ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Особенности философского знания определяют предмет философии.

Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия – это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. В этом смысле предмет философии во многом совпадает с предметом науки.

В философии Нового времени это традиция была во многом продолжена, только на первый план вышло стремление отделить философию не столько от вне научного знания, сколько от частнонаучного (эмпирического). У Канта, Гегеля как и в аристотелевском учении следует, что философия – это наука о всеобщем, которое есть чистая мысль, абстракция.

Понимание предмета философии как теории всеобщего проходит практически через всю историю философии вплоть до наших дней, но различная сама трактовка всеобщего: или «объективно существующее всеобщее», или всеобщее в познании, в логике.

Определение предмета философии представляет серьезную проблему и сегодня. Для одних – предмет философии – это общие законы природы (или общества, или бытия вообще), взятые сами по себе, вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например, позитивистов, наоборот, философия – учение лишь о знании, точнее о языке теории вне связи с тем, каковы объективные закономерности, изучаемые этой теорией. Существуют и другие не противоречащие, а скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии.

Если брать определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, то получается, что законы любой из названных областей, поскольку они общие, то оказываются и философскими. Как по таким критериям отличить общие философские законы от нефилософских (например, химии, биологии, истории) , но тоже общих законов этих наук? Иными словами, философия рядом с другими науками оказывается избыточной, так как решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки.

Если же искать место философии среди наук и духовных явлений об идеальном, то и здесь она оказывается лишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи. Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального – к логике и языку науки.

Место философии согласно ее мировоззренческому характеру – «ничейная земля», связь материальной и идеальной реальности. Философия как мировоззренческое знание изучает отношение бытия и мышления, природы и духа. Философское видение мира с необходимостью предполагает различие чувственного и мыслимого бытия. Философия изучает не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта

Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания.

Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъект-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе преобразования и познания последнего.

Под субъект-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас действительность представляет для философов как система отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

 
 

 


Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие стороны отношений субъекта к объекту.

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд 1, гл. 3.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Введение, п. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2002. Гл.1, п.1.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.