Герменевтика.

Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о предпосылках, средствах, целях и критериях такого понимания.

Философская герменевтика – это абсолютизация герменевтической проблематики и герменевтического метода, попытка с его помощью решить основные философские проблемы.

В современной философии выделяется несколько типов философской интерпретации герменевтики:

1. Классическая герменевтика Ф.Шлейермахера, В.Дильтея.

2. Экзистенциально – онтологическая герменевтика М.Хайдеггера.

3. Универсальная герменевтика Х.-Г.Гадамера.

4. Психологическая герменевтика Ю.Хабермаса.

5. Феноменологическая герменевтика П.Рикёра.

Ф.Шлейермахер впервые выдвинул задачу разработки общей универсальной герменевтики. По его мнению, проблема понимания носит всеобщий характер. При этом герменевтическое понимание ориентировано не на простое повторение мыслей автора, а на истолкование произведения как определённого момента жизни, придерживаясь принципа: «Понять автора лучше, чем он сам себя понимает». Соответственно им были разработаны правила понимания. Заслуга Шлейермахера – формулировка «герменевтического круга» – центральный принцип понимания целого, исходя из части, и части, исходя из целого.

М.Хайдеггер считал, что понимание определяет познание: прежде, чем говорить о науке, мире, следует понять всё сущее как существующее сообразно человеческому существованию, человеческому бытию. Тем самым герменевтика у него выступает уже не как метод гуманитарного знания, а как метод всякого познания и более того, метод конструирования всякой действительности.

Универсальная герменевтика Х.-Г.Гадамера сводилась к теории опосредованного языком переживания мира, теории, имеющей значение для любой науки, для любой человеческой деятельности. Его цель – создание герменевтики как универсального способа философствования. По мнению Гадамера, наука не только не обязательна для познания истины бытия, но в силу своих монопольных притязаний на подлинное познание она служит гносеологическим препятствием на пути познания истины. С помощью герменевтики философия должна вернуть свой духовный авторитет:

– человеческий опыт шире, чем область научного познания (искусство, нравственность и т.д.);

– во всех вненаучных формах освоения мира человеком мы имеем с философским откровением.

Поэтому задача герменевтики заключается в выяснении опыта истин, недоступных науке.

В психологической герменевтике Ю.Хабермаса она мыслится как служебная дисциплина. Роль языка в человеческой культуре он не абсолютизирует как Хайдеггер и Гадамер, язык выполняет коммуникативную функцию. Задача философии – объединить общество в единое целое.