РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевшие философский характер. Так, создатель «Повести временных лет» - истории древних славянских народов – Несторрассуждал, в частности, о добре (божественном поведении) и зле (дъявольском искушении). Как можно понять, через их борьбу и развивается общество. Бог наделил человека смертным телом, но бессмертной душой, а также свободой воли. Поэтому человек должен отвечать за свои поступки перед богом. Люди и народы, не внимавшие божественным предзнаменованиям, нарушавшие божьи заповеди, живут в грехе и будут сурово наказаны Господом.

В XIV веке появилось уже, можно сказать, чисто философское произведение «Диоптра», или «Зерцало», в котром речь шла о душе и теле, о боге и человеке, об устройстве вселенной, о «кончине мира» и «Страшном суде». Автор –Филипп Пустынник (Филипп Философ) по-христиански рассуждал о боге и божественной премудрости, но высказывал и стихийно-материалистические суждения. Душа, учил он, управляет телом, а тело есть нечто неизменное. Но душа может существовать и без тела в загробном мире. Тело как сосуд пороков и скверны все время жаждет совратить душу с пути праведного, что ему чаще всего и удается. Но поскольку человек состоит из тела и души, он относится и к материальному, и к духовному миру. Материальный мир срстоит из четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня, которые образуют в человеке «четыре сока». Душа состоит из трех частей: ума, слова и самой по себе души. Она обладает «помысленной» (разумом, мыслью), «яростной» (гневной) и «желательной» (желаемой) силами. Главная сила души – «помысленная». Душевные свойства (гнев и ярость, целомудрие и порочность, кроткость и храбрость, характер человека, его страсти и добродетели) определяются не Богом, а соотношением «четырех соков», четырех материальных элементов. На душевные качества также оказывают влияние место, возраст человека, климат и т.п. Человек смертен, но душа бессмертна. Судьба души после рождения человека определяется уже не Богом, тем, каким путем пойдет сам этот человек. Путь добродетели ведет к райскому блаженству, путь порока – к вечным адским мукам. Бог безразличен к повседневной жизни человека, который сам ответственен за свои поступки.

В XIV – XVI веках распространились вольнодумства и ереси, направленные против официальной религии («Стригольники», еретические кружки Ф.Курицына, Матвея Бакшина и др.)

В XVII веке под влиянием развития западноевропейской науки получили развитие и некоторые материалистические идеи. Свидетельством этому может служить творчество Юрия Крижанича, в частности его «Политика». В ней автор рассуждал о государственном устройстве, высказывая и философские представления. По его мнению, человеческое тело состоит из «четырех первозданных вещей»: земли, воды, воздуха и огня, которые между собой постоянно враждуют, что ведет к вечным «несогласиям». Человек отличается от животных своим разумом и руками. Разум и мудрость ообеспечивают людям богатство и славу, дарят благо и открывают истину. Невежество же порождает суеверия и ереси. Знания позволяют постичь причины явлений. Философ как «рачитель мудрости» познает следствия, а через них – причины. Причины бывают творящие, материальные, формальные, конечные, производящие и содействующие. Сама же мудрость делится на духовную и мирскую. Духовную дают занятия богословием, которое включает в себя также механику, математику и философию – «мудролюбие». Философия состоит из логики (грамматики, диалектики, риторики и поэтики), физики (науки о рудах, камнях, деревьях, травах, животных и прочих видимых вещах) и этики (учения о личной нравственности), или идиоэтики, экономии (или науки о ведении хозяйства) и политики (или науки об управлении народом).

Таким образом, формирование философских идей в России шло под влиянием европейских (особенно византийских) религиозных доктрин. Философия, облеченная в религиозные формы, искала ответы на вопросы об устройстве мироздания и общества, о смысле существования человека.

С XVII века характер общественной мысли меняется – она все больше ориентируется на отказ от религиозной догматики и переход к развитию философского мышления на основе естественно – научного познания.

М.В.Ломоносов (1711 – 1765 гг.) – великий русский ученый представил новое явление в русской познавательной культуре. В широкий круг его познавательных интересов входила и философия. Он заложил основы материалистической традиции в русской философии. Он говорил, что наука должна опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на тексты священного писания. Естествоиспытатели не должны пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философским следует считать только то познание, которое имеет дело с «натурой» и отмечает происходящие в ней изменения. Философия же доказывает, что «ничто не происходит без достаточного основания».

Природу и ее законы Ломоносов понимал материалистически. На первое место в науке он выдвигал «метод философствования, опирающийся на атомы». Он обосновал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю определял как «протяженное несопроницаемое, делимое на чувственные части». Материя есть то,из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Действие и противодействие, притяженность и инерция, а также другие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких – либо сверхъестественных сил.

Согласно Ломоносову, в основе мороздания лежат мельчайшие частицы, которые он называл то монадами, то атомами, но не считал их в отличие от Лейбница духовными образованиями. Здесь Ломоносов стоял на позициях механического материализма, хотя не был чужд и диалектики, например, в истолковании эволюции природы, считая, что ее растительное и животное царства, да и весь видимый мир, подвержены постоянным переменам.

В теории познания Ломоносов опять – таки был материалистом, полагая, что начатки знаний дают нам чувственные восприятия, которые затем разум перерабатывает в понятия и идеи.