней необходимости, наоборот, он своей объективной необходимостью является причиной всего существующего в мире. Необходимость у Демокрита имеет естественное происхождение. Исходя из причинно-следственного принципа объяснения действительности, атомисты впервые в науке создали аргументированную теорию всеобщей причинной необходимости, которая стала методологическим основанием научного объяснения природы.

Атомисты отрицали объективный характер случайности и вместе с тем отрицали беспричинность случайности. Демокрит приводит такой пример. Человек копал в саду и нашел горшок с золотом. Случайно это или нет? Нет, отвечает Демокрит, человек копал землю потому и нашел клад, если бы не копал, то не нашел бы. Следовательно, клад найден не случайно, находка имеет свою причину. Для атомистов случайность субъективна. Случайным у них оказывается то, причину чего мы не знаем. Но в реальности причина имеется, поэтому случайность у атомистов, оказывается мнимой. Т.о., сведя необходимость к причинности, они отвергли случайность и сделали необходимость абсолютным основанием всех связей материальной действительности.

Демокрит поставил проблему реального существования пространства как одного из необходимых условий бытия материи. Пространство, как и атом, не может бесконечно делиться, иначе оно превратиться в ничто, в небытие. Концепция пространства у Демокрита согласуется с его трактовкой категорий движения и времени. Движение происходит во времени и пространстве, а вместе они являются условиями существования атомов. По Демокриту, пространство, движение и время нашему чувственному восприятию даны как дискретные единицы, которые имеют предел своего деления. Движение рассматривается как неотъемлемое свойство материи. Оно не имеет ни начала, ни конца во времени. Демокрит выделяют два рода движения – основное, присущее атомам, и производное, т. е. перемещение предметов.

Демокрит отстаивает идею бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном пространстве. Миры различны по величине и находятся друг от друга на разном расстоянии. Они находятся на различных стадиях своего существования: одни еще растут, другие находятся в стадии расцвета, третьи разрушаются. По Демокриту, в некоторых мирах нет ни Солнца, ни Луны, в некоторых – Солнце и Луна больше наших по размеру, а в некоторых – их больше по числу.

Демокрит различает два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Первый он называет темным, второй истинным. Темное знание не означало у него ошибочность в отражении действительности. Просто познание с помощью чувств, по Демокриту, давало менее точное знание о мире, чем познание с помощью разума. Чувства давали знания об отдельных вещах, а познание атомов было возможно только с помощью мышления.

Демокрит явился основоположником материалистической теории познания, в основе которой лежит принцип истечения. При соприкосновении познающего субъекта с предметами внешнего мира с их поверхности истекают мельчайшие образы этих предметов. Они проникают в органы чувств человека, соприкасаются с атомами души и вызывают у человека ощущения вещей внешнего мира, на основе которых затем формируются мысли об этих вещах. Демокрит понимал всю сложность и трудность процесса познания. Он говорил: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Поэтому субъектом познания может быть не любой смертный человек, а только мудрец.

Демокрит первым в философии сделал попытку рассмотреть возникновение человека и общества как результат естественного развития. Эсхил в трагедии «Прикованный Прометей» показывает, как титан Прометей в тайне от богов наделил людей сознанием, речью, дал им огонь, научил их письменности, домостроению, мореходству и т.д. По Демокриту, люди поначалу вели стадный образ жизни, не имели одежды, жилищ, не знали земледелия, огня, питались травами и плодами деревьев. Но постепенно они сами до всего дошли, подгоняемые нуждой и пользуясь наблюдением над природой.

Демокрит разрабатывает учение о культуре. Он, во-1-х, вносит в понятие культуры идею ее развития и доказывает, что материальная и умственная человеческая культура постоянно развиваются. Во-2-х, движущей силой развития культуры он считает нужду и пользу, т. е. пригодность вещей удовлетворять нужду. По Демокриту, первая и самая великая нужда – это добывание пищи; второе место занимает потребность в жилище; третье – в одежде. Потребность в общении привела к возникновению языка.

Государство Демокрит рассматривал как оплот общего блага и справедливости. Интересы государства он ставил выше всего остального и заботы всех граждан должны быть направлены прежде всего к его лучшему устройству и управлению, «ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается, и когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним и все гибнет».

Наилучшей формой правления Демокрит считал демократию. Он понимал демократию, во-1-х, как власть народа, а во-2-х, как способ организации власти через демократические выборы. Но он вместе с тем прекрасно понимал, что неоспоримые преимущества демократии не дают гарантии тому, что избранными всегда будут только наилучшие граждане и призывал совершенствовать механизм выборов должностных лиц. Вместе с тем он хотел, чтобы в государстве были созданы условия, обеспечивающие безопасность для выборных правителей, честно выполнявших свои государственные обязанности. Они не должны преследоваться после оставления должности, но они и не должны ожидать похвал за свою работу.

Демокрит не считает искусство управления государством привилегией высшего класса. Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, не передаются по наследству, а создаются воспитанием и обучением. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». «Больше людей становится хорошими от упражнения, чем от природы».

Движущей силой поведения человека Демокрит считал стремление к тому, что порождает чувство удовольствия и отстранение от того, что может породить чувство неудовольствия. Приятные ощущения служат критерием добра, неприятные – критерием зла. Моральные принципы рассматриваются Демокритом как обусловленные самой природой. Стремление человека к удовольствию он рассматривает как первую ступень к счастью, которое становится таковым только при определенных условиях. Во-1-х, не всякое физическое удовольствие есть предпосылка для счастливого состояния, а только такое, которое основано на удовлетворении естественных и необходимых потребностей. Демокрит призывает «отказываться от всякого удовольствия, которое не полезно». Во-2-х, и при удовлетворении естественных и необходимых потребностей Демокрит предлагает руководствоваться принципом меры. «Прекрасна надлежащая мера во всем». «Если перейдешь меру, то самое приятное становится самым неприятным».

Однако Демокрит не отождествляет счастье с удовольствием. Счастье он определяет как спокойное состояние души, как хорошее, радостное, уравновешенное настроение. Счастье достигается умеренностью в чувственных наслаждениях, умением владеть собой так, чтобы удовольствие пересилило неизбежное страдание, гармоничностью образа жизни, когда необходимые чувственные удовольствия сочетаются с интеллектуальными. Именно интеллектуальные удовольствия вызывают хорошее настроение души, порождают внутреннее богатство, и это более всего содействует счастью. Следовательно, человек может быть счастливым, если только умеет им быть.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет.. имени В Г Белинского.. Философия..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Материализм и диалектика досократиков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

От космоса к человеку: софисты, Сократ.
Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину,

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги