ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.

С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических принципов понимания философских проблем. Например, трактовка философии уже не как «науки наук», а как одного из средств познания, орудия преобразования мира. Кроме того, разуму отводилась уже не столь определяющая роль, его потеснили нерациональные формы и процессы духовного опыта. Особенно глубокие сдвиги в философии произошли во второй половине 20 века. Наметились следующие черты:

1. Смена господствующих направлений.

2. Сближение и поиск компромиссных позиций различных по своему характеру философских воззрений.

3. Возникновение новых мировоззренческих подходов и возвращение к забытым старым.

4. Осмысление всех философских вопросов на широкой социокультурной основе.

5. Постановка в центр исследований комплексного подхода к проблеме человека с привлечением естественнонаучного, научно-технического, гуманитарного знания.

Кардинальные изменения в окружающем мире привели к новому осмыслению, к поиску новых мировоззренческих установок. Идея альтернативности становится ключевой во многих философских, социально-философских, теологических теориях. В общей форме её смысл сводится к необходимости выработки новой культуры, нового стиля мышления, гуманистического по характеру. Поэтому в современной философии происходит отказ от «фундаментализма», т.е. от построения философской концепции на каких-то раз и навсегда данных «абсолютах», будь то чувственный опыт, «базисные предложения» разума, иррациональные глубины «Я» и др. Одновременно идёт поиск гибких и подвижных принципов, способных к более классическому философскому отображению природной и исторической реальности, уникальности человеческого бытия, стремительно меняющегося знания о мире и знания о знании.

В современной философии выделяется три базисных центра в философских направлениях:

1. Сциентистика как тип научности связана с интересом человека к власти над природой с помощью развития науки, техники и технологии.

2. Гуманитаристика или Герменевтика воплощает коммуникативный интерес человека к общению с себе подобными.

3. Критика идеологий. Эта группа направлений в философии реализует освободительный интерес человека, стремящегося избавиться от внешнего и внутреннего угнетения.

Но границы между этими базисными центрами чаще всего размыты, поскольку философские концепции одной эпохи не могут существовать изолированно.

Сциентистика представлена, например, таким большим разделом как «философия науки», в котором в начале XX века господствовал неопозитивизм и сводивший её к анализу языка физики и математики. Сейчас в её рамках наряду с логико-методологической проблематикой широко обсуждаются онтологические, гносеологические, этические, истореографические проблемы.