рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

От космоса к человеку: софисты, Сократ.

От космоса к человеку: софисты, Сократ. - раздел Философия, Философия Во 2-Й Половине V В. До Н.э. В Древней Греции Появляются Софисты (От Древнегр...

Во 2-й половине V в. до н.э. в Древней Греции появляются софисты (от древнегреч. «софистэс» - знаток, мастер, мудрец). Но софисты были мудрецами особого рода. Они учили не тому, как познать истину, а тому, как побеждать противника в спорах, как «делать слабейшую речь сильнейшей» (Протагор). Вследствие односторонней критики со стороны Платона софистика получила отрицательную оценку у историков философии. В результате стерлась принципиальная грань между античной и современной софистикой. Между тем античная софистика внесла заметный вклад в развитие философии.

Во-1-х, они были теоретиками риторики и смогли создать науку о слове. Они обратили внимание на гибкость употребления отдельных слов, словосочетаний и понятий и сознательно пользовались диалектикой. Так что софисты были в известной степени продолжателями диалектики Гераклита и Зенона.

Во-2-х, велика их заслуга в области логики. Нарушая в своих рассуждениях еще не открытые законы мышления, они активно способствовали их обнаружению и обоснованию.

В-3-х, в гносеологии они поставили вопрос о познаваемости мира и отвечали на него отрицательно, т.е. они были первыми агностиками в истории философии. Но агностицизм софистов ограничен релятивизмом, который утверждает, что все в мире относительно. В гносеологии релятивизм означает, что истина относительна, что она зависит от условий, места, времени, человека. Они учили, что истина у каждого своя. Поэтому софисты отрицали не истину вообще, а объективную истину.

В-4-х, софисты привлекли внимание философии к проблемам человека и общества. Софисты первыми сделали попытку связать философию с жизнью, с человеческой деятельностью.

Протагор (481-413 до н.э.) считал, что причины всех явлений находятся в материи. Но главное свойство материи он видел не в ее объективности и не в наличии в ней какого-то закономерного начала, а в ее изменчивости. Он распространяет принцип изменчивости материи на познающего субъекта и формулирует три обоснования релятивизма софистики: 1) объект познания и познающий субъект непрерывно меняются; 2) в мире ничто не существует само по себе, а все существует лишь в отношении к другому; 3) все существующее в мире постоянно переходит в свою противоположность.

На основании этих принципов Протагор делает важный гносеологический вывод: если все постоянно меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи в равной степени возможны два противоположных мнения. Но он абсолютизировал это положение и заявил – «все истинно». За что был подвергнут резкой критике Демокритом, Платоном, Аристотелем.

Поскольку существует множество мнений об одних и тех же вещах, человек должен выбирать. Он принимает одно мнение и отбрасывает все остальные. Отсюда следует знаменитый тезис Протагора: «Человек – мера всех вещей». Главным основанием выбора для человека является собственная выгода. Значит, критерием истины становится каждый отдельно взятый человек. Поэтому любое знание не только в какой-то степени истинно, но также и в определенной степени и не истинно.

Протагор одним из первых в философии усомнился в абсолютности человеческого знания, обратил внимание на важность категории относительной истины и тем самым открыл путь для рассмотрения абсолютного и относительного знания в их диалектическом единстве.

Горгий (ок. 483-373 до н.э.) основывал свой релятивизм не на субъективности ощущений, а на тех трудностях, в которые впадает разум при попытке построить непротиворечивое мировоззрение. Он выдвинул три тезиса: 1) «ничто» не существует; 2)если бы «нечто» существовало, то оно было бы непознаваемым; 3) если «нечто» было бы познаваемо, то познание было бы невыразимым. Говоря о том, что «ничто» не существует, Горгий хотел показать, что нельзя доказать, во-1-х, что небытие существует, во-2-х, что бытие существует, в-3-х, что бытие и небытие существуют вместе.

Во втором тезисе Горгий отрицает возможности познания. Если бы бытие существовало, то оно не могло бы ни мыслиться, ни познаваться, т.к. мыслимое не является обязательно существующим. Бытие и мышление не могут быть тождественными в своем существовании потому, что тогда должно было бы существовать все, что можно мыслить (говорящая рыба). Но если все, что мыслимо существует, то тогда все, что не существует, не должно быть мыслимо. Отсюда Горгий делает вывод: «бытие немыслимо, поэтому оно непознаваемо».

В третьем тезисе Горгий доказывает невозможность передачи знаний другим людям. Это нельзя сделать, потому что, во-1-х, речь отличается от мысли; во-2-х, речь и мысли отличаются от предметов; в-3-х, невозможно обеспечить одинаковое знание и понимание у всех людей.

Сократ (469-399 до н.э.) родился в семье ремесленника и повивальной бабки. Он до 25 лет был скульптором, а потом увлекся философией. Свои философские взгляды Сократ излагал в беседах с гражданами в общественных местах, на рынке, на улицах и площадях Афин. Впоследствии Сократ был обвинен в том, что якобы развращал молодежь, осквернял старых богов и вводил новых, что считалось в Афинах государственным преступлением. По существу же он обвинялся в том, что побуждал людей сомневаться в правильности своих действий и социальных установлений. Сократ был приговорен к казни. Но накануне суда из Афин ушел корабль с посольством на празднование в честь легендарного героя Тесея. До возвращения посольства казни в Афинах запрещались, и Сократ провел в тюрьме тридцать дней. Накануне казни друзья уговаривали его бежать, но он отказался, приведя ряд аргументов: 1) как законопослушный гражданин он обязан подчиняться даже неверному судебному решению; 2) побег подтверждал бы его виновность; 3) человек имеет смертное тело и бессмертную душу, которая после смерти покидает тело человека и переселяется в мир идей, где пребывают души всех греков. И Сократ полагал, что его душа, переселившись в мир идей, позволит ему встретиться со всеми знаменитыми греками и усладиться беседой с ними.

Основной проблемой философии, по Сократу, должна стать проблема человека, потому что философия дает человеку то, в чем он больше всего нуждается, а именно: 1) познание самого себя и своих дел; 2) определение программы и цели своей деятельности; 3) ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Исходным принципом философии Сократа стал девиз: «Познай самого себя!» Познать самого себя, по Сократу, значит познать себя как нравственное, общественное, разумное, мыслящее существо, поскольку только в мышлении находят свое выражение общие законы. Ориентация Сократа на человека объясняется тем, что человек только в себе самом может найти истину и сделать ее нормой нравственного поведения. Познание, по Сократу, есть необходимое условие нравственного поступка и если человек не знает что такое благо, то и не может знать, как действовать во имя добра и справедливости.

Истину, по Сократу, можно получить только при помощи общего понятия, а не путем представления. Понятия не вырабатываются в процессе познания, а находятся в человеке от рождения и открываются в ходе диалога с другими людьми или даже с самим собой. Для этого Сократ вырабатывает специальный метод, названный им диалектика. Метод Сократа – это искусство ведения диалога, в котором выделяются три стадии: 1) обнаружение противоречия в рассуждениях собеседника; 2) столкновение противоположных мнений; 3) преодоление обнаруженных противоречий.

Исходным началом метода является ирония. Прикинувшись простаком, Сократ скромно просил собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия тот должен был хорошо знать. Сократ слушал некоторое время, а потом начинал задавать вопросы. Под градом вопросов собеседник терялся и уже сам начинал просить разъяснения проблемы, которая совсем недавно представлялась ему совершенной ясной и понятной. Цель иронии состояла в том, чтобы помочь человеку освободиться от догматизма мышления, от абсолютизации знания, сделать его открытым для истины и способным привести в движение свои духовные силы. Она, с одной стороны, тесно связана с его скептицизмом, с его тезисом о знании им своего незнания, а с другой – с его майевтикой, основанной на глубокой уверенности в том, что человек от рождения обладает истинным знанием и задача состоит в том, чтобы с помощью правильно поставленных вопросов и ответов извлечь из него это знание.

Сократ был первым греческим философом, поставившим вопрос об отношении души и тела. Он считал тело человека смертным, а его душу бессмертной, которая после смерти человека покидает его тело и возвращается в мир идей, где она пребывала до вселения в тело. Сущность человека составляет его душа. А под душой Сократ понимал разум человека, мыслящую субстанцию, которая составляет основу интеллектуальной и моральной личности. Душа – источник благоразумия, сдержанности и самообладания. И пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными наслаждениями, человек остается нравственным. Поэтому человек прежде всего должен заботиться о своей душе, а главная задача воспитания – научить людей взращивать души. Счастье человека связано не с телом, а с его душой. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена и добродетельна. Именно духовный порядок и внутренняя гармония души составляет ее счастье.

Сократ впервые поставил и исследовал вопрос о соотношении знания и добродетели. Он считал, что только знание позволяет человеку разумно использовать средства, которыми он располагает. Богатство само по себе ни добро, ни зло. Оно становится тем или другим в зависимости от знания или невежества. Поэтому знание – благо, невежество – зло. Вместе с тем Сократ различает знания по их важности и значимости для блага человека. Одно дело – знание в производительной деятельности (например, плотника), а другое – знание в области политического управления, направленного на то, чтобы «сделать людей добрыми». Но знания добра и зла в сфере нравственности по своей ценности и значимости превосходят все другие виды знания. Для Сократа этическое знание носит всеобщий характер. Оно есть знание того, что составляет счастье и определяет правильный выбор линии поведения и образа деятельности вообще для его достижения.

Люди часто считают полезным то, что помогает им достичь желаемого, но более всего полезно знать, по мнению Сократа, то, чего следует желать. Незнание этого делает человека рабом его злейших врагов – невоздержанности и жажды удовольствий, ибо «невоздержанность удаляет от человека мудрость, это высшее благо, и ввергает его в противоположное состояние», заставляет служить неразумному и низменному. Свободным человек становится тогда, когда знает, как управлять своими инстинктами.

Итак, мудрость есть высшее благо. И это высшее было для Сократа не только знанием, но и реализацией добродетели, выбором добра. Только та жизнь, по Сократу, является благой и добродетельной, которая посвящена поиску, самопознанию и самосовершенствованию. И если мы хотим знать, что такое высшая человеческая добродетель, то мы должны познать самих себя, стать мудрыми. От мудрости проистекают все добродетели и всякие блага. Сократ основными человеческими добродетелями считал: 1) умеренность – это знание как обуздать страсти; 2) храбрость – это знание как преодолеть опасность; 3) справедливость – знание как соблюдать божественные и человеческие законы.

Таким образом, Сократ пытался найти прочную основу, на которой могло бы твердо стоять здание нравственности человека, всей общественной жизни. Как и при поиске общих понятий, Сократ обращался к внутреннему миру человека, так и в поисках блага он обращается к человеку и приходит к выводу о том, что самопознание и забота о душе является главной задачей человека, основной целью его жизни.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

Пензенский государственный педагогический университет... имени В Г Белинского... Философия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: От космоса к человеку: софисты, Сократ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Возникновение философии, особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае.
Философия возникает более 2,5 тысяч лет назад в Китае, Индии, античной Греции. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает любовь к мудрости. Как показывает история философии, сама фи

Понятие «мировоззрение». Типы мировоззрений.
Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле. Можно, конечно, попытаться укрытьс

Философия как особый тип мировоззрений и познаний.
Мы уже определили точку отсчета, время рождения философии. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально

Становление философии на Древнем Востоке.
История Древней Индии делится на два больших периода. Первый связан с хараппской цивилизацией, сложившейся в долине Инда в районе III—II тысячелетия до н. э. Второй период определяют как время индо

Материализм и диалектика досократиков
Античная философия возникла на восточной окраине греческого мира, в основанных греками городах Малой Азии, где была создана более развитая промышленность и духовная культура, чем в самой Греции. Пе

Эллинистическая философия.
В III в. до н.э. в античном обществе разразился кризис, охвативший экономическую, политическую, социальную сферы. Кризис в обществе нашел свое отражение и в философии, которая все больше утрачивала

Философия средневековья.
Становление средневековой философии охватывает период с I по IV в. н.э и проходило в ожесточенной борьбе между различными течениями и школами античной философии, с одной стороны, и формирующимся хр

Философия Возрождения.
Николай Кузанский (1401-1464) родился в семье крестьянина, но получил хорошее образование, стал кардиналом и вторым лицом в римской церковной иерархии. Основные работы: «Об ученом незнании», «О быт

Эмпирический материализм XVII в.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником английского эмпирического материализма. Основные работы: «Новый Органон», «Опыты нравственные и политические», «Новая Атлантида». Бэкон считал, чт

Рационалистическая философия XVII в.
Рене Декарт (1596-1650) родился в семье дворянина. Основные работы: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Он решительно выступал против схоластики как оторванной

Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.
Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма.

Деистическое направление во Французской философии
Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) происходил из знатного феодального рода Основные работы: «Персидские письма», «О духе законов». Он был прежде всего социологом и стремился вывести принципы исследова

Французский материализм XVIII в
Поль Анри Гольбах (1723-1789) родился в семье богатого купца, имевшего титула барона. Окончил Лейпцигский университет и в 1750 г. переезжает из Германии в Париж, где быстро сошелся с энциклопедиста

И. Кант
Иммануил Кант (1724-1804) родился в Кенигсберге, в семье богатого ремесленника. Окончил Кенигсбергский университет. В философии Канта принято различать два периода – докритический и критический.

Философия природы
Абсолютная идея, по Гегелю, познав свое содержание, решает отпустить себя в качестве природы. «Природа есть идея в форме инобытия». Здесь идея становится реальностью. Ценность философии природы, по

Философия духа
Философия духа Гегеля представляет собой идеалистическое учение об общественной жизни, о различных видах человеческой деятельности, о формах общественного сознания. Реальные связи людей, все многоо

Феноменология рассматривает три формы индивидуального сознания: сознание, самосознание и разум.
Сознание на начальном этапе своего развития имеет предметный характер, поэтому здесь речь идет об отношении сознания к объекту как чему-то такому, что не зависит от сознания. Это – чувственное созн

Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущег

Лекция 7. Философия марксизма
  Сейчас некоторые отечественные критики марксизма говорят о том, что теория марксизма возникла только благодаря гениальности К. Маркса и Ф. Энгельса и не имела под собой никакого объ

Материалистическое понимание истории
К апрелю 1846 г. Маркс и Энгельс завершили совместный труд «Немецкая идеология», где излагается сущность материалистического понимания истории. Предпосылками построения этой теории для ее авторов б

Материалистическая диалектика
Маркс и Энгельс, высоко оценивая диалектику Гегеля, отмечали ее не способность понять и исследовать природные и социальные процессы. Они критически преобразовали гегелевскую диалектику и показали,

Обоснование коммунизма
Идея коммунизма связана с упразднением частной собственности, поэтому Маркс, прежде всего, должен был выяснить происхождение этой собственности. Исследование частной собственности – это исследовани

Историческая судьба марксизма
Создавая свою теорию, Маркс не избежал целого ряда серьезных ошибок в своих выводах относительно перспектив развития социальной действительности. Однако отдельные ошибочные выводы с лихвой перекрыв

Философия жизни.
Философия «жизни» как одно из наиболее влиятельных философских течений на Западе складывалось во второй половине XIX в., но своими корнями она уходит в философию А. Шопенгауэра. В «философии жизни»

Позитивизм.
Одним из наиболее влиятельных течений западноевропейской философии является позитивизм, сформировавшийся в 30-е гг. XIX в. Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857

Экзистенциализм.
Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX в. в Германии. Его основателями были М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969). В 40-е гг. он распространяется во Франции. Наиболее видными представите

Психоанализ.
ПсихоаналитическаяфилософияоснованаавстрийскимврачомЗигмундомФрейдом(1856-1939). Психоанализ нацелен прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов псих

Борьба идей в русской философии в середине XIX в.
Своими истоками русская философия уходит в XI в., когда шел процесс становления древнерусского государства и формирования общерусского общественного сознания. На формирование и развитие русской фил

Религиозная философия России
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - сын выдающегося историка С.М. Соловьева. В юности пережил религиозный кризис, стал атеистом, последователем материалиста Бюхнера и нигилиста Д.И. Писарева.

Народническая философия
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) родился в помещичьей семье, окончил Михайловское артиллерийское училище. В 50-е гг. у него появился интерес к социально-политической проблематике. В 1862 г. он вход

Судьба марксистской философии в России.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Участвовал в движении народников, состоял в обществе «Земля и воля». После ее раскола был одним из организаторов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги