ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном активном отражении и конструктивно – творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них.

2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой.

3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека.

4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальноеесть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту, или к какой – то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающиеся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грана вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, ч. IX.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.,2003. Гл. II, п. 3.

3. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. VI, п. 2.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. 4, гл. 3.